Психодиагностика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 23:42, лекция

Описание работы

1. Понятие о психодиагностике
2. Научная и практическая психодиагностика
3. Истоки психодиагностики как науки
4. Современные проблемы психодиагностики и пути их решения

Файлы: 1 файл

Тема1.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Тема: Психодиагностика как наука

 

План:

  1. Понятие о психодиагностике
  2. Научная и практическая психодиагностика
  3. Истоки психодиагностики как науки
  4. Современные проблемы психодиагностики и пути их решения

 

1. Понятие о психодиагностике.

 

Психологическая диагностика, являясь одной из важнейших дисциплин, непосредственно связанных с общественной практикой, получила в последнее время широкое признание. Она выступает наряду с психопрогностикой, психокоррекцией и психопрофилактикой в качестве одного из способов применения психологического знания в реальных жизненных ситуациях и занимает важное место во многих сферах практической деятельности, испытывающих потребность в учете психологических особенностей человека.

Со стороны общественной практики актуальность рассмотрения проблем психологической диагностики обусловливается: а) задачей дальнейшего совершенствования педагогического труда в современных условиях социально-экономического развития общества, в частности необходимостью учета психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспитатель-ном процессе, значительного улучшения их изучения; б) высокими требованиями к качеству психологической подготовки учителя и ее существенными недостатками, в числе которых слабая связь обучения с практикой, проявляющаяся в академическом характере читаемых курсов психологии, их недостаточной ориентации на решение практических задач учебно-воспитательного процесса; в) введением должности психолога в учреждениях образования и открытием в ряде университетов и педагогических институтов страны специальных факультетов и отделений, осуществляющих подготовку психологов, что требует своего научного и методического оснащения.

Актуальность рассмотрения проблем психологической диагностики определяется также особенностями современного состояния психологической науки, в частности теоретических исследований в области психодиагностики: а) обозначившимся в последнее время разрывом между действительными возможностями психологической науки и опережающими их требованиями практики; б) недостаточной разработанностью вопросов о научных основах постановки психологического диагноза, связанной с тем, что современная теория психодиагностики представляет собой в большей степени математико-статистическую (нормы, надежность, валидность), чем психологическую теорию, а также теорию разработки психодиагностических методик, ориентированную на психолога-исследователя, чем теорию постановки психологического диагноза, рассчитанную на психолога-практика; в) незавершенностью процесса формирования терминологического аппарата психологической диагностики; г) отсутствием в современной психологии концептуальных схем, позволяющих объединить и достаточно полно объяснить факты из различных областей постановки психологического диагноза.

Данное исследование продолжает линию анализа, заложенную в отечественной психодиагностике Л. С. Выготским (1936), и опирается на работы А. А. Бодалева, Л. Ф. Бурлачука, Ю. З. Гильбуха, К. М. Гуревича, И. В. Дубровиной, Ю. М. Забродина, Е. А. Климова, Н. Ф. Талызиной, В. Д. Шадрикова и др.

 

Диагноз («диа» - различать, «гнозис» - познавать греч.) – различительное познание.

В современной науке под психодиагностикой понимается распознавание состояния какой-либо системы или объекта. Само это состояние недоступно прямому наблюдению, поэтому о нем судят по некоторым внешним признакам, которые называются симптомами, например: в медицине врач по комплексу симптомов ставит медицинский диагноз, так как относит заболевание к определенной диагностической категории для которой известно лечение, аналогичная картина наблюдается и в психологии, от диагностических признаков осуществляется переход к диагностическим категориям. Признаки можно непосредственно наблюдать и регистрировать, а категории недоступны непосредственному наблюдению. Переход от наблюдаемых признаков к ненаблюдаемым категориям представляет собой диагностический вывод, результатом является диагноз, но в психологии это слово не используют. Этот переход затрудняется тем, что между признаками и категориями нет взаимно однозначной связи, например: один и тот же поступок ребенка может иметь различные причины. Поэтому для однозначного вывода недостаточно одного симптома, нужно анализировать целый комплекс симптомов.

Диагностика имеет особое значение это связано с тем что внутренние психические явления недоступны внешнему наблюдению поэтому любое психологическое измерение представляет собой диагностическую задачу, так как о психических явлениях приходиться судить по их внешним проявлениям.

