Психофизиология профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:49, контрольная работа

Описание работы

Профессиональное консультирование представляет собой специальную деятельность, направленную на содействие личности в решении проблем индивидуальной занятости с учетом ее индивидуальных особенностей. Это связано с выбором профессии, определением профиля профессионального самоопределения.
Профессиональная консультация - это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией человека с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения.

Файлы: 1 файл

психофизиология профессиональной деятельности.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

 

 

психофизиология профессиональной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

1. Профессиональная  консультация, отбор, обучение

Профессиональное консультирование представляет собой специальную деятельность, направленную на содействие личности в решении проблем индивидуальной занятости с учетом ее индивидуальных особенностей. Это связано с выбором профессии, определением профиля профессионального самоопределения.

Профессиональная консультация - это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией человека с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения.

Профессиональное самоопределение связано, прежде всего, с личностным самоопределением. Два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением: профессиональное самоопределение более конкретно, оно направлено на ориентацию личности в мире профессии; профессиональное самоопределение больше зависит от внешних воздействий, а личностное, в основном, обусловлено внутренними факторами. Соотношение понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация» и «профконсультация» выглядит следующим образом. Профориентация является более широким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

Профессиональный отбор - процедура дифференциации кандидатов по степени их соответствия определенному виду деятельности и принятия решения о пригодности или непригодности кандидатов.Профессиональный отбор осуществляется путем установления:

медицинских и психофизиологических противопоказаний для работы в конкретной области деятельности;

соответствия индивидуальных антропометрических данных кандидата требованиям, предъявляемым к работнику эксплуатационными характеристиками обслуживаемых механизмов и оборудования.

Большинство новых работников часто представляют свою предстоящую деятельность слишком формально и поверхностно: при поступлении на работу у них остается ряд открытых проблем, разрешить которые они могут на основе своевременно обеспеченной профессиональной ориентации.

 Профессиональный отбор - это специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях. В профессиональном отборе выделяются четыре стороны, или компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический.

Таким образом, по своей сути и критериям оценка эффективности П. о. является социально-экономическим мероприятием, а по методам - медико-биологическим и психолого-педагогическим.

Основным принципом использования в системах психологического отбора существующих диагностических методик и конструирования новых должна быть их нацеленность на диагностику ведущих наиболее устойчивых компонентов изучаемой способности в их структурной и функциональной взаимосвязи. Получение информации социально-психологического порядка, характеризующей ценностные ориентации личности, мотивационную стабильность выбора профессии, личностные черты и особенности жизненного опыта, существенно расширяет возможности личностно-структурного и динамического анализа всей совокупности информации и тем самым позволяет повысить степень вероятности и надежности прогнозов.

Указанная выше общая цель включает ряд задач, носящих более конкретный характер. К ним можно отнести:

информирование заинтересованных лиц для облегчения выбора вида профессиональной деятельности;

создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников;

определение соответствия психофизиологических и социально-психологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.

Основными формами профориентационной работы является: профессиональное просвещение, воспитание осознанной потребности в труде; профессиональная информация; профессиональная консультация.

Профессиональная информация - система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, с характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями и центрами подготовки персонала, а также с другими вопросами получения профессии и обеспечения занятости.

С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:

· подготовку новых рабочих;

· переподготовку и обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;

· повышение квалификации.

В отношении специалистов и руководителей обучающая функция предприятия проявляется, прежде всего, в организации повышения их квалификации.

Обучение на рабочем месте характерно, прежде всего, для рабочих и простых должностей служащих.

Обучение вне рабочего места более эффективно, имеет большую теоретическую направленность, дает разностороннюю подготовку, но требует значительных затрат. Кроме того, работник отрывается от своей работы. Используемые здесь методы соответствуют, как правило, теоретической направленности обучения - это лекции и практические занятия в аудитории, использование деловых игр и разбор конкретных производственных ситуаций, обучающие программы, в том числе и на базе ПЭВМ, обмен опытом и др.

Обучение вне рабочего места характерно для всех категорий работников, но в большей мере для руководителей, специалистов и служащих.

Цель деятельности предприятия (фирмы) в области обучения состоит в обеспечении:

· надлежащего уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности);

· условий для мобильности работника, как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости;

· возможности для продвижения работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом.

Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области обучения персонала:

выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;

определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;

правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения;

изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экстремальные факторы, присущие профессиональной деятельности

 

Все экстремальные факторы труда можно объединить в несколько групп.

. Физические факторы рабочей  среды: факторы пространства (барометрическое  давление, газовый состав воздушной  среды, температура, различные виды  ионизирующей и неионизирующей  радиации и др.); неблагоприятные  микроклиматические условия (перегрузки, шумы, вибрация, высокие скорости  и др.); факторы замкнутого объема (критерии отнесения работы к  классу вредных представлены  в приложении).

. Факторы, обусловленные  сложными алгоритмами деятельности.

. Факторы, обусловленные  высокой вероятностью и чрезвычайными  последствиями аварийных ситуаций, которые представляют собой внезапное  осложнение деятельности, требующее  срочного вмешательства человека  для принятия неотложных мер  по недопущению перехода ситуации  в критическую.

. Факторы, связанные с  опасностью для жизни (пожарные, спасатели, шахтеры, милиционеры и  др.).

