Психофизиология профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:49, контрольная работа

Описание работы

Профессиональное консультирование представляет собой специальную деятельность, направленную на содействие личности в решении проблем индивидуальной занятости с учетом ее индивидуальных особенностей. Это связано с выбором профессии, определением профиля профессионального самоопределения.
Профессиональная консультация - это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией человека с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения.

Файлы: 1 файл

психофизиология профессиональной деятельности.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

Испытуемые со слабой нервной системой в экстремальной, боевой обстановке, как правило, обнаруживают растерянность, неоперативность, движения их скованы. Инициативы на пожаре не проявляют. В период тушения пожара у этих лиц можно наблюдать заторможенность действий, оцепенение, паническое состояние. Они долго не отвечают на вопросы, на приказания не реагируют или выполняют их с нежеланием и ошибками. Бывают случаи, когда "слабые" убегают с места пожара или прячутся за близлежащие строения, пожарные машины. Нередко они избегают действий в опасных ситуациях или отстраняются вышестоящими лицами за неэффективное выполнение боевой задачи. Сотрудники ГПС со слабой нервной системой достигают более высоких результатов в профилактической работе.

Профессионально важными для сотрудников ГПС качествами являются также интроверсия и экстраверсия. Экстраверты в наибольшей степени переживают монотонность, подвержены усталости по сравнению с интровертами во время работы, когда ограничены внешние контакты и в работе наступает однообразие.

Психограмма сотрудника пожарной части.

Среди мотивов поступления на службу в первую очередь сотрудники называют: стремление к риску, опасности; пример друзей, знакомых; семейные традиции; воинскую службу в вооруженных силах и внутренних войсках; склонность к военизированной службе; стремление к моральному удовлетворению от работы; стремление к активной, разнообразной, живой работе; стабильный заработок; работе, связанной с общением с людьми.

Психограмма сотрудников противопожарной службы включает ведущие группы, в которые входят следующие психологические качества:

· смелость;

· способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях;

· уверенность в себе;

· способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствии времени на ее осмысление;

· способность объективно оценивать свои силы и возможности;

· способность к длительному сохранению высокой активности;

· умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач;

· уравновешенность, самообладание при конфликтах;

· способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми;

· способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;

· способность найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника;

· склонность к риску.

Указанные качества проявляются в зависимости от специфики выполняемых задач и связаны с успешностью профессиональной деятельности.

Основными факторами риска, вызывающими нервно-психическое напряжение у пожарных в боевой обстановке, являются опасность, создающая угрозу жизни, ответственность за решение боевой задачи, дефицит времени на принятие решений и выполнение действий, необычность условий рабочей среды (высокая температура, загазованность, шум и т.п.).

Психическая напряженность у пожарных может быть вызвана также несоответствием уровня развития профессиональных качеств требованиям, предъявляемым данной деятельностью к личности пожарного: психологической неподготовленностью к выполнению различных боевых задач во время тушения пожара, чрезмерной эмоциональной возбудимостью, впечатлительностью, низкой эмоциональной устойчивостью и т.д.

Стресс-факторы могут быть объективного и субъективного происхождения. Например, опасность взрыва на пожаре может быть реальной (объективной), но может быть и мнимой (субъективной).

Наиболее характерными и часто встречающимися факторами риска в работе пожарных являются:

· Высокая температура окружающей среды, которая после кратковременного усиления возбуждения приводит к угнетенному состоянию, нарушает равновесие между возбуждением и торможением, ослабляет тормозной процесс, создает дискоординацию движений. Напряженная физическая работа, связанная с большим теплообразованием в организме, при высокой температуре окружающей среды и значительной влажности воздуха, например характерных для тушения пожара в тоннелях, подвалов жилых домов, вызывает ухудшение самочувствия: появляются жажда, головная боль, головокружение, стук в висках, слабость, нежелание двигаться и т.д. При повышении температуры тела до 40о и более может наступить тепловой удар, который сопровождается появлением судорог, галлюцинаций, потерей сознания;