Выявление наличных симптомов связанных со скрытым фактором может быть осуществлено двумя путями. Первый путь – тестирование. Тест – это серия однотипных стандартизированных кратких заданий, различные тестовые задания выявляют различные симптомы. Разработка и испытание тестов требует большой исследовательской работы. Второй путь выявления симптомов – экспертная оценка. Экспертные методы предполагают высокий уровень профессиональной подготовки, опыт психодиагноста.

Тесты позволяют обследовать большое количество людей в большие сроки, они лучше защищены от методических ошибок возникающих из-за низкой квалификации психодиагноста. Экспертные методы позволяют более точно и полнее оценить исследуемое качество, но требует большого количества времени на индивидуальную работу с человеком. Эти методы страдают от субъективизма психодиагноста, но они хорошо вписываются в работу по оказанию психологической помощи.

 

2. Научная и практическая  психодиагностика.

Психодиагностика это и теоретическая и практическая дисциплина, при этом различают общую и дифференциальную психодиагностику. Общая психодиагностика как наука рассматривает закономерности, и правила вынесения диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков определенного психического процесса, состояния или свойства к суждению о наличии или выраженности этих психических явлений.

Общая психодиагностика как наука опирается на следующие три сферы:

1. На сферу общих психологических  знаний, которые включают в себя  общую, социальную, дифференциальную  психологию, а частная психодиагностика опирается на медицинскую, возрастную, юридическую, военную психологию. Это связано с тем, что диагностические переменные должны иметь теоретический смысл в соответствующей области наук. Психологические переменные, которые измеряются в процессе психодиагностики, выступают как некоторые теоретические конструкты.

2. Сфера – психометрика –  это наука, обосновывающая и разрабатывающая  диагностические и измерительные  методы в психологии.

3. Сферы практического применения  психологических знаний.

Практическая психодиагностика – это область применения психодиагностических процедур на практике, она предполагает определенный уровень профессиональной подготовки психодиагноста, интуицию, жизненный и профессиональный опыт работы. Психодиагност должен знать не только психодиагностический инструментарий и правила их применения, он должен владеть также общепсихологическими знаниями и специфическими знаниями, которые относятся к узкой сфере его профессиональной деятельности. Кроме этого психодиагност должен соблюдать этические и профессиональные нормы психодиагностики. Психодиагност должен владеть навыком различения двух ситуаций: ситуация клиента, ситуация экспертизы. В первом случае клиент добровольно участвует в диагностической процедуре, он заинтересован в получении объективных результатов, так как желает получить определенную помощь. В ситуации экспертизы человек вынужденно подвергается обследованию, он заинтересован в получении выгодного для себя результата и может прибегнуть для этого к симуляции симптомов.

При проведении обследования психодиагност должен уметь определять как воспринимает ситуацию испытуемый, так как даже в ситуации клиента его может что-либо насторожить и он начнет воспринимать ситуацию как ситуацию экспертизы, соответственно в данном случае нельзя будет использовать те нормативы, которые будут получены в ситуации клиента.

 

3. Истоки психодиагностики  как науки

С давних времен люди пытаются создать упорядоченную систему для описания множества индивидуальных проявлений. Из античной эпохи до нас дошла работа Теофраста «Характеры» (372-287 гг. до н. э.), в которой описываются «типы», т.е. присущие некоторому множеству людей формы проявления личностных особенностей. Образно и лаконично представлены типы «скупого», «лгуна», «хвастуна» и др. Такие типологии выполняли диагностическую функцию, позволяя относить того или иного человека, в зависимости от его характерных черт, к определенному типу и в конечном счете прогнозировать его поведение.

Различные типологии, разрабатывающиеся с древних времен, несомненно, сыграли свою роль в появлении научной психодиагностики, путь развития которой: от типов темперамента Гиппократа — к Галену, который наделяет их нравственными характеристиками; затем — к Канту, стремившемуся отделить свойства темперамента от других психических особенностей; и наконец — к таким современным типологиям, которые разрабатывались Павловым, Кречмером, Шелдоном и другими исследователями.

