Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 16:35, реферат
В современных условиях среди проблем психологии приобретает актуальность проблема готовности человека к водительской деятельности. Данный вид деятельности протекает в условиях, связанных с вероятностью аварийных ситуаций, возможным изменением функциональных состояний от монотонного до стрессового.
1. Специфика деятельности водителей……………………………………
2. Эмоции водителя……………………………………………………….
3. Психофизиологические особенности личности будущих водителей……
4. Заключение ……………………………………………………………..
5. Список литературы……………………………………………………
По причине недооценивая времени реакции происходят самые частые ДТП - столкновения. Столкновения можно избежать, если водитель:
Характеристика реакции водителей
Время реакции, с |
Характеристика водителя |
0,6 - 0,8 |
Водитель подготовлен к |
0,7 - 0,9 |
Водитель внимателен, но не готов к торможению. |
1,0 - 1,1 |
Внимание водителя сосредоточено на переключении передач, на обгоне, на наблюдений за второстепенной дорогой и т.д. |
1,4 -1,9 |
Водитель не внимателен, рассматривает какой -либо предмет, беседует или ослеплен ярким светом. |
Время реакции человека состоит из двух периодов: латентного (скрытого), который измеряется временем от момента появления раздражителя до начала движения, и моторного, измеряемого временем движения. В течение латентного периода протекают процессы, связанные с ощущением и восприятием, оценкой и прогнозированием обстановки, а так же выработкой решения. Примерная продолжительность латентного периода простой реакции на свет составляет 0,2 с, а на звук - 0,14 с. Латентный период зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей водителя, его состояния и опыта, а также от характера дорожно -транспортной ситуации. Время моторного периода зависит от сложности выполняемого действия, возраста водителя, а также от степени неожиданности сигнала. Среднее время моторного периода простой реакции (в лабораторных условиях) на красный сигнал водителя в возрасте 18-22 лет
= 0,48-0,56с в возрасте 45-60 лет - 0,78-1,9бс, а сложной реакции - соответственно 1,05-1,96 с и 1,59-2,61с.
Чем больше время реакции, тем труднее водителю реализовать действия по предупреждению аварийной обстановки. У различных водителей общее время реакции может отличаться в 3-4 раза. В практике есть случаи, когда один водитель, находясь в более сложных условиях, чем другой, на один и тот же сигнал реагирует быстрее. В сложной дорожно - транспортной ситуации, когда водитель одновременно воспринимает три сигнала, время, затрачиваемое на переработку информации, увеличивается в среднем на 20%, а при семи сигналах - почти на 50% .
Чем выше интенсивность движения, тем больше объектов попадает в поле зрения водителя и тем сложнее ему оценить определенный сигнал и выбрать правильное решение. На дорогах с двумя или тремя полосами для движения в обоих направлениях наименьшее время реакции соответствует интенсивности 120-200 авт/ч, а наибольшее - при движении по свободной от транспортных средств дороге. Такая дорога характерна монотонностью, снижающей интенсивность внимания и эмоциональное напряжение водителя.
При движении по прямым участкам дороги без поворотов, подъемов и спусков из-за монотонности ухудшается способность водителя к восприятию обстановки, увеличивается продолжительность обнаружения сигнала.
Если прямые участки имеют протяженность 5 - 6 км и более, то человек ощущает сонливость, заторможенность. На участках, отличающихся монотонностью, интенсивность внимания и готовность у водителя резко снижены, возникновение опасной обстановки для него всегда неожиданно.
При увеличении скорости движения растет интенсивность внимания, в связи с чем время восприятия сигнала уменьшается. В некоторых опытах наименьшее время обнаружения сигнала наблюдалось при скорости движения 80 км/ч и более. При скорости 30-50 км/ч это время было больше в среднем на 25%. Однако это, конечно, не означает, что движение с более высокой скоростью менее опасно.
Увеличение скорости влечет за собой заметное сокращение поля концентрации внимания, что существенно ухудшает восприятие участков дороги, расположенных вне этого поля. Кроме того, транспортное средство за один и тот же промежуток времени три большей скорости перемещается на большее расстояние и оказывается ближе к опасному месту.
