Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:08, курсовая работа
Введение
Актуальность данной курсовой работы обусловлено тем, что с тех пор, как психология стала позиционировать как наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики исследовательскими методами. И поэтому появление научно-исследовательского подхода к изучению людей надёжно вывело науку психологию на новый уровень. Исследование явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления наиболее характерно для Зигмунда Фрейда и его учеников.
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
1 Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности 5
2 Стадии психосексуального развития личности 13
3 Типы тревоги по Фрейду и защитные механизмы психики 24
Заключение 32
Глоссарий 34
Список использованных источников 37
Приложения 38
Вторая группа – инстинкты Смерти или Танатос – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. В современной практической психологии эти вопросы наиболее подробно исследуются в экзистенциальной модальности и являются ведущими в телесно-ориентированных психотерапевтических направлениях, таких как кинезиология, психокатализ, танатотерапия. Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник - состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Цель инстинкта - всегда состоит в устранении или редукции возбуждения. Объект - означает любого человека, предмет в окружающей среде или в теле самого индивидуума, обеспечивающего цель инстинкта. Пути, ведущие к цели не всегда одни и те же, впрочем, как и объекты. Кроме гибкости в выборе объекта, человек обладает способностью откладывать разрядку на продолжительные отрезки времени. Любой поведенческий процесс может быть описан в терминах: - привязки или направление энергии на объект (катексис); - препятствия, мешающего удовлетворению (антикатексис). Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к людям, увлечение чужими идеями.
Стимул представляет собой количество энергии, необходимой для достижения цели, удовлетворения инстинкта. «Обычно о чувствах, эмоциональных зарядах, аффектах говорят… как о чём-то подвижном, направленном, стремящемся к выраже-нию. Любовь побуждает обнимать, а отвращение отталкивать, злость – убивать, а сострадание залечивать раны ближнего…Эмоциональный заряд подобен топливу, выделяющемуся для совершения той или иной работы. Так задумано природой: совершается «работа» - наступает чувство удовлетворения. И всё было бы хорошо, если бы не ситуации, в которых эмоции не находят своего естественного выхода».
Для понимания динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещение активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Проявления смещенной активности можно наблюдать, если выбор объекта по какой либо причине не возможен. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, домашние конфликты или конфликты на работе. По мнению Фрейда, многие социально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать инстинктивную энергию.
Одна из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития.
Фрейд был одним из первых ученых, осознающих, что психосексуальное развитие это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня. Он считал, что половое влечение, или либидо является силой, мотивирующей поведение. Утверждая, что либидо существует с младенческого возраста, Фрейд был однако далек от мысли об идентичности сексуальности в младенчестве и детстве и сексуальности взрослых людей. Он предполагал, что ранние, не направленные на определенный объект сексуальные ощущения претерпевают в процессе развития ряд прогнозируемых изменений, которые необходимы для формирования личности взрослого человека и его поведения.
Фрейд предложил свою модель различной конституции человека, в зависимости от различия в развитии эрогенных зон, источников полового возбуждения. «Мы можем допустить, что хотя эти источники имеют значение у всех людей, но не у всех они одинаково сильны и что предпочтительное развитие отдельных источников сексуального возбуждения способствует дальнейшей дифференциации различных сексуальных конституций».
З.Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях: оральной, анальной, фаллической и генитальной. При рассмотрении этих стадий следует учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом.
Фрустрация - одно из психических состояний, в ситуации невозможности удовлетворения потребностей. В случае фрустрации, психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения. Сверхзаботливость. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями. В любом случае происходит скопление либидо, что в зрелые годы может привести к «остаточному» поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустация или регрессия.
Также важными понятиями в
2.1 Оральная стадия
В первый год жизни, главным центром концентрации сексуальной энергии и чувственного удовлетворения является рот. Оральная стадия длится от рождения примерно до 18-месячного возраста. В этот период он полностью зависит от родителей, и область рта связана с сосредо-точением приятных ощущений и удовлетворением биологических потребностей. Младенцы не только получают видимое удовольствие от процесса сосания, но и используют рот в качестве инструмента для исследования внешнего мира. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Фрейд описал два типа личности при фиксации на этой стадии.
Первый. Орально-пассивный – веселый, оптимистичный, ожидает «материнского» отношения к себе. Характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью и чрезмерной зависимостью. Постоянно ищет одобрения со стороны окружающих любой ценой.
Второй. Орально-агрессивный (орально-садистический) – в течение второй половины первого года жизни начинается эта фаза оральной стадии, когда у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание, жевание, глотание становится важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической фазе выражается в таких чертах как любовь к спорам, пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения своих нужд. Таким образом, фиксация на оральной стадии в последующем приводит к концентрации напряжения именно в оральной области и требует разрядки хронического орального спазма, что с психодинамической точки зрения объясняет пищевое, химическое зависимое поведение.
2.2 Анальная стадия
Анальная стадия начинается в возрасте от 18-ти месяцев и продолжается до третьего года жизни. В это время сферой чувственного удовольствия становится анальная область. В процессе обучения отправлению естественных потребностей ребенок впервые получает возможность ощутить известную независимость от родительской опеки.
В течение данного периода
В этой стадии приучения к туалету ребенок учится разграничивать требования Ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии. В результате фрустрации в этот период возможно формирование анально-удерживающего типа личности. Этот тип в более взрослом возрасте чрезвычайно скуп, методичен, пунктуален и упрям. Второй результат этой анальной фиксации – анально-выталкивающий. Чертами такого типа является склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистскую жестокость. Некоторые родители поощряют своих детей к регулярному опорожнению и щедро хвалят за это. Подобный подход воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.
