Психофизиологические особенности личности будущих водителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 16:35, реферат

Описание работы

В современных условиях среди проблем психологии приобретает актуальность проблема готовности человека к водительской деятельности. Данный вид деятельности протекает в условиях, связанных с вероятностью аварийных ситуаций, возможным изменением функциональных состояний от монотонного до стрессового.

Содержание работы

1. Специфика деятельности водителей……………………………………
2. Эмоции водителя……………………………………………………….
3. Психофизиологические особенности личности будущих водителей……
4. Заключение ……………………………………………………………..
5. Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

для Леши.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

                                         Содержание

 
1. Специфика деятельности водителей…………………………………… 
2. Эмоции водителя………………………………………………………. 
3.  Психофизиологические особенности личности будущих водителей…… 
4. Заключение …………………………………………………………….. 
5. Список литературы……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  1. Специфика деятельности водителей

В современных условиях среди проблем психологии приобретает актуальность проблема готовности человека к водительской деятельности. Данный вид деятельности протекает в условиях, связанных с вероятностью аварийных ситуаций, возможным изменением функциональных состояний от монотонного до стрессового.

Специфика деятельности водителей предполагает постоянную возможность возникновения экстремальных ситуаций, которые могут содержать реальную угрозу здоровью и жизни.

Действие экстремальных факторов может привести к  возникновению у водителей негативных психологических состояний типа динамических рассогласований, которые отрицательно сказываются на регуляции деятельности и снижают ее эффективность. При этом негативные психологические состояния воспринимаются как отрицательные эмоции и неприятные соматические ощущения. Экстремальные условия способствуют возникновению стрессов, увеличению страхов, снижению самооценки и уверенности в себе.

Водитель должен обладать целым рядом психофизиологических и психических функций, характеризующихся определенным условием развития.

Физические и психофизиологические требования к водителям транспортных средств могут быть определены исходя из анализа деятельности водителя автомобиля. Водитель должен воспринимать большое количество информации о характере и режиме движения всех его участников, о состоянии значительного количества параметров дороги, окружающей среды, средств регулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля (с помощью различных приборов) и т. д. Водитель должен не только воспринимать большой поток информации, но и проводить ее переработку (анализ), в результате чего принимать соответствующее решение и на его основании производить действия. Весь этот процесс от восприятия до совершения действия требует определенной затраты времени. Учитывая скоротечность сложившейся дорожно-транспортной ситуации, водитель может совершить неправильные действия. К ним приводят следующие причины:

1) недостаток (дефицит) времени на  весь процесс восприятия, переработки, принятия решения и совершения  ответного действия;

2) восприятие водителем исходной  информации не соответствует  действительности (например, красный  сигнал светофора принят за зеленый);

3) информация воспринята правильно, однако ее переработка неверна (например, водитель при приближении  к перекрестку считает, что горящий  желтый сигнал светофора сменится  зеленым, однако включается красный);

4) восприятие, переработка информации правильны, однако принято решение неверно (например, вместо маневра, единственно необходимого в сложившейся дорожно-транспортной ситуации, водитель принимает решение экстренно тормозить);

5) все предыдущие ответному действию  элементы процесса (восприятие, переработка информации, принятие решения) правильны, однако ошибочно само действие (например, принято правильное решение провести экстренное торможение, однако водитель ошибочно нажимает на педаль акселератора, увеличивая тем самым скорость).

Необходимо отметить, что перечисленные причины могут явиться, кроме того, следствием психического состояния водителя в данный момент. Вот почему водителю при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает весь процесс от восприятия информации до совершения ответных действий в постоянно меняющихся дорожно-транспортных ситуациях. Отклонения в ту или другую сторону от оптимального психического состояния (возбуждение «ли, напротив, депрессия) затрудняют процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивают вероятность ошибочных действий водителя. Именно поэтому психические особенности водителя имеют большое значение для производительной и безаварийной работы.

