Психоаналитическая теория личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Введение
Актуальность данной курсовой работы обусловлено тем, что с тех пор, как психология стала позиционировать как наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики исследовательскими методами. И поэтому появление научно-исследовательского подхода к изучению людей надёжно вывело науку психологию на новый уровень. Исследование явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления наиболее характерно для Зигмунда Фрейда и его учеников.

Содержание работы

Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
1 Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности 5
2 Стадии психосексуального развития личности 13
3 Типы тревоги по Фрейду и защитные механизмы психики 24
Заключение 32
Глоссарий 34
Список использованных источников 37
Приложения 38

Файлы: 1 файл

типа готовая курсовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Астраханский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Общая психология

Тема

Психоаналитическая теория личности

Фамилия студента

Смирнова

Имя студента

Вера

Отчество студента

Николаевна

№ контракта

04530120701001


 

Содержание

Основные данные о работе 1

Содержание 2

Введение 3

Основная часть 5

1 Зигмунд Фрейд: психоаналитическая  теория личности 5

2 Стадии психосексуального развития  личности 13

3 Типы тревоги по Фрейду и  защитные механизмы психики 24

Заключение 32

Глоссарий 34

Список использованных источников 37

Приложения 38

Введение

Актуальность  данной  курсовой работы обусловлено тем, что с  тех пор, как психология стала  позиционировать как  наука, главной  ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики исследовательскими методами.  И поэтому появление научно-исследовательского подхода к  изучению людей надёжно вывело науку психологию на новый уровень.  Исследование явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления наиболее характерно для Зигмунда Фрейда и его учеников.

Основа психоаналитического подхода  в теории личности З.Фрейда заключена  в том, что пове¬дением людей  управляют иррациональные психические  силы, а не законы общественного  развития, что интеллект - только аппа¬рат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности и все более углубленного его осмысления.  Этот подход и является достаточно справедливым и одновременно спорным.  З.Фрейд исследует роль важнейшего, по его мнению, двигателя психичес¬кой жизни человека - "либидо" (инстинктивного влечения к чувственному наслаждению), определя¬ющего противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации.

По Фрейду инстинктивный импульс  может быть или разряжен в действии, или неразряженным вы¬теснен обратно в бессознательное, или лишен своей энергия посредством реактивных образований (стыд, мораль) и сублимации (переключения энергии с неприемлемых целей и объек¬тов на приемлемые). Через призму сублимации З.Фрейд рас¬смотрел формирование религиозных культов и обрядов, появ¬ление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. 

Его психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для его описания как личности внутренние психологические свойства индивида. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Он считал, что причина человеческих  проблем происходит из неосознанных естественных импульсов и подводит к тому, что мы не осведомлены в том, над чем мы не имеем контроля. Психоаналитическая теория имеет в своей основе психодинамический подход в исследовании психики человека. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.  

Целью данной курсовой  работы является психоаналитическая   теория  личности Зигмунда Фрейда, в результате  активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал: первую развернутую психоаналитическую теорию личности, обширную систему клинических наблюдений, оригинальный метод лечения невротических расстройств, метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими либо другими средствами.   Актуальность психоаналитической теории личности З.Фрейда не  иссякает в современной психологической науке и психотерапии. Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории З. Фрейда. Не зависимо от того, принимаем мы или отвергаем какие-то его идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию XX века было несомненно глубоким и прочным.  

 

 

Основная часть

1 Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности     

В основе психоаналитической теории З. Фрейда - положение о том, что  неосознаваемые психологические конфликты  контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.    Это соединение теории с терапией и оценкой личности связывает все представления о поведении человека, но за этим лежит небольшое число исходных концепций и принципов. 

Рассмотрим сначала взгляды  Фрейда на организацию  психики, на так называемую «топографическую модель». Здесь следует отметить, что в  топографических описаниях Фрейда тесно переплетенные динамические процессы выступают в виде специфических индивидуальных структур психического аппарата, которые взаимодействуют друг с другом в психологическом пространстве. «Фрейд предупреждал, что такие понятия как Ид, Эго и Суперэго, являются всего лишь абстракциями, что их нельзя рассматривать буквально, и называл любые попытки связать их с конкретными структурами и функциями мозга «мифологией разума».

