Психофизиологические компоненты работоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:50, реферат

Описание работы

Цель работы: раскрыть суть организации физического и умственного труда человека на основе методов и концепций эргономики.
Задачи:
- рассмотреть влияние экстремальных факторов труда на человека;
- раскрыть особенности оценки тяжести умственного труда и труда при статическом напряжении мышц;
- выявить оптимизационные методы эргономики трудовой деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
1. Экстремальные факторы труда ………………………………………...5
2. Общий адаптационный период ………………………………………...7
3. Особенности оценки тяжести труда при статическом напряжении мышц ……………………………………………………………………………..10
4. Эргономическая концепция анализа работы, напряжения организма и стресса ……………………………………………………………………………15
5. Оценка тяжести умственного труда ………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………..25
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Реферат. Анастасия.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Психофизиологические компоненты работоспособности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3

1. Экстремальные факторы  труда ………………………………………...5

2. Общий адаптационный  период ………………………………………...7

3. Особенности оценки тяжести труда при статическом напряжении мышц ……………………………………………………………………………..10

4. Эргономическая концепция  анализа работы, напряжения организма и стресса ……………………………………………………………………………15

5. Оценка тяжести умственного труда ………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………..25

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Труд является необходимым  условием существования человеческого  общества, - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он видоизменяет и приспосабливает предметы природы или ранее произведенные предметы для удовлетворения своих потребностей. Трудовую деятельность условно можно разделить на три типа: энергетическую, управляющую и эвристическую.

В реальных условиях в чистом виде не существует ни один из этих типов, а в какой-то мере все они переплетаются в любой производственной деятельности. Производственные процесс – это сложная функционирующая система, состоящая из множества элементов, между которыми существуют определенные динамические связи и важнейшим и самым активным элементом этой системы является человек [6, С. 45].

Деятельность человека осуществляется благодаря двум тесно  связанным способностям организма  – дееспособности и работоспособности. Дееспособность, означает способность человека формировать целесообразную деятельность, она создает качественную сторону трудовой деятельности человека. Однако человек не может выполнить ни одну качественно определенную целесообразную деятельность, не может достичь ни одной намеченной цели, если при этом одновременно не включается его работоспособность.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что для развития средних и крупных предприятий в России необходимо успешно развивать социальное партнерство, регулярно перезаключать коллективные договоры и соглашения, развивать производственную демократию, т.е. исходя из интересов и потребностей предприятий необходимо поднимать качество трудовой жизни. А это значит проводить [11, С. 52]:

- диагностику состояния  организации трудовой жизни на предприятии на основе комплекса, используемых показателей, экспертных оценок, результатов социологических опросов;

- организацию работ  по выявлению резервов качества  трудовой жизни персонала; 

- выявление и классификацию  факторов, влияющих на качество трудовой жизни персонала;

- выбор возможных методов  повышения качества организации  труда персонала; 

- создание подсистемы  повышения организации труда  персонала. 

Качественная организация  труда персонала - важнейшее условие  роста производительности труда и должно базироваться на росте материальных потребностей и концепции всестороннего развития личности.

Очень важно рационально, точно организовать рабочее место, гармонично увязать все элементы организации, т.е. планировку, оснащение, обслуживание и конечно предоставить работнику благоприятные и комфортные условия для эффективного осуществления трудового процесса с максимально высокой производительностью.

Цель работы: раскрыть суть организации физического и умственного труда человека на основе методов и концепций эргономики.

Задачи:

- рассмотреть влияние экстремальных факторов труда на человека;

- раскрыть особенности оценки тяжести умственного труда и труда при статическом напряжении мышц;

- выявить оптимизационные  методы эргономики трудовой деятельности.

 

 

 

 

1. Экстремальные  факторы труда

Условия труда по вредным  факторам оцениваются по 4 классам [8, С. 136]:

  1. оптимальные (комфортные) условия труда – максимальная производительность и минимальная напряженность организма; этот класс установлен только для оценки микроклимата и психофизических факторов;
  2. допустимые условия – характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест;
  3. вредные условия труда – характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих негативное воздействие на работающего и/или его потомство:

3.1) вызывающие, обратимое функциональное состояние организма;

3.2) приводящие к стойким  функциональным нарушениям и росту заболеваемости;

3.3) приводящие к развитию  профессиональной патологии и  росту хронических заболеваний;

3.4) приводящие к профессиональной  патологии и высокому уровню  заболеваемости с утратой трудоспособности;

4) опасные (экстремальные) условия труда – воздействие вредных факторов на протяжении рабочей смены или ее части создают угрозу для жизни или риск возникновения тяжелых форм профзаболеваний.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

На человека в процессе его трудовой деятельности могут  воздействовать опасные (вызывающие травмы) и вредные (вызывающие заболевания) производственные факторы. Опасные  и вредные производственные факторы  подразделяются на четыре группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

К опасным физическим факторам относятся [2, С. 36]: движущиеся машины и механизмы; различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования; отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента, электрический ток, повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и т.д.

К химическим опасным факторам относятся: обще-токсические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят пары и газы: пары бензола и толуола, окись углерода, сернистый ангидрид, окислы азота, аэрозоли свинца и др., токсичные пыли. Сюда же относятся агрессивные жидкости (кислоты и т.д.), вызывающие ожог.

К биологическим опасным факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.) и макроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.

