Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:50, реферат
Цель работы: раскрыть суть организации физического и умственного труда человека на основе методов и концепций эргономики.
Задачи:
- рассмотреть влияние экстремальных факторов труда на человека;
- раскрыть особенности оценки тяжести умственного труда и труда при статическом напряжении мышц;
- выявить оптимизационные методы эргономики трудовой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
1. Экстремальные факторы труда ………………………………………...5
2. Общий адаптационный период ………………………………………...7
3. Особенности оценки тяжести труда при статическом напряжении мышц ……………………………………………………………………………..10
4. Эргономическая концепция анализа работы, напряжения организма и стресса ……………………………………………………………………………15
5. Оценка тяжести умственного труда ………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………..25
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..27
Рекомендуется проектировать производственную систему, предполагая широкое разнообразие возможных типов (индивидуальные антропологические и пр. различия) будущих работников проектируемой производственной системы, чтобы учесть, насколько это возможно, производственные потребности всего будущего персонала, включая людей со специальными требованиями. В этом случае минимизируется необходимость возможной доработки проекта в дальнейшем.
Процесс проектирования производственной системы может состоять из следующих этапов [14, С. 26]:
- формулировки целей (анализ требований к системе);
- анализа и распределения функций;
- концепции проекта;
- детализации проекта;
- выполнения, валидации и внедрения;
- оценки.
Эргономика, применяемая должным образом, оптимизирует эффективность и результативность производственной системы без ущерба здоровью рабочих, включенных в эту систему, их комфорту и безопасности.
5. Оценка тяжести умственного труда
Умственный труд - это «деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе - гипотез и теории» [2, С. 18]. Результат умственного труда - научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей. Умственный труд выступает в различных формах, зависящих от вида концептуальной модели и целей, которые стоят перед человеком (эти условия определяют специфику умственного труда).
Широко распространено ошибочное представление об умственном труде как труде легком. Такое представление основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а это один из главных критериев оценки тяжести труда) значительно ниже, чем при физическом.
Если при тяжелом немеханизированном труде они могут достигать 350—400 и более ккал/ч, то при умственном обычно не превышают 150—200 ккал/ч. Это, однако, не дает оснований считать умственный труд легким даже в плане возможных неблагоприятных последствий занятия им для здоровья. Пренебрежение требованиями рациональной организации и гигиены при этом труде создают серьезные предпосылки нарушений здоровья и работоспособности.
В условиях научно-технического прогресса, когда наука становится непосредственной производительной силой общества, роль и значение умственного труда существенно возрастают. Еще в недавнем прошлом являвшийся занятием сравнительно ограниченного круга лиц, умственный труд в современных условиях стал органическим элементом практически всех видов профессиональной деятельности. По мере усложнения техники и технологий возрастает социальная значимость личной ответственности каждого работника, его решений и действий в обеспечении нормального и безопасного функционирования промышленных объектов, топливно-энергетических предприятий, транспорта и других объектов. Одно из важнейших условий этого — хорошее состояние здоровья, постоянный высокий уровень умственной работоспособности и психологической устойчивости в процессе трудовой деятельности.
В физиологическом отношении главной особенностью умственного труда является то, что при нем мозг выполняет функции не только координирующего, но основного работающего органа. При этом значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы, усложняются прием и переработка информации, образуются новые функциональные связи, новые комплексы условных рефлексов, возрастают роль функций внимания, памяти, напряжение зрительного и слухового анализаторов и нагрузка на них [2, С. 30].
Несмотря на существенные физиологические различия, деление трудовой деятельности на физическую и умственную несколько условно. По мере развития науки и техники границы между ними все более сглаживаются.
Тем не менее ряд видов трудовой деятельности может быть отнесен к преимущественно умственной: управленческий труд, творческий (труд научных работников, писателей, художников, композиторов, артистов, архитекторов, конструкторов и др.), труд операторов и работающих за дисплеями ЭВМ, труд учителей и преподавателей, медицинских работников. Одну из наиболее многочисленных групп работников умственного труда составляют учащиеся и студенты. Для их трудовой деятельности характерны напряжение памяти, внимания, восприятия, частые стрессовые ситуации (контрольные занятия, зачеты, экзамены), в большой мере малоподвижный образ жизни.
Напряженность труда — количественная характеристика умственного труда [3, С. 10]. Она определяется величиной информационной нагрузки.
Напряженность труда
характеризуется эмоциональной
нагрузкой на организм при труде,
требующем преимущественно
Специфическая напряженность труда включает два вида - интенсивную и темповую напряженность; неспецифическая - определяется процессом деятельности и подразделяется на информационную, энергетически-силовую, мотивационную, например, напряженность ответственности, опасности и напряженность труда, обусловленную нерациональным режимом труда и отдыха, условиями обитаемости на рабочем месте.
В качестве критериев напряженности умственной работы используются величины физиологических и психофизиологических показателей, к которым относятся частота слияния световых мельканий, максимальный темп двигательных реакций, время простой и сложной сенсомоторных реакций, концентрация и распределение внимания и объема оперативной памяти.
По значениям наблюдаемых
физиологических и
- ненапряженная;
- малонапряженная;
- напряженная;
- очень напряженная (табл. 3).
