Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 23:42, лекция
1. Понятие о психодиагностике
2. Научная и практическая психодиагностика
3. Истоки психодиагностики как науки
4. Современные проблемы психодиагностики и пути их решения
Четвертая причина кризиса - это малое количество качественных отечественных учебников по современной психодиагностике. До сих пор рука у отечественных авторов поднималась в основном до учебных пособий. Да и тех было не много. Думаю, со мной согласятся и их авторы и читатели. Содержание пособий повторяют друг друга, предлагаемый для изучения материал, остается где-то на уровне 70-80-х годов прошлого века. В них нет современного содержания, соответствующего сложившимся международным реалиям. Тесты, которые описываются в учебных пособиях, давно устарели и их пропаганда в процессе обучения усугубляет проблему.
Выход из этой ситуации возможен только путем подготовки учебника по «Современной психодиагностике», написать который под силу только большому коллективу авторов с привлечением зарубежных тестологов, поскольку некоторые разделы тестологии и психометрики нам просто неизвестны.
Пятая причина кризиса - это практика издания в открытой печати и распространения фирмами-изготовителями психодиагностических методик сложившаяся у нас в стране. Методики при желании у нас может купить каждый, независимо от образования и наличия компетенций по работе с ними. Более того, методики полностью и текст, и ключи, и итерпретатор печатаются в открытой печати и становятся доступны всем. Для того чтобы изменить ситуацию с распространением методик Президиум Российского психологического общества недавно принял специальное Постановление от 04.07.2008, в котором вводятся ограничительные меры на подобную практику и предполагается даже введение доступных РПО санкций протии нарушителей.
Это, наконец, вопрос о разных видах диагностики, в том числе о правомерности использования некоторых методик (например, проективно-личностных) в целях оценки качества образования. Какова роль тестирования в образовании вообще и в дошкольном образовании в частности, если вернуться к изначальному варианту, например, тесты достижений в этом возрасте не могут носить исключительно ЗУНовский характер?
Другая группа проблем касается обеспечения прав личности индивидов, подвергаемых диагностированию (обеспечение тайны личности, конфиденциальность и сообщение результатов диагностирования). Т.е., если диагностика проводится с целью экспертизы, психолог не имеет права использовать диагностические результаты в интересах учреждения, если клиент не даст своего согласия на это. Но согласие должно быть осознанным, полученным при условии, что диагностируемый осведомлен о цели и способах употребления диагностических результатов.
Высказывается предложение подготовить Этический кодекс психолога-психодиагноста. До последнего времени морально-этическая проблематика почти не затрагивались психологами. Отчасти это объясняется неразвитостью самой психологической диагностики, ее относительно недавним возрождением, вследствие чего пока еще многое в ней не рассматривается, не обсуждается, не решается. Вторая причина -- отсутствие достаточного числа профессионалов, которые дорожат званием психолога и стремятся поднять престиж прикладной психологии. Большое число случайных людей, занявших должности психологов без каких-либо на то оснований и бросающих тень на психологию своей неквалифицированной активностью, не только не понимают этических проблем в работе психолога, но и не заинтересованы в их обсуждении: ведь вопросы квалификации практического психолога стоят на первом месте.
Между тем, чтобы предотвратить неправильное употребление диагностических методик и ошибки в диагнозе, необходимо соблюдать ряд предосторожностей, касающихся как самих методик, так и тех, кто их создает, распространяет и применяет. Поэтому основные этические проблемы психодиагностики актуальны и для нашей страны.
Тест для самопроверки
А) Г. Фехнер;
Б) Дж. Кеттелл;
В) А. Бине;
Г) Ф. Гальтон.
А) Г. И. Россолимо;
Б) Ф.Е. Рыбаков;
В) А. Бине;
Г) Р. Мейли.
А) Л.Кьютел;
Б) К. Пирсон;
В) Ч. Спирмен;
Г) Л. Терстоун.
А) В. Штерна;
Б) А. Бине;
В) А. Отиса;
Г) Л. Термена.
А) Г.И. Россолимо;
Б) Б.М. Теплов;
В) В.Д. Небылицын;
Г) А.Ф. Лазурский.
А) 1934 году;
Б) 1936 году;
В) 1937 году;
Г) 1938 году.
А) Общая психодиагностика;
Б) Образовательная психодиагностика;
В) Клиническая психодиагностика;
Г) Профессиональная психодиагностика.
А) Общая психодиагностика;
Б) Образовательная психодиагностика;
В) Клиническая психодиагностика;
Г) Профессиональная психодиагностика.
А) Общая психодиагностика;
Б) Образовательная психодиагностика;
В) Клиническая психодиагностика;
Г) Профессиональная психодиагностика.
А) малое количество в России профессиональных психодиагностов, занимающихся разработкой, адаптацией и стандартизацией тестов;
Б) малое количество отечественных профессиональных психодиагностических методик при неоправданном доверии к давно устаревшим зарубежным методикам;
В) низкая психодиагностическая и особенно психометрическая культура психологов-пользователей тестов;
Г) наличие огромного числа диагностических подходов
Д) устаревшее содержание программ обучения психодиагностике;
Е) порочная практика издания в открытой печати и распространение методик любому покупателю.