Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 14:28, курсовая работа
Интерес к психологии как к науке постоянно возрастает. В значительной степени это обусловлено тем, что психология все больше проникает в практическую деятельность людей. Все чаще руководители организаций и предприятий вынуждены решать задачи управления и развития организации с учетом тех знаний, которые были накоплены психологией за годы своего развития. С этой точки зрения профессиональный психологический отбор является наиболее ярким воплощением использования научных психологических знаний в практической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. Профессиональный психологический отбор (ППО)………………….....5
1.1. Общее понятие о профессиональном психологическом отборе……………….5
1.1.1. Краткая история возникновения и развития профессионального психологического отбора…………………………………………………………………….5
1.1.2. Что такое профессиональный психологический отбор?..............................9
1.1.3. Профессиональный психологический отбор в структуре современных наук………………………………………………………………………………………...…11
1.2. Общие вопросы методологии организации и проведения ППО…………......13
1.2.1. Структура мероприятий профессионального психологического отбора………………………………………………………………………………………...13
1.2.2. Два подхода к выбору методологии решения задач ППО…………….....16
1.2.3. От чего зависит эффективность ППО…………………………………..…18
1.2.4. Морально - нравственная и этическая проблемы ППО………………......20
1.2.5. Сфера компетенции ППО………………………………………………......22
ГЛАВА 2. Психодиагностика как основной элемент профессионального психологического отбора…………………………………………………………………...24
2.1. Понятие психодиагностики………………………………………………….......24
2.2. Предмет и структура психодиагностики……………………………………….25
2.3. Психодиагностический метод и диагностические подходы………………….28
2.4. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам профотбора…………………………………………………………………………………..31
2.5. Ошибки при проведении профессионального психологического отбора…...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………..
Несмотря на то что первые
попытки решения задач
После завершения Первой мировой
войны в большинстве развитых стран исследования
в области профессионального психологического
отбора продолжились. В 1920-1930-х гг. в России
эти задачи решались в десятках институтов
и научных центрах, расположенных в Москве,
Ленинграде, Казани, Харькове и других
городах. Проводимые исследования были
весьма обширны и достаточно результативны.
На основе этих исследований намечались
мероприятия по реализации возможностей
профессионального отбора в общегосударственном
масштабе. Основываясь на имеющихся в
настоящее время литературных источниках,
можно высказать предположение, что в
масштабе страны планировалось создать
государственные структуры по образцу
бюро профориентации и профотбора при
французских биржах труда.
Однако в 1936 г. выходит Постановление ЦК
ВКПБ «О педологических извращениях в
системе наркомпроссов», наложившее запрет
на применение «бессмысленных тестов».
В результате хорошо налаженная практическая
работа по проведению профессионального
отбора была свернута, ликвидирована психотехника,
прекращено издание журнала «Психотехника
и психофизиология труда», закрыто «всероссийское
психотехническое общество», расформированы
психотехнические учреждения и лаборатории
и почти полностью прекращены психотехнические
исследования.
Данное постановление, по
сути, отбросило развитие психологии
труда и организационной
В настоящее время в большинстве развитых
стран профессиональный психологический
отбор получил достаточно широкое распространение.
На практике мероприятия профессионального
психологического отбора осуществляют
психологи, решающие задачи в сфере организационной
(индустриально-
В отечественной психологии
проблемы профессионального
Вместе с тем в деятельности как государственных, так и коммерческих организаций профессиональный психологический отбор широкого распространения пока не получил, хотя во второй половине 90-х гг. XX в. интерес к психологии в России существенно возрос. В значительной степени это было обусловлено произошедшими в стране социально-экономическими преобразованиями, и это позволяет высказать уверенность в том, что научные достижения в области психологии труда получат более широкое распространение в практической деятельности.