К психофизиологическим опасным и  вредным производственным факторам относятся физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.).

Вредными производственными  факторами для здоровья человека являются повышенная или пониженная температура воздуха рабочей  зоны; высокие влажность и скорость движения воздуха; повышенные уровни шума, вибраций. К вредным производственным факторам относятся также запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов; повышенная яркость света и пульсация светового потока.

2. Общий адаптационный период

Прикладной раздел физиологии, который изучает механизм адаптации человека к работе с целью разработки мероприятий, направленных на сохранение здоровья, повышение производительности труда при минимальном негативном воздействии на здоровье, называется физиологией труда. Изучает не только организм человека, его адаптацию, но и условия труда, вредные факторы.

Адаптация – процесс приспособления, который формируется на протяжении жизни человека [12, С. 78]. Благодаря адаптационным процессам человек приспосабливается к необычным условиям или новому уровню активности, повышается устойчивость его организма к воздействию негативных факторов. Организм человека может адаптироваться к высокой и низкой температуре, к воздействию необычных эмоциональных раздражителей (страх, боль и т.п.), к низкому атмосферному давлению или даже к некоторым патогенным факторам. В реальных условиях жизнедеятельность человека – постоянный адаптационный процесс. Организм адаптируется к воздействию различных природных (атмосферное давление, состав воздуха, длительность и интенсивность инсоляции, температура и влажность воздуха, сезонные и суточные ритмы), социальных и производственных факторов. Как правило, организм адаптируется к воздействию комплекса факторов.

Естественно, что любой фактор окружающей среды, к которому адаптируется организм, действует длительно или интенсивно, может перейти в стресс – способ достижения резистентности организма при воздействии на него стрессового (травмирующего) фактора. Реакция организма, характер изменений зависит от состояния и возможностей организма, силы и воздействия фактора.

Процесс адаптации имеет несколько  стадий развития (физиологическая и  морфологическая). Вначале активизируются энергетические, а потом и пластические ресурсы клеток. Если этих ресурсов достаточно (это бывает в случае действия не очень сильного раздражителя), состояние организма нормализуется, если их недостаточно, то возникает потребность в мобилизации ресурсов всего организма и тогда начинаются развиваться все стадии адаптации [12, С. 80].

Физиологическая (краткосрочная) стадия. В случае воздействия на организм необычного по силе и воздействию фактора, организм использует свои физиологические резервные возможности, что обусловлено мобилизацией его структур. Обычно, структуры органов используют 1/6-1/10 потенциальных возможностей. Например, в условиях относительного спокойствия минутный объем дыхания составляет до 6л, а при работе, даже у нетренированных людей может достигнуть 120-150л., минутный объем крови может увеличиться до 20-24л (в состоянии покоя 5-6л). Физиологическая фаза развивается при активном участии симпатико-адреналиновой системы, механизмов, которые отвечают за эмоциональную сферу, поэтому эта фаза называется реакцией тревоги.

Морфологическая (длительная) стадия. В случае повторного или длительного воздействия раздражителя, первая стадия переходит в следующую, морфологическую. Морфологическая основа органа (органов) увеличивается – нарастают функциональные резервы, то есть раздражитель становится обычным и благодаря изменению структуры, организм легко справляется с ним, повышается устойчивость организма к конкретному фактору. Эта фаза - фаза резистентности.

Адаптация у людей различная [5, С. 82]. Это зависит от врожденных и приобретенных на протяжении жизни индивидуальных особенностей организма, которые определяют уровень его функциональных резервов. Величина их, в значительной мере, зависит от генетических особенностей человека. Возможность человека к адаптации возможно рассматривать как меру его индивидуального здоровья. Состояние здоровья человека зависит от количества и силы его адаптационных резервов. Одним из важнейших направлений безопасности жизнедеятельности и здоровья человека – разработка мероприятий по расширению функциональных резервов. В современных условиях человек чаще подвержен воздействию различных стрессовых, субстрессовых и экстремальных факторов, которые необходимо изучать, а знания использовать для профилактики возможных заболеваний.

Деятельность человека в сложной  производственной сфере реализуется с учетом процессов перестройки большинства функций под воздействием различных факторов, которые воздействуют в процессе трудовой деятельности. Одним из основных механизмов, которые формируются в процессе овладения трудовых навыков, является динамический стереотип. Создание трудового динамического стереотипа в человеке осуществляется под воздействием факторов наследственного развития морфофункциональных механизмов нервных центров, факторов окружающей среды и целенаправленного педагогического воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  оценки тяжести труда при статистическом  напряжении мышц

Тяжесть труда является количественной характеристикой физического  труда. Напряженность труда —  количественная характеристика умственного  труда. Она определяется величиной информационной нагрузки [7, С. 60].

На производстве различают  четыре уровня воздействия факторов условий труда на человека:

  • комфортные условия труда обеспечивают оптимальную динамику работоспособности человека и сохранение его здоровья;
  • относительно дискомфортные условия труда при воздействии в течение определенного интервала времени обеспечивают заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывают субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы;
  • экстремальные условия труда приводят к снижению работоспособности человека, не вызывают функциональные изменения, выводящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим изменениям;
  • сверхэкстремальные условия труда приводят к возникновению в организме человека патологических изменений и к потере трудоспособности.

Информация о работе Психофизиологические компоненты работоспособности