Изменение времени реакции при утомлении связано с изменением устойчивости внимания и скорости переработки информации. У водителя с большим профессиональным стажем лучше развиты навыки распределения внимания, а в памяти хранится больше сведений о типичных дорожно -транспортных ситуациях. Следовательно, ему требуется меньше времени для обнаружения сигнала и переработки информации, чем неопытному водителю (рис. 4.5). Водители, работающие постоянно на междугородных перевозках на загородных дорогах, перерабатывают информацию быстрее, чем водители, привыкшие к городским условиям работы. Быстрая и точная реакция водителя в критической дорожной ситуации часто имеет решающее значение для предотвращения ДТП.
Особенно большую роль время реакции играет, когда необходимо предупредить наезд или столкновение путем экстренного торможения, или объезда. Анализ материалов ДТП, связанных с наездом на пешеходов, показывает, что приблизительно в 70% случаев путь автомобиля после наезда не превышал 1м, а скорость автомобилей находилась в пределах 30-50 км/ч. Расчеты показывают, что для сокращения остановочного пути на 1,0-1,5м достаточно уменьшить время реакции водителя на 0,10-0,15с. Такое уменьшение времени может быть достигнуто путем сокращения времени латентного периода, т.е. путем повышения внимания и совершенствования навыков оценки обстановки. Время реакции можно уменьшить путем тренировки на специальных стендах и тренажерах.
Рис. 4.3. Участки остановочного пути
Рис. 4.4. Остановочный путь автомобиля в зависимости от скорости движения и состояния дорожного покрытия. Длина остановочного пути при торможении со скоростью 60 км/ч (сплошная линия) и скорости, при торможении с которых остановочный путь равен 40 м
Рис. 4.5. Изменение среднего времени реакции водителя (t) в зависимости от стажа его работы: 1 – на маневрирование; 2 - на торможение.
Время реакции резко возрастает после приема алкоголя даже в незначительных количествах. Одновременно снижается точность глазомера и ухудшается определение действительной скорости, водитель теряет осторожность, не считается с опасностью, вследствие чего создает на дороге аварийную обстановку, настроение «море по колено» не позволяет оценить ситуацию критически. Психические качества водителя с признаками алкогольного опьянения представлены в таблице 4.3.
При легкой степени опьянения в стиле вождения проявляется особая удаль, притупляется чувство опасности, появляется стремление к неоправданному риску.
При средней степени опьянения, если сверкнет мысль прокатиться на автомобиле, водитель может это сделать, не слушая никаких предостережений, на дороге он способен к внезапному выделыванию «фигур высшего пилотажа».
При тяжелой степени опьянения, если водитель сможет сесть за руль, он не способен к нормальной езде даже по совсем свободной и прямой дороге. Издалека заметны зигзаги в движении. Пьяный может не редко уснуть во время движения прямо на руле.
Зрение и слух. Зрение характеризуется остротой, цвет различием, точностью глазомера, оценкой расстояний и скорости, размерами поля зрения и скоростью перемещения взгляда.
Клинические признаки алкогольного опьянения
Признак |
Степень опьянения | ||
Легкая |
Средняя |
Тяжелая | |
Запах алкоголя изо рта |
Почти всегда |
Имеется |
Имеется |
Пульс |
Часто учащенный |
Учащенный |
Неритмичный |
Сознание |
Ясное |
Не вполне ясное |
Помутневшее |
Внимание |
Несколько рассеявшее |
Пассивное |
С пробелами |
Восприятие |
Несколько суженное |
Суженное |
С пробелами |
Темп мышления |
Часто повышенный |
Замедленный |
Замедленный |
Память (способность запомнить) |
Удовлетворительная |
Слабая |
Почти отсутствует |
Скорость движения |
Несколько повышенная |
Значительно нарушенная |
Сильно нарушенная |
Точность движения |
Слегка нарушенная |
Значительно нарушенная |
Сильно нарушенная |
Точность совершаемых действий |
Единичные ошибки |
Значительно нарушенная |
Сильно нарушенная |
Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов в его организме. К этим свойствам относятся восприятия (ощущения), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества. Водителю приходится выполнять различные работы: принимать транспортное средство у водителя-сменщика; готовиться к выезду на линию, оформляя необходимые документы; пополнять запас топлива, масел, охлаждающей жидкости; управлять транспортным средством, перевозя грузы или пассажиров. Он также наблюдает за погрузочно-разгрузочными операциями, иногда принимая в них непосредственное участие, в конце рабочего дня сдает автомобиль сменщику и т. д. Однако наиболее важная и ответственная часть деятельности водителя - это управление транспортным средством. Процесс управления объединяет водителя, транспортное средство, дорогу и окружающую среду в одно целое - в систему, в которой все звенья связаны между собой и зависят друг от друга. Водитель постоянно получает информацию о дороге и всем, что на ней находится (автомобилях, пешеходах, светофорах, дорожных знаках), а также о состоянии окружающей среды (температуре, влажности, освещенности и т. д.). В соответствии с назначением своей поездки он, учитывая собственные возможности и особенности транспортного средства, определяет режим сто движения (скорость, направление). Кроме того, водитель непрерывно контролирует результаты своих действий, и если режим движения отклоняется от заданного, вносит нужные исправления. Водитель является главным звеном системы «водитель— автомобиль, — дорога» (ВАД) - ее оператором. Трудовые процессы, выполняемые им при движении автомобиля, типичны для деятельности операторов других сложных систем (дежурный пульта управления энергосистемой, пилот и др.).