Управление автомобилем — сложный, эмоционально-насыщенный процесс, требующий постоянного нервного напряжения и максимальной мобилизованности, способности ежеминутно анализировать окружающую обстановку и прогнозировать развитие ситуации. Сопротивляемость влиянию отрицательных факторов вождения автомобиля различна и зависит от индивидуальных особенностей водителя, его психологических качеств и навыков.

Исследования показывают, что даже опытные и дисциплинированные водители попадают в критические ситуации от 3 до 15 раз в день. Недисциплинированность водителей и нарушение правил, несомненно, имеют место среди комплекса причин дорожно-транспортных происшествий, но в целом ряде случаев они являются лишь внешним проявлением взаимодействия ряда других факторов. Водитель может допустить нарушение правил дорожного движения в силу дефектов восприятия, рассеянного внимания, памяти или замедленной психомоторной реакции, растерянности или неумения быстро ориентироваться в изменениях дорожной обстановки.

                                   2. Эмоции водителя

Очень большое значение в деятельности водителя, определяющее во многих случаях правильность и точность его действий, имеет его эмоциональное состояние. Известно, что радостные переживания человека делают его бодрым и уверенным, В результате его действия становятся более точными, реакции более быстрыми, движения более координированными. Горе, тяжелые переживания приводят к противоположным результатам.

Проведенные исследования показали, что водители эмоционально неуравновешенные являются значительно чаще нарушителями ПДД и участниками дорожно-транспортных происшествий. Помимо этого, на надежность управления транспортным средством оказывают личная дисциплинированность, решительность, настойчивость и самообладание, что является основными волевыми качествами водителя.

Человек, находящийся в состоянии эмоционального напряжения, разгневанный, например, действует хаотически, не учитывает характера ситуаций, неправильно пользуется получаемой информацией, реагирует или слишком сильно, или слишком слабо, вне корреляции с силой раздражителей. Резкий страх приводит к оцепенению, исключает вообще всякую деятельность.

Как показывает анализ дорожно-транспортных происшествий, безопасность движения в значительной степени определяется его эмоциональной устойчивостью, необходимой степенью самообладания; быстрой сообразительностью; скоростью переключения и распределения внимания; памятью, от которой зависит быстрее извлечение информации, необходимой для выполнения целенаправленных действий.

Причинами эмоционального возбуждения водителей могут быть и самые обычные дорожные ситуации, которым сам водитель не придает значения. Так, например, частота пульса у водителей после обычного движения в городе при выезде на автостраду увеличивается с 78 до 115 ударов в минуту. Особенно сильное эмоциональное возбуждение возникает при внезапном усложнении дорожной обстановки. Экспериментально установлено, что неожиданный занос автомобиля вызывает сильное эмоциональное возбуждение, которое особенно выражено у неопытных водителей.

Из сказанного не следует, что эмоции всегда ведут к нарушению состояния и работоспособности водителей. У большинства водителей эмоции по степени напряженности протекают в пределах нормы и не ведут к ошибкам при управлении автомобилем. Но есть категории людей, у которых как положительные, так и отрицательные эмоции протекают очень бурно. Сильное нервное возбуждение у таких лиц возникает даже по незначительному поводу, очень быстро, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам. Таких людей называют неуравновешенными, или эмоционально неустойчивыми.

Эмоционально-волевая устойчивость позволяет водителю в сложных ситуациях действовать хладнокровно, спокойно, смело и решительно; хорошо развитая воля помогает сделать поведение управляемым, действовать в соответствии с обстановкой, подавлять отрицательные эмоции.

 

3. Особенности психофизиологические деятельности водителя.

Оператором системы: «Водитель - автомобиль - дорога» является водитель, который должен всегда предвидеть, в какой ситуации он может оказаться, и знать, каким образом в ней действовать. Водитель должен быстро и точно реагировать на раздражители, оценивать значение окружающих объектов и постоянно переключать свое внимание с одного объекта на другой. Часто приходится действовать мгновенно, что далеко не каждому по силам.