Изучение деятельности в особых и экстремальных условиях направлено на решение следующих задач:

  • установление предельно допустимых характеристик экстремальных факторов, начиная с которых представляется угроза эффективному осуществлению деятельности;
  • оценку (измерение) функциональных состояний работника, показателей качества деятельности. При этом рассматриваются изменения характеристик психических функций и состояний, работоспособности, эффективности деятельности и т.д.
  • установление факторов, от которых зависит успешность деятельности в экстремальных условиях;
  • разработку средств защиты от экстремальных факторов рабочей среды, нормирование продолжительности деятельности подобного рода.

В деятельности работников опасных профессий возникают два типа условий, с высокой вероятностью вызывающих различные формы психической дезадаптаций: 1) повседневная напряженная деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное событие, и 2) так называемые критические инциденты, при которых работники сталкиваются с человеческими жертвами и материальными потерями, с реальной опасностью для своей жизни, здоровья или системы ценностей, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих.

Большинство психологических исследований опасных профессий посвящено, либо анализу влияния на работника внешних неблагоприятных факторов среды (свет, шум, вибрация, радиация, СВЧ-излучение и др.) и условий обитания человека, либо изучению посттравматических и острых стрессовых расстройств.

Часть исследователей считает, что, эффективность действий человека в экстремальных условиях зависит от типа его поведения, и, в частности, выделяет три типа: "напряженный", "трусливый", "тормозной". Так, "напряженный" тип характеризуется повышенной напряженностью в выполнении задания, "трусливый" - в преднамеренном уклонении от выполнения порученных ему функций, "тормозной" - выражается в полной заторможенности его действий (Е.А. Милерян, А.В. Солодкова). В зарубежной литературе указывается на два типа реакций человека в экстремальных условиях. Первый тип реакции заключается в том, что субъект в первую очередь обращает внимание не на себя, а на устранение опасности (Линдслей).

При всем многообразии профессионально важных качеств можно назвать ряд из них, которые выступают как профессионально важные практически для любого вида трудовой деятельности. К таким качествам относятся: ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка и несколько более специфичных - эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску и т.д.

Особый интерес представляют такие особенности личности, которые способны регулировать уровень функционального состояния при несении службы. Наиболее часто таким качеством выступает эмоциональная устойчивость, позволяющая сотруднику ГПС сохранять необходимую физическую и психическую работоспособность в чрезвычайных условиях.

Эмоциональная устойчивость позволяет более эффективно справляться со стрессом, уверенно и хладнокровно применять усвоенные навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени. Устойчивые к стрессу лица характеризуются как активные, неимпульсивные, настойчивые в преодолении трудностей. Эмоциональная устойчивость может быть обусловлена мотивацией и уровнем притязаний на достижение высоких результатов, а также знаком эмоционального переживания, его длительностью, глубиной.

Важную роль в профессиональной деятельности играет самооценка, ее неадекватность уменьшает надежность работы в нестандартных условиях, во внезапно возникшей сложной обстановке. Самооценка во многом определяет формирование других профессионально важных качеств. Так, склонность к риску часто порождается неадекватно завышенной самооценкой. Лица, склонные к риску в боевой обстановке тушения пожара, отличаются от лиц, не склонных к риску, самоотверженным поведением, сохраняя хорошую работоспособность в опасных для жизни условиях. В источнике опасности находят прилив дополнительных сил, переживаемая опасность доставляет им удовлетворение, помогая выполнению боевого задания на высоком профессиональном уровне. Они с желанием и охотой выезжают на пожары, в пути следования шутят, смеются, многие из них интересуются предполагаемыми боевыми действиями. Лица, не склонные к риску, особой инициативы не проявляют, но и не самоустраняются от выполнения боевого задания.

Высокотревожные лица более чувствительны к эмоциональному стрессу, с трудом выходят из этого состояния, у них часто отмечаются эмоциональные нарушения невротического характера. Эти лица более рациональны и с меньшим эмоциональным напряжением способны преодолевать стрессовую ситуацию. Они характеризуются более высокой подвижностью психических процессов, что указывает на более широкие возможности адаптации. Лица, не тревожные в боевой обстановке, спокойны. Они выполняют поставленную перед ними задачу уверенно. Тревожные же лица в экстремальных условиях преувеличивают опасность боевой обстановки, с беспокойством относятся к порученному заданию, наблюдались случаи, когда некоторые из них теряли ориентацию в незнакомой обстановке.

Особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности. Установлено, что лица с сильной нервной системой со стороны возбуждения имеют большую склонность к напряженной деятельности, чем лица со слабой нервной системой, для которых характерна более высокая тревожность и более низкая самооценка. Зависимость эффективности деятельности от свойств нервной системы очевидна. Состояние стресса, возникающее у сотрудников ГПС в экстремальных условиях, резко ухудшает действия лиц со слабой нервной системой и не оказывает влияния на людей с сильной нервной системой.

Лица с сильной нервной системой проявляют разумную инициативу, умело руководят своими подчиненными, четко отдают приказания и распоряжения, проявляют при встрече с препятствиями решительность и смелость. У этих испытуемых не наблюдается резко выраженных внешних проявлений эмоционального возбуждения перед выполнением боевых задач (отсутствует заметный тремор, голос спокоен, нет заметных изменений в мимике и т.д.).

Информация о работе Психофизиология профессиональной деятельности