В основном это операции по приему и переработке
поступающей информации, принятие решений,
управляющие действия, контроль выполненных
действий. Однако деятельность водителя
во многом отличается от деятельности
других операторов. Для многих операторов
основными источниками информации об
управляемом объекте являются показания
приборов. Водитель же основную информацию
получает путем непосредственного наблюдения
за дорожной обстановкой (информация от
приборов для него имеет второстепенное
значение). Характер и объем информации,
получаемой водителем, могут быстро меняться.
Большой объем информации или быстрые
ее изменения, например, при интенсивном
движении часто лишают возможности водителя
своевременно и точно ее воспринять и
переработать, а следовательно, — и выработать
верное решение. Непрерывность движения
постоянно нарушается запрещающими сигналами,
дорожными знаками и участниками движения.
Водителю приходится выполнять большое
число действий по управлению автомобилем,
часть из которых (называется ошибочной.
Так, в условиях интенсивного движения
в городе в течение рабочей смены (7-8 ч)
водители маршрутных автобусов или автомобилей-такси
выполняют около 5,5 тыс. операций по управлению
транспортным средством. При этом около
20% этих действий являются ошибочными,
вследствие недостатка времени для приема
и переработки информации. Особенно это
ощущается при внезапном возникновении
опасных ситуаций, когда промедление или
невыполнение нужных действий может привести
к ДТП.
Трудности, сложность работы
водителя состоит в неопределенности
поступающей к нему информации. Как правило,
он не может точно предвидеть поведение
других участников движения и изменения
в дорожной обстановке. На основе этих
неполноценных данных водитель должен
самостоятельно принимать весьма ответственные
решения. Он работает в отрыве от своего
трудового коллектива, а следовательно,
лишен возможности обсуждать с кем-либо
постоянно изменяющуюся дорожную обстановку.
На водителя влияют различные
неблагоприятные факторы: попадающие
в кабину отработавшие газы, холод зимой,
жара и духота летом; шум и вибрации; неудовлетворительное
состояние дороги; дождь, туман, снегопад
и др. Все это затрудняет работу, быстро
утомляет, создает предпосылки для ошибочных
действий в сложной обстановке. При таких
условиях работа водителя становится
одним из наиболее сложных видов человеческой
деятельности.
Профессионализм водителя
оценивается двумя взаимосвязанными требованиями.
Во-первых, водитель должен работать эффективно,
т. е. умело используя эксплуатационные
свойства автомобиля, быстро выполнять
задачи по перевозке. Во-вторых, при этом
он не должен нарушать требования безопасности
движения, т. е. обязан работать надежно.
В простых дорожных условиях, когда отсутствуют
препятствия движению, работать быстро,
эффективно и надежно могут многие водители.
В сложных условиях работать эффективно
могут лишь те, кто отличается достаточной
надежностью. Надежность водителя зависит
от его профессиональной пригодности,
подготовленности и работоспособности.
Пригодность зависит от состояния здоровья
водителя, его психофизиологических и
личных качеств. Подготовленность определяется
наличием у водителя специальных знаний
и навыков. Работоспособность водителя
- это состояние, позволяющее ему выполнять
работу качественно и с высокой производительностью.
Чтобы получить представление о влиянии
перечисленных характеристик на надежность
водителя, рассмотрим основные психофизиологические
процессы приема и переработки информации
водителем.
Информация о работе Психофизиологические особенности личности будущих водителей