А.Фрейд, в работе «О природе детской
сексуальности» (1965), рассмотрела данную
фазу в более широком аспекте.
Амбивалентные отношения
2.3 Фаллическая стадия
Между тремя и шестью годами эротический интерес переключается на наружные половые органы. По меньшей мере, с 3 лет ребенок впервые обращает внимание на наличие или отсутствие у него пениса. Фрейд считает, что желание девочки иметь пенис и понимание того, что его нет - критический период в развитии женщины.
На протяжении фаллической фазы психосексуального развития дети могут исследовать половые органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями. Дети, по мнению Фрейда, имеют хотя бы смутное представление о сексуальных отношениях и, в большей своей части, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери.
Фаллическая стадия характеризуется тем, что, ребенок, любя обоих родителей, все же отдает предпочтение тому из них, кто противоположен его полу, проявляя явное соперничество в отношении другого. Взрослым, заметив такое предпочтение, нежелательно говорить об этом в присутствии ребенка и тем более ставить его перед выбором, заставляя ответить на вопрос: «Кого ты больше любишь – маму или папу?» В этом случае в душе ребенка идёт борьба между испытываемым явно большим чувством любви к одному из родителей и необходимостью отречься от этого чувства на словах. Вредно для последующего нормального развития личности фиксировать его внимание на чувствах и мыслях по поводу этих чувств, особенностью которых является их временность, что единственно нормально на этой фазе развития психики человека. Доминирующий конфликт этой стадии у мальчиков называется Эдиповым комплексом (по имени героя древнегреческой трагедии, который по незнанию убил отца и женился на собственной матери) , и аналогичный у девочек – комплекс Электры.
Суть
этих комплексов заключена в неосознанном
желании каждого ребенка
Рассмотрим, как Эдипов комплекс проявляется у мальчиков. С момента рождения главным источником удовлетворения для ребенка является мать или фигура ее замещающая. И могут возникать фантазии полового сближения с матерью (что вполне естественно, поскольку он уже любит мать, так же как она его). Такие фантастические желания ведут к развитию эдипова комплекса. Мальчик хочет обладать матерью, хочет выражать свои эротические чувства точно так же, как, по его наблюдению, делают люди старшего образа. Отец воспринимается как препятствие к получению генитального удовлетворения. Мальчик ревнует мать к отцу, считая последнего соперником в борьбе за ее любовь. В то же время мальчик боится гнева могущественного отца и особенно опасается, что тот накажет его, лишив пениса. Отсюда, из-за соперничества или вражды с отцом, т.к. мальчик понимает, что отец не желает терпеть его романтические чувства к матери, в результате чего возникает опасность возмездия, появляется боязнь кастрации. Это заставляет отказаться от стремления к инцесту с матерью. Страх перед возможной кастрацией поддерживается в уме мальчика двумя логическими соображениями: 1) он считает, что пенис будет "наказан" как источник удовольствия и вины, 2) он уже знает, что у девочек не бывает пениса и, следовательно, его можно отнять.
Разрешение Эдипова комплекса происходит на более поздней стадии развития, примерно между пятью и семью годами, когда мальчик подавляет свои сексуальные желания в отношении матери и враждебного отношения к отцу и начинает идентифицировать себя с отцом. Таким способом он пытается как можно больше походить на отца, чтобы однажды стать столь же могущественным и быть в состоянии удовлетворить свои сексуальные устремления.
Этот процесс, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, приобретение конгломерата ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения. Во-вторых, в процессе идентификации мальчик может удержать мать, как и объект любви, путем замещения, т.к. он обладает теми же качествами, что и отец. Однако самым важным является интернализация родительских запретов и норм, что дает почву для развития совести или Супер-Эго. И тогда Супер-Эго является разрешением Эдипова комплекса.
Версия Эдипова комплекса у
девочек называется комплексом Электры
(по имени персонажа
Вступая в фаллическую стадию, девочка обнаруживает отсутствие пениса (что может символизировать отсутствие силы), как у брата и отца. Девочка чувствует себя обманутой и завидует мальчикам, когда обнаруживает, что у тех есть пенис. На этой почве, по Фрейду, у девочек развивается зависть к пенису, выражающаяся в открытой враждебности к матери, упрекая, что та родила ее без пениса. Стремление к отцу формируется на представлении о нем как обладателя этого органа. Сексуальное удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек 5-7 лет клиторная мастурбация сопровождается фантазиями, в которых клитор становится пенисом.
Разрешение комплекса Электры у девочек, по Фрейду, идет тем же путем что у мальчиков, т.е. идентификацией с матерью (отождествление себя с конкурирующим родителем). Однако, комплекс Электры сложнее эдипова комплекса. По мнению Фрейда, эта ситуация решается не столь адекватно как случаие эдипова комплекса, поскольку девочка не столь сильно мотивирована страхом: в конце концов, она все равно уже "потеряла свой пенис". Фрейд считал, что это, менее успешное разрешение конфликта в детском возрасте и является причиной того, что степень психологической зрелости женщин меньше, чем у мужчин, поскольку зависть к обладателям пениса сохраняется на протяжении всей жизни.
Неразрешенные комплексы могут вести к невротическим моделям поведения, имеющим отношения к импотенции и фригидности. На данной стадии развития типично для ребенка быть хвастливым, любопытным, демонстративным. Наоборот, родителей должно насторожить отсутствие у ребенка желания похвалиться, выставить себя на показ и т.п. Это свидетельство вытесненности нормальных для его возраста побуждений, на которые когда-то грубо и резко отреагировали взрослые, что и оказалось травмирующим фактором.