     1.1.  Топографическая  модель личностной организации              

Согласно  этой модели в психической жизни человека З.Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень - сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени, здесь и сейчас. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие  сигналы.  Область предсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимумом усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.   Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.  

1.2 Психоаналитическая структура личности    

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел  свою концептуальную модель психической  жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: Ид (Оно), Эго  и Супер-Эго. Это было названо  структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

Ид. Слово «Ид» происходит от латинского «Оно», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты  личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет  свое центральное значение для индивида на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании.   Эта разрядка и получила название - принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, Ид, в чистом его проявлении, может  представлять опасность для индивидуума и общества. Также, что очень важно с психотерапевтической точки зрения, оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами.

Фрейд также описал два важнейших процесса, посредством которых Ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы.  

1.Рефлекторные действия. Примером  рефлекторных действий на раздражение  дыхательных путей является кашель. Но не всегда эти действия  приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образы, которые непосредственно связаны с удовлетворением  основной потребности.

2.Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих  представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальность и иллюзию.

Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние  источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей.   

Этот вывод важен тем, что  первичные процессы, неразличение реальности и иллюзии являются фактором последующей невротизации у взрослых.

Эго (от латинского – «Я») - компонент  психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, является отделением от Ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Ид.  Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или  соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение некоторого количества энергии Эго для решения проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии.  Таким образом, мы подошли к следующей структурной составляющей психики.  

Супер-Эго (Сверх-Я) – «Мы хотим  сделать предметом этого исследования Я, наше   наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлин-ным субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время… Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я «Сверх-Я».  

По Фрейду Супер-Эго - последний  компонент развивающейся личности, функционально означающую систему  ценностей, норм и этики, разумно  совместимых с теми, что приняты  в окружении индивидуума.  Будучи морально-этической силой личности, Супер-Эго является следствием продолжительной зависимости от родителей. «Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом… Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником».  

Далее функцию развития берет социум. Можно также рассматривать Супер-Эго  как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажены восприятием ребенка.  Супер-Эго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских предписаний, наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект Супер-Эго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля может не служить принципу реальности.   Супер-Эго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими, и если это ему преимущественно удается, у человека чаще могут возникать психологические проблемы. 

Однако и "недостаточный" статус Супер-Эго, возникший  из-за особенностей восприятия (адекватного восприятия реальности или же не совсем достаточного восприиятия) отцовской фигуры в детстве как садиста и тирана может впоследствии стать основой девиации, которая называется нарциссизмом. Супер-Эго нарциссической личности не развито, также, как не развит Эго-Идеал, и главной личностной целью может становиться достижение статусных атрибутов, характерных для данного общества. Нарцисс с трудом способен к межличностной близости, он не способен любить, как и ревновать. Партнер нужен нарциссу как зеркало для отражения себя любимого. Наибольшее значение в становлении нарциссизма имеет изоляция от сверстников с раннего возраста, когда объектом изучения становится только собственное тело. Психопатологическая почва (например, истероидная психопатия) также может привести к формированию этого синдрома. 

Детскому возрасту характерны некоторые  преходящие элементы нарциссизма и  несколько ярче они выступают  в возрасте 14 — 18 лет. Мужской сексуальный  промискуитет (донжуанство) как правило имеет нарциссическую природу, женский же - по О. Кернбергу - встречается практически при любом расстройстве личности. Нарциссическая мать как правило не способна удовлетворять эмоциональные потребности своего ребенка и способствует передаче нарциссической патологии из поколения в поколение.    Таким образом, «деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни».   Фрейд придавал огромное значение  этому делению, здесь начинается психо-аналитическая теория.  

1.3.  Движущие силы поведения  по Фрейду          

Этими силами Фрейд считал инстинкты, психические образы телесных  потребностей, выраженные в виде желаний. Используя общеизвестный закон природы – закон сохранения энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте.

Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял их на две группы: Жизни и Смерти. 

Первая группа, под общим названием  Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов  и обеспечивающих размножение вида. Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих. Энергия этого инстинкта получила название либидо, или энергия либидо - термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении.  Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил следующие участки: рот, анус и половые органы.  

Информация о работе Психоаналитическая теория личности