Психодиагностика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 23:42, лекция

Описание работы

1. Понятие о психодиагностике
2. Научная и практическая психодиагностика
3. Истоки психодиагностики как науки
4. Современные проблемы психодиагностики и пути их решения

Файлы: 1 файл

Тема1.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Четвертая причина кризиса - это малое количество качественных отечественных учебников по современной психодиагностике. До сих пор рука у отечественных авторов поднималась в основном до учебных пособий. Да и тех было не много. Думаю, со мной согласятся и их авторы и читатели. Содержание пособий повторяют друг друга, предлагаемый для изучения материал, остается где-то на уровне 70-80-х годов прошлого века. В них нет современного содержания, соответствующего сложившимся международным реалиям. Тесты, которые описываются в учебных пособиях, давно устарели и их пропаганда в процессе обучения усугубляет проблему.

Выход из этой ситуации возможен только путем подготовки учебника по «Современной психодиагностике», написать который под силу только большому коллективу авторов с привлечением зарубежных тестологов, поскольку некоторые разделы тестологии и психометрики нам просто неизвестны.

Пятая причина кризиса - это практика издания в открытой печати и распространения фирмами-изготовителями психодиагностических методик сложившаяся у нас в стране. Методики при желании у нас может купить каждый, независимо от образования и наличия компетенций по работе с ними. Более того, методики полностью и текст, и ключи, и итерпретатор печатаются в открытой печати и становятся доступны всем. Для того чтобы изменить ситуацию с распространением методик Президиум Российского психологического общества недавно принял специальное Постановление от 04.07.2008, в котором вводятся ограничительные меры на подобную практику и предполагается даже введение доступных РПО санкций протии нарушителей.

Это, наконец, вопрос о разных видах диагностики, в том числе о правомерности использования некоторых методик (например, проективно-личностных) в целях оценки качества образования. Какова роль тестирования в образовании вообще и в дошкольном образовании в частности, если вернуться к изначальному варианту, например, тесты достижений в этом возрасте не могут носить исключительно ЗУНовский характер?

Другая группа проблем касается обеспечения прав личности индивидов, подвергаемых диагностированию (обеспечение тайны личности, конфиденциальность и сообщение результатов диагностирования). Т.е., если диагностика проводится с целью экспертизы, психолог не имеет права использовать диагностические результаты в интересах учреждения, если клиент не даст своего согласия на это. Но согласие должно быть осознанным, полученным при условии, что диагностируемый осведомлен о цели и способах употребления диагностических результатов.

Высказывается предложение подготовить Этический кодекс психолога-психодиагноста. До последнего времени морально-этическая проблематика почти не затрагивались психологами. Отчасти это объясняется неразвитостью самой психологической диагностики, ее относительно недавним возрождением, вследствие чего пока еще многое в ней не рассматривается, не обсуждается, не решается. Вторая причина -- отсутствие достаточного числа профессионалов, которые дорожат званием психолога и стремятся поднять престиж прикладной психологии. Большое число случайных людей, занявших должности психологов без каких-либо на то оснований и бросающих тень на психологию своей неквалифицированной активностью, не только не понимают этических проблем в работе психолога, но и не заинтересованы в их обсуждении: ведь вопросы квалификации практического психолога стоят на первом месте.

Между тем, чтобы предотвратить неправильное употребление диагностических методик и ошибки в диагнозе, необходимо соблюдать ряд предосторожностей, касающихся как самих методик, так и тех, кто их создает, распространяет и применяет. Поэтому основные этические проблемы психодиагностики актуальны и для нашей страны.

 

Тест для самопроверки

 

    1. Создателем первых тестов интеллекта был:

А) Г. Фехнер;

Б) Дж. Кеттелл;

В) А. Бине; 

Г) Ф. Гальтон.

 

    1. Кто является автором шкалы для измерения уровня развития общих способностей «Психологические профили», изданной в 1908 году?

А) Г. И. Россолимо; 

Б) Ф.Е. Рыбаков;

В) А. Бине;

Г) Р. Мейли.

 

    1. Впервые начал использовать математико-статистические средства при измерении индивидуальных различий:

А) Л.Кьютел;

Б) К. Пирсон;

В) Ч. Спирмен;

Г) Л. Терстоун.

 

    1. Создание и развитие группового тестирования связано с именем:

А) В. Штерна;

Б) А. Бине;

В) А. Отиса;

Г) Л. Термена.

 

    1. Кто из вышеперечисленных ученых создал научную характерологию как одно из направлений в дифференциальной психологии:

А) Г.И. Россолимо;

Б) Б.М. Теплов;

В) В.Д. Небылицын; 

Г) А.Ф. Лазурский.

 

    1. Запрет на все работы в области тестирования в СССР был наложен постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое вышло в:

А) 1934 году;

Б) 1936 году;

В) 1937 году;

Г) 1938 году.

 

    1. Область психологической науки, которая использует психологические методики, созданные в соответствии с психометрическими требованиями и направленные на измерение успешности усвоения учебного материала, – это:

А) Общая психодиагностика;

Б) Образовательная психодиагностика;

В) Клиническая психодиагностика;

Г) Профессиональная психодиагностика.

 

    1. Область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности – это:

А) Общая психодиагностика;

Б) Образовательная психодиагностика;

В) Клиническая психодиагностика;

Г) Профессиональная психодиагностика.

 

    1. Область психологической науки, которая направлена на проведение профотбора и профориентации – это:

А) Общая психодиагностика;

Б) Образовательная психодиагностика;

В) Клиническая психодиагностика;

Г) Профессиональная психодиагностика.

 

    1. К современной кризисной ситуации в психодиагностике не относится

А) малое количество в России профессиональных психодиагностов, занимающихся разработкой, адаптацией и стандартизацией тестов;

Б) малое количество отечественных профессиональных психодиагностических методик при неоправданном доверии к давно устаревшим зарубежным методикам;

В) низкая психодиагностическая и особенно психометрическая культура психологов-пользователей тестов;

Г) наличие огромного числа диагностических подходов

Д) устаревшее содержание программ обучения психодиагностике;

Е) порочная практика издания в открытой печати и распространение методик любому покупателю.

 


Информация о работе Психодиагностика как наука