Таблица 3
Классификация напряженности умственной
работы по физиологическим и
Показатели |
Критерии напряженности умственной работы по категориям | |||
ненапряженная |
малонапряженная |
напряженная |
очень напряженная | |
Увеличение частоты сердечных сокращений, уд./мин |
0 – 1 |
1,5 – 19 |
20 – 37 |
свыше 37 |
Уменьшение критической |
0 – 12 |
12 – 18 |
19 – 22 |
свыше 22 |
Уменьшение движений при тепинг-тесте, % |
0 – 7 |
8 – 17 |
18 – 27 |
свыше 27 |
Увеличение времени простой сенсомоторной реакции, % |
0 – 10 |
11 – 15 |
16 – 20 |
свыше 20 |
Увеличение времени сложной сенсомоторной реакции, % |
0 – 15 |
16 – 20 |
21 – 25 |
свыше 25 |
Концентрация и распределение
внимания – время обработки красно- |
0 – 8 |
9 – 45 |
46 – 82 |
свыше 82 |
Уменьшение объема оперативной памяти, % |
0 – 5 |
6 – 15 |
16 – 25 |
свыше 25 |
Имеется ряд других вариантов оценки тяжести умственной работы (прил.). Например, весьма перспективен метод оценки напряженности умственного труда корабельных специалистов, особенно операторско-командного профиля, по качественным параметрам деятельности, по профессиограммам. В частности А.И. Дерновым (1967) предложена психофизиологическая классификация специалистов флота [2, С. 144]:
1 группа - специалисты
сенсорного профиля (
2 группа - специалисты
сенсо-моторного профиля (
3 группа - специалисты логического (командного) профиля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Труд, будь он физический, умственный, творческий, играет важнейшую роль в жизни человека. Он не только является посредником получения материальных средств, но и основополагающим критерием в определении социального статуса человека. Кроме этого от характера и интенсивности трудовой деятельности в значительной степени зависят физическое и психическое состояния человека: его самочувствие, настроение, и т.д. Следовательно, не только специалистам в этой области, но и каждому человеку необходимо знать основы физиологии туда, как необходимо правильно построить режим труда и отдыха, чтобы увеличить производительность труда, не ухудшив свое самочувствие.
Но этого недостаточно знать для полномерного ведения трудовой деятельности. Так как на человека оказывает огромное воздействие и условия, в которых он трудится.
Они влияют также и на результаты производства – производительность труда, качество и себестоимость выпускаемой продукции. Производительность труда повышается за счет сохранения здоровья человека, повышения уровня использования рабочего времени, продления периода активной трудовой деятельности человека.
Улучшение условий труда и его безопасности приводит к снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, что сохраняет здоровье трудящихся и одновременно приводит к уменьшению затрат на оплату льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, на оплату последствий такой работы (временной и постоянной нетрудоспособности), на лечение, переподготовку работников производства в связи с текучестью кадров по причинам, связанным с условиями труда.
Таким образом, при проектировании
подсистемы организации труда персонала,
поддержания здоровья работников необходимо
правильно учитывать
Следовательно, необходимо
устанавливать оптимальный
Список литературы
1. Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Часть II: Безопасность в условиях производства / Т.Н. Бакаева. – Таганрог: ТРТУ, 1997. – 259 с.
2. Бухалков М.И. Организация и нормирование труда. Издание 3 / М.И. Бухалков. – М.: Инфра-М, 2009. – 424 с.
3. Бычин В.Б. и др. Организация и нормирование труда / В.Б. Бычин, С.В. Малинин, Е.В. Шубенкова. – М.: Инфра-М, 2009. – 248 с.
4. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Руководство Р.2.2.755-99. Минздрав России. – М., 1999. – С. 63, 84.
5. Дикая Л.Г., Гримак Л.П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности / Л.Г. Дикая, Л.П. Гримак. – М.: Наука, 1983. – 234 с.
6. Занько Н.Г., Ретнев В.М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности / Н.Г. Занько, В.М. Ретнев. – М., Академия, 2004. – 387 с.
7. Зинченко В.П. и др. Психометрика утомления / В.П. Зинченко, А.Б. Леонова, Ю.К. Стрелков. – М.: МГУ, 1977. – 129 с.
8. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда / А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 584 с.
9. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 1983. – 368 с.
10. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд / Н. Комарова. – М., 1997. – №10. – С. 6 – 7.
11. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Р. Лазарус. – Л.: Медицина, 1970. – 104 с.
12. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1964. – 344 с.
13. Лукашевич Н.П. и др. Психология труда / Н.П. Лукашевич, И.В. Сингаевская, Е.И. Бондарчук. – М., 1997. – 346 с.
14. Розенблат В.В. Проблема утомления / В.В. Розенблат. – М.: Наука, 1975. – 220 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Эргономические критерии оценки тяжести и напряженности труда
Характеристика нагрузки |
Количественные критерии тяжести и напряженности работ по категориям | |||
Легкая малонапряженная |
Средней тяжести (умеренно напряженная) |
Тяжелая (напряженная) |
Очень тяжелая (очень напряженная) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Мышечная нагрузка | ||||
Динамическая нагрузка Мощность внешней механической работы, Вт-при нагрузке: а) общей (работа больших мышечных групп) б) региональной (работа плечевого пояса) в) локальной (работа кистей и предплечий) Максимальная величина Величина ручного а) рабочей поверхности б) пола Средняя величина усилий при частом их применении, кг Ходьба-частота шагов в 1 мин в среднем за смену: а) по горизонтали б) по лестницам Наклоны туловища свыше 30 в1 мин при работе стоя - в среднем за смену |
до 20 до 10 до 2
до 5
до 10 до 4
до 2
до 15 до 5
до 0,5 |
до 45 до 22 до 4,5
до 15
до 12 до 5
до 10
до 30 до 15
до 1,0 |
до 90 до 45 до 9
до 40
до 15 до 6
до 20
до 40 до 30
до 2,0 |
>90 >45 > 9
>40
>15 > 6
>20
>40 >30
> 2,0 |
Информация о работе Психофизиологические компоненты работоспособности