Профессиональный
Вполне возможно, в некоторых других литературных источниках можно обнаружить несколько иное определение профессионального психологического отбора. Однако от этого суть мероприятий ППО вряд ли изменится. В большинстве случаев профессиональный психологический отбор предполагает осуществление оценки развития индивидуально-психологических и личностных особенностей кандидатов, обусловливающих успешность профессиональной деятельности, в целях установления степени их соответствия требованиям конкретной специальности.
Следует также отметить,
что в ряде случаев мероприятия
профессионального
Целесообразность
Третья причина, обусловливающая целесообразность применения психологического отбора в учебном процессе профессионального образования, связана с вопросом о том, почему средняя оценка школьного аттестата и результаты вступительных экзаменов не всегда позволяют прогнозировать успешность обучения. В значительной степени это объясняется тем, что до поступления в учебное заведение люди обучались в самых разных условиях. Одни имели возможность получить хорошую общеобразовательную подготовку, поскольку, например, учились в престижных школах и гимназиях, другие – нет, несмотря на то что более способны в отношении будущей профессиональной деятельности. Поэтому первая группа кандидатов по сравнению со второй будет иметь больше преимуществ при поступлении в учебное заведение. Однако обучение в учебном заведении профессионального образования существенно отличается от обучения в школе или гимназии. Очень часто психические качества и личностные свойства оказываются наиболее прогностичным критерием.
В качестве примера, подтверждающего целесообразность осуществления мероприятий психологического отбора, можно привести следующий факт. Профессиональный психологический отбор старших офицеров полиции для изучения курса высшего руководства, проведенный в Великобритании, принес выгоду в размере 800 тыс. фунтов стерлингов. Таким образом, ППО может быть использован не только для качественного отбора персонала, но и для отбора кандидатов для обучения конкретной специальности.
Следовательно, основными
задачами профессионального
Профессиональный
– вопросы теории индивидуальных различий;
– вопросы социально-биологической сущности человека и соотношение его врожденных и приобретенных качеств;
– свойства личности, формирующие профессиональные способности;
– свойства нервной системы и их проявление в профессиональной деятельности;
– проблемы надежности и валидности тестов и многое др.
В свою очередь, методология
профессионального
Вероятно, одной из основных
предпосылок возникновения
Поскольку речь идет о людях, то соответственно при отборе необходимо оценивать какие-то характеристики человека. Так как человек представляет собой биосоциальное существо, то можно оценивать не только его личностные качества, но и биологические особенности. Действительно, психологический отбор – далеко не единственный вид профессионального отбора. В структуре профессионального отбора помимо собственно ППО принято выделять медицинский отбор, физический отбор, оценку профессионального мастерства и др.
Количество видов отбора
в структуре профессионального
отбора может быть различным. Во многом
это связано со спецификой предстоящей
деятельности. Так, физический отбор
кандидатов, заключающийся в оценке
уровня физического развития, чаще
всего осуществляется в тех видах
деятельности, которые связаны со
значительными физическими
Отбор кандидатов, основанный
на оценке уровня знаний или профессиональной
подготовленности, как правило, проводится
при поступлении в учебное
заведение профессионального
Следовательно, отбор персонала – это весьма трудоемкий и сложный процесс, включающий в себя осуществление разнообразных видов отбора, в том числе и психологического, который заключается в оценке соответствия индивидуально-психологических качеств и свойств личности требованиям предстоящей деятельности. Однако профессиональный психологический отбор занимает особое место в решении задач качественного комплектования организации персоналом.
Как часть целостной системы профессиональный психологический отбор организационно связан с другими науками, например медициной, социологией, статистикой и т. п. Вместе с тем не вызывает сомнения тот факт, что профессиональный психологический отбор – одно из направлений современной психологии, поскольку осуществление его возможно лишь благодаря знанию психологии, а его эффективность напрямую зависит от достижений психологической науки.
В современной психологии
проблемы профессионального
Информация о работе Психодиагностика как основной элемент профессионального психологического отбора