С позиции психологии схема управления автомобилем такова. Через ощущения (в основном зрение и слух) водитель получает информацию из внешней среды. Внешние раздражители (сигнальные огни, звуки и т.д.) действуют на органы восприятия, где информация преобразуется в нервные импульсы, поступающие затем в центральную нервную систему - головной и спинной мозг. В мозгу принимается решение. К информации, полученной извне, добавляются из памяти ранее приобретенные знания, а также информация поступающая в ходе действий через обратную связь, и только после этого вводится в работу нужная группа мускулов для совершения определенного движения. Кроме внешних раздражителей на действия водителя влияют внутренние (боль, эмоции и др.), которые также надо учитывать, потому что они могут зачастую привести в возникновению опасной ситуации.

Для примера рассмотрим ситуацию, когда в поле зрения водителя неожиданно появляется пешеход (рис.4.1).

Алгоритм действий водителя представлен на (рис.4.2). Информацию о пешеходе водитель получает с помощью зрения. Она преобразуется в нервные импульсы и направляется в головной мозг. Раздражители суммируются: с учетом опыта в мозгу составляется программа действий и принимается решение. Когда решение готово, нервные импульсы подаются к мускулам и они приводятся в действие.

В приведенном примере нога нажимает на педаль тормоза, затем на основании сигнала обратной связи имеется программа действий и мускулы получают новую команду в связи с изменением ситуации. Нога или сильнее нажимает на педаль, или прекращает нажим. Быстрая реакция спасает от ДТП тех, кто должен принимать решения в условиях острого дефицита времени. У хорошего водителя прирожденные свойства нервной системы (динамичность возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность) должны соответствовать профессии. Исходя из этого водителей можно сгруппировать следующим образом табл.4.1.

 

                                                  

                      Рис.4.1. Схема действий водителя

 

Описание свойства нервной системы и способности, развивающиеся в повседневной деятельности, составляют совокупность качеств, необходимых водителю.

Реагирование. Реагирование является одним из основных компонентов любой деятельности человека. Быстрота же и точность реакции имеют особое значение в условиях дефицита времени. Человек не реагирует мгновенно, ибо от момента поступления информации до ввода в действие мышц проходит известное время, в течение которого анализируются и синтезируются подученные данные - время реакции. В лабораторных условиях оно составляет 0,1 - 0,Зс.

В дорожных условиях - когда водитель реагирует на несколько раздражителей, выбирая из них наиболее важные, время реакции соответственно увеличивается.

В нормальных рабочих условиях и при хорошем состоянии здоровья водителя время его реакции 0,8 - 1,0с. Из-за посторонних раздражителей время реакции может отличаться от вышеприведенного (табл.4.2).

Из таблицы 4.2, видно, что скорость реакции зависит от внимательности и нагруженной нервной системы.

       

                           

Рис. 4.2. Алгоритм действий водителя при движении автомобиля

 

        В случае усталости время реакции увеличивается. То же происходит по мере старения, при интенсификации темпа работы, преобладании отрицательных эмоций и неправильном режиме дня. Время реакции уменьшается по мере повышения опыта работы и профессионализма. 
                          

                                        Характеристика водителей

Категория  
водителей

    Свойства нервной системы

     А

Человек с крепкой нервной системой, уравновешенный, хорошо приспособляющийся к окружающее среде, у которой процессы возбуждения и торможения находится в равновесии.

    Б

Человек с крепкой нервной системой, уравновешенный, который не столь хорошо приспосабливается к окружающей среде, как первый, в нервной системе торможение преобладает над возбуждением.

   В

Человек со слабой нервной системой нетерпеливый и чувствительный, у которого в зависимости от обстоятельств может преобладать то возбуждение, то торможение. Не совсем соответствует профессии водителя.

Информация о работе Психофизиологические особенности личности будущих водителей