История древних цивилизаций представляет нам немало свидетельств использования разнообразных, порой весьма изощренных, способов обнаружения индивидуальных различий. Так, в Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры уделялось значительное внимание вопросам отбора чиновников. Созданная в то время система отбора охватывала разные «способности» — от умения писать и считать до особенностей поведения в быту. Эти «тесты» совершенствовались на протяжении нескольких  столетий

Хорошо известно, что разного рода испытания широко практиковались в Древней Греции, Спарте, рабовладельческом Риме. В 413 г. до н. э. примерно 7000 уцелевших солдат Афинской армии, потерпевшей поражение на Сицилии, были брошены в каменные карьеры возле Сиракуз: для многих из них жизнь и освобождение из плена зависели  от их способности  повторить стихи Еврипида.

Таким образом, стремление к обнаружению и учету индивидуальных различий в истории человечества прослеживается с незапамятных времен. Конечно, не все индивидуальные различия (например, физические, физиологические) изучаются психологической наукой. Предметом ее интереса являются в первую очередь индивидуально-психологические  различия. Индивидуально-психологические различия были как бы равны всем прочим различиям и, взятые вместе, выступали основой для определения, например, пригодности к государственной деятельности или обучению.

Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Френсис Гальтон, создавший инструмент для их измерения — тест. Основываясь как на собственных наблюдениях, так и положениях философ- ского учения Дж. Локка, Ф. Гальтон предположил, что с помощью особенностей сенсорного различения можно оценить ум (интеллект) человека. В 1883 г. он сформулировал свою идею измерения ума: «Вся воспринимаемая  нами информация о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем больше у него возможностей для формирования суждений и осуществления интеллектуальной деятельности».

Особо следует отметить, что Ф. Гальтон  оказался новатором и в области статистических процедур в психологии, без которых невозможен анализ данных по индивидуальным различиям. В 1888 г. он предлагает метод вычисления коэффициента корреляции. Гальтон вычислял коэффициент корреляции в антропометрии и в исследованиях наследственности.

Являясь создателем первых тестов интеллекта, Ф. Гальтон также был первым, кто поставил вопрос об измерении личностных (характерологических) особенностей.  Для измерения характера, имеющего, по мнению Ф. Гальтона, «нечто определенное и длительное», т. е. известное постоянство, предлагается использовать сфигмограф, аппарат Моссо для определения артериального давления, другие приборы. Точное измерение характера дает «статистика поведения каждого человека в малых ежедневных делах». Исследования Ф. Гальтона в этом направлении, хотя и незавершенные, стимулировали разработку инструментов измерения некогнитивных свойств личности.

Помимо прочего, Ф. Гальтон, изучая «ассоциации идей», оказался у истоков проективной техники диагностики личности.

Таким образом, работы великого англичанина сыграли решающую роль в становлении и формировании английской школы изучения интеллекта, его пионерскими исследованиями были созданы и предпосылки для появления тестов личности. В основе современной психодиагностики лежат идеи и труды Френсиса Гальтона, лозунгом жизни которого были слова: «Считай все, что можешь считать!»

В дальнейшем исследования Ф. Гальтона, его тесты привлекли  внимание ученых-психологов разных стран, у него появились ученики и последователи. Одним из наиболее известных приверженцев гальтоновских идей и методов измерения  индивидуальных различий  являлся американский ученый Джеймс Мак-Кин Кеттелл. В результате в конце XIX в. появились «умственные тесты и измерение», которые получили широчайшее распространение.

Заканчивался XIX в., век рождения психодиагностики, сумевшей за достаточно краткий период не только завоевать популярность, но и заставившей испытать горечь первых неудач, прежде всего в тестировании интеллекта. Сенсорные  показатели, на которых базировались многочисленные «тесты ума», не оправдали возлагавшихся на них надежд. Необходимы были иные теоретические представления о природе интеллекта и его функциях, на фундаменте которых могли быть созданы новые тесты. И они были разработаны в последние годы века, однако основные события произошли уже в XX в.

История развития психодиагностики на Западе

Развитие психодиагностики в период с 1900 по 1930гг

Один из основоположников экспериментальной психологии был Альфред Бине. Он считал что в центре внимания этой науки должны быть высшие психические процессы. Наиболее важной работой Бине была книга «Экспериментальное исследование интеллекта». Бине был убежден что, для того чтобы изучать индивидуальные различия, необходимо производить отбор наиболее сложных психических процессов, с тем чтобы разброс результатов был широким.

Информация о работе Психодиагностика как наука