Психодиагностика самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку.
Актуальность темы в том, что внутренний мир личности и его самооценка всегда находятся в центре особого внимания.
Цель контрольной работы: определить оптимальный психодиагностический метод для проведения диагностики самооценки.

Файлы: 1 файл

Психодиагностика Документ Microsoft Word (4).doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

                                                 ВВЕДЕНИЕ

 

     Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.

     Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т. е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.

     Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, не критичности).

     Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку.

Актуальность темы в том, что внутренний мир личности и его самооценка всегда находятся в центре особого внимания.

Цель контрольной работы: определить оптимальный психодиагностический метод для проведения диагностики  самооценки.

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      1. Понятие самооценки

 

     Самооценка — суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т. д. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях.

 

    Функции самооценки:

  • Регуляторная, на основе, которой происходит решение задач личностного выбора;
  • Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности;
  • Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

    

     Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира.

    Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальных контактах, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания.

 

 

   2. Информативная достоверность метода самооценки личности

 

     Самооценка личности, основываясь на представлении  индивида о самом себе, формирует  ядро личности в процессе социализации, в процессе деятельности и  межличностного взаимодействия. В  современной психологии принято  выделять в самом общем виде две формы "Я» - концепции - реальную и идеальную, причем первая не предполагает реалистичность концепции уже на стадии ее определения. В современных психологических исследованиях определение понятия "Я" зависит от приписываемого ему онтологического, гносеологического и методологического статуса. Отсюда следует вывод о том, что достоверность информации, получаемой в процессе психологического исследования, зависит от теоретико-методологической парадигмы и философской ориентации психолога. Важным фактором, влияющим на достоверность получаемой информации, является сама личность исследователя, т.е. личностные особенности исследователя и особенности его взаимоотношений с исследуемым. Вклад категории наблюдателя (исследователя) в полученную информацию включает в себя два типа погрешностей наблюдения:

  • Первый тип погрешности возникает в контексте феномена участника-наблюдателя по аналогии с принципом неопределенности Гейзенберга в физике. Суть этой погрешности при психологическом исследовании, заключается в том, что наблюдатель влияет на получаемую им информацию, и такие погрешности в принципе невозможно устранить в рамках методик, предполагающих какое-либо взаимодействие участника и наблюдателя.
  • Второй тип погрешности определяется влиянием интересов наблюдателя на получаемую информацию. В психологии этот тип погрешности приобрел название "эффект предубежденности наблюдателя". Уменьшение этой погрешности возможно при помощи разработки разного рода защит в методологии диагностики.

     Важным аспектом проблемы достоверности информации, получаемой психодиагностическими методиками, является сам объект исследования, а точнее, определение этого объекта. Практически большинство психодиагностических методов предполагает применение метода самооценки, как в явной, так и в завуалированной форме, но при этом часто просто на учитывается множественная сущность "Я» - концепции. Методики тестирования, основанные на "даче показаний" о себе тестируемых, изначально предполагают, что тестируемый будет предельно искренен в своих ответах, то есть, мотивирован на "дачу правдивых показаний". Для определения степени искренности тестируемого часто в тест включаются вопросы, оценивающие искренность испытуемого и выявляющие его склонность к даче недостоверных ответов.

     Наибольшей информационной достоверностью, таким образом, могут обладать те методики, которые исключают процесс самооценки самим испытуемым, а также факторы влияния личности психолога, вызывающие разного рода погрешности.

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Исследование адекватности  самооценки личности в процессе деятельности

 

      Хотя самооценка  и относится к центральным  образованиям личности, она не  является изначально присущей  личности. Одним из условий формирования  самооценки является осуществление  личностью деятельности. Однако  следует помнить, что самооценка в чистом виде, т.е. самооценка, даваемая самим субъектом, всегда субъективна, хотя и может быть адекватной конкретной ситуации. "Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном мнении, являются ли они истинными или ложными ". Субъективность самооценки объясняется, во-первых, несовпадением реальной и идеальной "Я"-концепций, во-вторых, степенью социальной адаптации личности. Кроме этого, конкретные образы самовосприятия всегда зависят от конкретной ситуации. Поэтому исследование поведенческих реакций личности, ее конкретных действий в конкретной ситуации может способствовать получению достоверной информации об уровне развития у личности самооценки. "Данные самооценки - важные показатели уровня развития сознания личности, умения критически относиться к своим поступкам, осознание своего места в коллективе. Метод самооценки дает возможность определить характерологические особенности человека: уровень притязаний, скромность или самовосхваление, понимание собственных особенностей. Это проявляется в том, что одни оценивают себя объективно, а другие - переоценивают или недооценивают".

 

     

 

 

 

4. Классификации методов исследования самооценки

 

     Проблема получения объективной информации об индивидуальных особенностях личности не теряет своей остроты в процессе развития психологической науки. В настоящее время существует такое множество психодиагностических методик, что возникла необходимость их классификации, которая осуществляется либо с точки зрения научно-практической применимости, либо с точки зрения научно-теоретической обоснованности. В процессе разного рода классификаций психодиагностических методик выделяют их конкретные достижения и недостатки, без которых не обходится ни одна из них.

 Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:

1) формализованные методики;

2) методики малоформализованные.

 

К формализованным методикам относятся:

♦  тесты;

♦  опросники;

♦  методики проективной техники;

Для них характерны:

♦  определенная регламентация;

♦ объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.);

♦  стандартизация (т. е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов  диагностических экспериментов);

♦  надежность;

♦  валидность.

    Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

 

К малоформализованным методикам следует отнести:

♦  наблюдение;

♦  беседу;

♦  анализ продуктов деятельности.

     Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.).  Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

     Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

                      

                          5. Методики диагностики самооценки

 

 

     1. Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн.Модификация Прихожан. (Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко).

Методику  возможно, применять, начиная  с младшего школьного возраста. Методика может проводиться как фронтально — с группой, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, Правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Основное назначение методики заключается  в изучении самооценок личности по заданным характеристикам. Предлагается несколько горизонтальных линий  в 10см, каждая линия представляет собой  шкалу оценивания здоровья, ума, счастья, самой личности. Слева находятся самые волевые, самые умные, самые здоровые, добрые, самые счастливые, самые общительные, самые хорошие, самые способные, самые смелые люди. Справа - наоборот, безвольные, глупые и т.д. Испытуемый должен отметить знаком "х" на линии место, где он находится. Интерпретация дается на основании оценки местоположения на линии по каждому из параметров (подсчитывается расстояние от отметки, сделанной испытуемым до правого конца шкалы). Полученные данные по методике позволяют судить не только об общем самопринятии (принятии себя) и частных самооценках, но и позволяет выявить глобальное эмоционально-ценностное отношение индивида к своему "Я" - уровень самопринятия. Такая методика дает возможность не только выявить самооценку индивида, но и сравнить с групповым показателем.

     Диагностические особенности методики заключаются в простоте проведения и организации исследования, возможно, делать повторные замеры, а также в вариативности характеристик для самооценки. Регистрируемые показатели: самооценка воли, самооценка ума, самооценка доброты, самооценка здоровья, самооценка счастливости, самооценка общительности, оценка себя как хорошего человека, самооценка способностей.

Информация о работе Психодиагностика самооценки