Психодиагностика самооценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку.
Актуальность темы в том, что внутренний мир личности и его самооценка всегда находятся в центре особого внимания.
Цель контрольной работы: определить оптимальный психодиагностический метод для проведения диагностики самооценки.

Файлы: 1 файл

Психодиагностика Документ Microsoft Word (4).doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 

     2. Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка. (Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты).

Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть.

Методика предполагает следующую  процедуру проведения: ученикам был  предложен тест, включающий в себя десять вопросов о наиболее часто  встречающихся психических состояниях. Ребятам надо было выбрать один из трех вариантов ответов: да, иногда, нет.

 

     3. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) - vsetesti.ru.

Методика может использоваться начиная  с младшего школьного  возраста.

Тест представляет собой технику, основанную на использовании не стандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. По замыслу авторов, испытуемый должен в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?" Спонтанные ответы записываются в любой последовательности независимо от логики и грамотности.

     Модификация теста предполагает 10 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?". Полученные ответы подвергаются контент-анализу и кластерному анализу. Регистрируемые показатели: ответы испытуемых, их количество и количество всех слов в ответах.

     Направления интерпретации: определение количества категорий у каждого испытуемого, как критерия разнообразия жизнедеятельности испытуемого; анализ содержания категорий самоописания и частота их проявления в группе подростков; половая дифференциация в категориях; анализ проблемных сфер; оценка общего эмоционального фона; присутствие прошлого, настоящего, будущего или определений "вне времени"; оценка сложности самоописания. При проведении психологической консультации может проводиться дополнительная работа со списком ответов: выбор наиболее важных черт и их описание, разделение на категории (зависит от меня, зависит от других, ни от чего не зависит, от судьбы, от рока) - каких ответов больше?

Достоинством данной методики состоит в потенциальном богатстве оттенков самоописания и в возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанным ему языком исследования.

Регистрируемыми показателями, измеряющими  рефлексивную активность по данной методике, выступают: количество ответов и количество всех слов в ответе на вопрос "Кто я такой?".

 

     4. Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина. (Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты). Эти методы применяются, главным образом в консультативной и клинической практике, при работе с детьми. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент.

Шкала самооценки Ч.Д. Спилберга и  Ю.Л. Ханина состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

PT=∑1 - ∑2 + 50,

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18;

∑2 — сумма остальных зачеркнутых  цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20);

ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35,

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

∑2 - сумма остальных зачеркнутых  цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

 

     5. Методика   «самооценка  личности»  О.И.Мотков. Модификация  методики Б.А. Сосновского. (Сосновский Б.А. Лабораторный  практикум  по общей психологии).

Методика  может использоваться  испытуемыми, начиная с 12  лет. При объяснении некоторых понятий – и с  более раннего возраста. 

В  варианте  методики  Б.А. Сосновского  испытуемому предлагается список из 30  слов, определяющих некоторые качества личности. Опрашиваемый сначала  должен ранжировать   их по степени  ценности, ориентируясь на свой     идеал  личности (ставя на 1 место наиболее ценное качество, затем на 2 место - чуть менее  ценное, и т.д.). Затем он ранжирует эти качества  по степени их выраженности у себя (на 1 место ставится наиболее выраженное качество, на 2 – чуть менее выраженное,  и т.д.). Т.е. таким образом испытуемый оценивает свое  РЕАЛЬНОЕ  Я.  Третий раз он ранжирует эти качества, оценивая их по степени  проявления,  демонстрации  для других людей (Я ДЛЯ ДРУГИХ). Далее подсчитываются коэффициенты ранговой корреляции между получившимися тремя рядами  рангов.

     6. Методика «Лесенка»

Цель: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к  себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Описание: Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить  фигурку ребёнка. Для удобства может  быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Ребенку дают листок с нарисованной на нем  лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно  ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует  повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Обработка результатов: исходя из того, на какую  ступеньку ребенок указывает, проводится анализ в соответствии с интерпретацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Становление человека неразрывно связано с самооценкой. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств необходима для определения места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичности, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

 Тем самым самооценка влияет  на успешность деятельности человека  и дальнейшее развитие его  личности.

 В осуществлении различных  видов активности субъекта, в том числе его деятельности, значительная роль принадлежит самооценке. В процессе практической деятельности человек как субъект (человек на характерном для него высшем уровне активности, целостности, автономности), характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, преобразует социальный мир, а также и самого себя. Изменяя мир, человек глубже понимает и его, и самого себя как субъекта деятельности как личности, имеющей определённые права, обязанности и выполняющая определённые роли и функции.

Я считаю, что для определения  самооценки личности будет наиболее надёжной – «Методика диагностики самооценки» Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 1999. - 528 с.

2. Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб., 2006. – 440с.

3. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие. СПб., 2002. 694 с.

4. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие.  М., 2005. 198 с.

5. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.

6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара. 2001. 672 с.

7. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.,156 с.

 

Интернет ресурсы:

vsetesti.ru




Информация о работе Психодиагностика самооценки