Психилогия управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:03, реферат

Описание работы

Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива. Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность—это непросто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………2
2.Психология управления: ее объект и предмет………………………………...3
3.Личность как объект управления………………………………………………5
4.Психологические закономерности управленческой деятельности……….. ..7
5.Мотивация как фактор управления личностью……………………………… 9
6.Заключение……………………………………………………………………..11
7.Список используемых источников…………………………………………...12

Файлы: 1 файл

Психология обработанная.docx

— 28.78 Кб (Скачать файл)

 

 Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………2

2.Психология управления: ее объект и предмет………………………………...3

3.Личность как объект  управления………………………………………………5

4.Психологические закономерности  управленческой деятельности……….. ..7

5.Мотивация как фактор  управления личностью……………………………… 9

6.Заключение……………………………………………………………………..11

7.Список используемых  источников…………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

  Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива. Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.

  Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность—это непросто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

  Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации, — это управленческие отношения людей.

  Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации, — это управленческие отношения людей. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Иначе говоря, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность. В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

 

2.Психология управления: ее объект и предмет

  В психологии управления актуальна проблема соответствия работника организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении особенностей данной организации.

  В психологии управления, в отличие, например,  от социальной психологии труда,  объектом изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной группе, а отношения людей в организации, т. е. в условиях, когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и ответственностью перед законом. Объект изучения психологии управления составляют люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.

  Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психологи Е. Е. Вендров и Л. И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления:

— социально-психологические  вопросы производственных групп  и коллективов;

— психология деятельности руководителя;

— психология личности руководителя;

— психологические проблемы подбора руководящих кадров;

—психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров.

 Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управления органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т. п. ), психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), и других прикладных направлений психологии.

  Психология управления как наука и практика призвана обеспечить психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести: понимание природы управленческих процессов;  знание основ организационной структуры;  четкое представление об ответственности менеджера;  знание способов повышения эффективности управления;  знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;  умение устно и письменно выражать свои мысли; компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и межличностных взаимоотношений среди работников организации. 
 
  

 

 

 

 

 

 

 

3.Личность как  объект управления 

Какой вопрос точнее отражает реальность: кем или чем управляет  руководитель?  Во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения, так как все внимание уделялось  планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической стороне. И только позже, после осознания  роли групп и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно  изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности. Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств.  Новый  подход к управлению все более  базируется на признании приоритета личности перед производством, перед  прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему без психологических  знаний о личности не обойтись.

  Прежде следует, пожалуй, показать различие понятий: "человек", "личность", "индивидуальность".

  Человек — это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы— к человеческому роду. Человек — это специфическое, уникальное единство биологического и социального. 

  Личность — это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т. д.

  Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность — это непременный и важнейший признак личности.

  В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности.  По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах:

1) личность присуща каждому  человеку;

2) личность есть то, что  отличает человека от животных, у которых личности нет; 

3) личность есть продукт  исторического развития, т. е.  возникает на определенной ступени  эволюции человеческого существа;

4) личность есть индивидуальная  отличительная характеристика человека, т. е. то, что отличает одного  человека от другого.  Общаясь  с людьми, мы прежде всего ориентируемся  на особенности их личностного  склада.

  Структура личности может быть представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна:

1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

2) социально-специфические  черты (социальные установки,  роли, ценностные ориентации);

3) индивидуально-неповторимые  черты (темперамент, сочетание  ролей, самосознание). 
 

 

 

4.Психологические закономерности управленческой деятельности

 Как известно, управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. К числу подобного рода закономерностей можно отнести следующие.

  Закон неопределенности отклика. Разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, и как результат—к использованию моделей взаимодействия, неадекватных ни особенностям психологических структур вообще, ни психическому состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.

  Закон неадекватности отображения человека человеком. Суть его состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека. Это объясняется сверхсложностью природы и сущности человека, который непрерывно меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности. В самом деле, в разные моменты своей жизни даже взрослый человек определенного календарного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, социального, сексуального, мотивационно-волевого решения. Имеет значение даже то обстоятельство, что нередко сам человек не знает себя достаточно полно.

  Закон самосохранения. Его смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.

  Закон компенсации. При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и ошибок.

  Закон искажения информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (распоряжения, приказы) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». Чем больше работников знакомится с информацией и передает её другим людям, тем сильнее её смысл отличается от первоначального.

  Закон неадекватности самооценки. Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализе других людей. Известно, что самооценка никогда не бывает адекватной — она всегда либо завышена, либо занижена. Кроме того, человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это, безусловно, накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя.

 

 

   

 

 

 

 

5.Мотивация как фактор управления личностью

  Для того чтобы подключить человека к решению той или иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И только при соответствующих мотивациях можно вдохновить людей на решение сложных и сверхсложных задач.

  Наиболее популярной из теорий мотивации в пособиях и работах по практическому менеджменту является концепция А. Маслоу(Маслова) (1908—1970). Он первый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Эта иерархия может быть представлена следующей схемой. Данные потребности составляют пять основных уровней. Названия их, а также графическое их изображение могут быть несколько иными, но суть дела от этого не изменится.

1. Основные физиологические  потребности — это потребности в пище, воде, сне, жилище, мускульной активности. Их чаще называют первичными, базовыми. Ясно, что важнейший стимул к их удовлетворению—деньги, т. е. перспектива экономической состоятельности, жизни без материальных лишении.

2. Потребность в безопасности. Каждый человек хочет избежать  болезней и травм, сохранить  здоровье и работоспособность  на долгие годы. В сознание  нашего народа прочно вжилось  чувство уверенности в завтрашнем  дне. Этим потребностям отвечают  такие стимулы, как гарантированная  работа, социальное страхование,  пенсионное обеспечение, возможность  безбоязненно размещать деньги, ценные бумаги в банках, инвестиционных  учреждениях и т. д.

3. Социальные потребности.  Человеку свойственно желание  постоянно ощущать контакт с  себе подобными. Эта потребность  имеет многообразные проявления. Люди нуждаются в эмоциональной привязанности, любви, поддержке. Известно, какие деформации происходят в личности после долгого пребывания в статусе безработного, когда человек оторван от трудового коллектива.

4. Потребности в уважении  и самоуважении. Мало чувствовать  собственную нужность для организации,  люди хотят быть в своей  среде уважаемыми, признаваемыми  в качестве уникальных личностей. Предполагается, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал, постоянно самосовершенствоваться, найти свое место в жизни.

  Таким образом, согласно Маслову, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека. Потребности физиологические, в безопасности, называемые первичными, потребностями нижнего уровня, служат основанием для удовлетворения потребностей высшего порядка — социальных, в успехе, в самовыражении (самоактуализации). Потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере частично, потребности нижнего уровня.

  Итак, рассматривая личность как объект управления, многие исследователи и практики признавали сложность и недостаточную изученность этого феномена. Здесь приведены лишь наиболее устоявшиеся представления о личности, о некоторых способах активизации ее поведения в процессе труда. Но нужно помнить, что личность зачастую не желает ощущать себя объектом чьего бы то ни было влияния, преднамеренного воздействия, что человек обычно стремится быть не пассивным участником совместной деятельности, а сознательным и активным существом, творящим и мир и самого себя. 
 

Информация о работе Психилогия управления