Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 22:09, курсовая работа
Никто другой не сможет дать ребенку столько заботы, ласки и любви, сколько могут дать ему самые родные и близкие люди. Однако и вред, который может потенциально нанести семья в воспитании детей, не может сравниться с вредом от другого социального института.
Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление личности является столь актуальной. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
Введение…….
Глава I. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Часть 1.1. Понятие, цели и задачи семьи
Часть 1.2 Стили семейного воспитания
Глава 2 . Психодиагностика стилей семейного воспитания
Психодиагностика стилей семейного воспитания
Введение…….
Глава I. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Часть 1.1. Понятие, цели и задачи семьи
Часть 1.2 Стили семейного воспитания
Глава 2 . Психодиагностика стилей семейного воспитания
Введение.
Факт того, что семья является главным институтом воспитания, бесспорен. Это отправная точка всего воспитательного процесса. Все, что приобретает ребенок в семье в детские годы, сохраняется в течение всей жизни. Ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей по длительности своего воздействия на личность, т.к. значительную часть своей жизни ребенок находится именно в семье. Этим обусловлена важность семьи как института воспитания. Когда ребенок поступает в школу, он уже более, чем наполовину сформировался как личность. Однако помимо положительного фактора воспитания, семья может выступать в качестве отрицательного.
Никто другой не сможет дать ребенку
столько заботы, ласки и любви, сколько
могут дать ему самые родные и близкие
люди. Однако и вред, который может потенциально
нанести семья в воспитании детей, не может
сравниться с вредом от другого социального
института.
Семья, неспособная воспитывать, приводит
к серьезным нарушениям в процессе социализации
ребенка. Поэтому проблема влияния семейного
воспитания на развитие и становление
личности является столь актуальной. В
связи с особой воспитательной ролью семьи
возникает вопрос о том, как сделать так,
чтобы максимизировать положительные
и свести к минимуму отрицательные влияния
семьи на воспитание ребенка.
Целью исследования является:?
ГЛАВА I. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Понятие, цели и задачи семьи
Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Т. А. Куликова рассматривает семью как малую социально-психологическую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Исследователь считает, что семья – это специфический социальный институт, в котором определяются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Семья – это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, осуществляется первая социализация личности. Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. По мнению В. И. Курбатовой, «семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью». Ф. Адлер определил семью как общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества [ 8.- с.45-47 ].
Семья как своеобразная
общность людей, как социальный
институт влияет на все
В понятие «семья»
изначально входили
Основное значение
семьи – удовлетворение
Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семью характеризует несколько факторов.
Первое, что характеризует как фактор воспитания – это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой и прежде всего со средой социальной, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А. Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной пищей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.
Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.
Особенность воспитательной
деятельности семьи – в ее
непреднамеренности, естественной
включенности в
Содержание семейного воспитания очень разнообразно. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.
С другой стороны,
семья представляет собой
Семья выступает фактором
воспитания еще и потому, что
является организатором
Однако практика семейного
воспитания показывает, что оно
не всегда бывает «
Следовательно, каждая
семья обладает большими или
меньшими воспитательными
Понятие «воспитательный
(иногда говорят –
А. С. Макаренко в «Книге
для родителей» развил мысль
о том, что воспитание ребенка
в семье – это не только
личное дело родителей, но процесс,
имеющий непосредственный
Семья представляет
собой систему социального
Таким образом, будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет ряд функций (от лат. functis – действие), важна для общества, необходима для жизни каждого человека [19.-с.121-123].
Семья – сложная
система взаимоотношений между
супругами, родителями, детьми, другими
родственниками. В совокупности
эти отношения составляют
Под функциями семьи
понимают направления
М.А. Галагузова выделяет следующие функции.
1) Репродуктивная (продолжение
рода) – это биологическое
2) Хозяйственная функция – обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупку продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи, уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими как арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность. Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей. Именно в повседневной жизни раскрываются подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формируются черты характера.
Информация о работе Психодиагностика стилей семейного воспитания