· Высокая концентрация дыма, оказывающая отрицательное воздействие в первую очередь на органы чувств. Дым вызывает сильное раздражение слизистой оболочки глаз и носоглотки, вызывает кашель, нередко приводит к временной потере работоспособности, а иногда и к отравлению организма;

· Шум, способствующий возникновению страха, тревоги, беспокойства. Шум затрудняет речевой обмен, приводит к искажению приказов, распоряжений и поступающей информации. В условиях шума уменьшается сосредоточение внимания, снижается мыслительная способность, увеличивается время реакции на различные сигналы;

· Ограниченное пространство, вызывающее трудности не только физического, но и психического порядка, что приводит к значительному снижению работоспособности;

· Ядовитые газы, выделяемые при горении химическими веществами и материалами и оказывающие отравляющее действие на организм человека.

Таким образом, наличие факторов риска создает трудности в работе пожарных, ухудшает их физическое и психическое состояние, что влияет на эффективность тушения пожаров. Склонность к риску проявляется как направленность на опасность, поэтому эффективность действий пожарных, обладающих таким качеством, в экстремальных условиях очень высока. Это очень важно учитывать при расстановке сил на опасных участках работы.

Человек, которому часто приходится находиться в трудных ситуациях, способен выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. Возможно обучение разным способам элиминации страха.

В ряде случаев, однако, длительная экстремальная ситуация оказывает крайне неблагоприятное влияние на человека, вызывая нарушения поведения, конфликтность, социальные девиации.

Выделяют также несколько факторов, действие которых наиболее неблагоприятно в ситуации длительного стресса. К ним относятся: высокое напряжение стресса, угроза, направленная на основную систему ценностей индивидуума, невозможность справиться с ситуацией в связи со стрессом, низкая степень индивидуальной сопротивляемости психологическому стрессу.

Профессионально важными являются следующие свойства и качества личности пожарного и спасателя:

. Свойства восприятия: устойчивость  функций анализаторов и качества  восприятия (зрительного, слухового, тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости).

. Особенности высших психических  функций: хорошо развитое пространственное  мышление, значительный объем внимания, способность быстрого переключения  и распределения внимания в  условиях отвлекающих воздействий  и дефицита времени; способность  быстро ориентироваться в новой  незнакомой обстановке, оценивать  степень важности поступающей  информации.

. Психомоторные свойства  и физические качества: физическая  выносливость, устойчивость к физической  усталости; хорошая координация  движений, высокие возможности как  максимальной силы, так и силовой  выносливости.

. Личностные особенности: высокий уровень субъективного  контроля, эмоциональная стабильность, толерантность к стрессу и  фрустрации; средний уровень личностной  и ситуативной тревожности; стеничность  реакций на сложности и опасность; умеренная склонность к риску; уверенность в себе.

. Социально-психологические  качества: умение работать в команде, хорошие коммуникативные способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  

В настоящее время эффективное управление персоналом является одной из важнейших задач для любой организации. Сотрудники организации, их знания, навыки и опыт, едва ли не самый главный источник повышения эффективности и снижения издержек организации.

В современных условиях существенно возрастает роль человеческого фактора в успешности функционирования любой структуры. В связи с этим, актуализируется необходимость в современном психологическом обеспечении профессиональнойеятельности.

Развитие познавательных процессов и способностей во многом определяет успешность обучения и профессиональной деятельности. Знание уровня актуального развития познавательных процессов и способностей необходимо для профессионального отбора, подбора персонала, оценки персонала и формирования резерва, профконсультации, профориентации, профинформации.

Важное значение для успешности обучения и оптимизации профессиональной деятельности имеет учет индивидуальных личностных особенностей. Знание индивидуальных личностных особенностей необходимо для профессионального отбора, подбора персонала, оценки персонала и формирования резерва, профконсультации, профориентации, профинформации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бодров, В.А. Развитие профессиональной  мотивации спасателей / В.А. Бодров, Ю.В. Бессонова // Психологический журнал. - 2012. - Т. 26, № 2. - С. 9--13.

2. Дутов, В.И. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре / В.И. Дутов, И.Г. Чурсин. - М.: СЦЕМП "Защита", 2009. - 202 с.

3. Крюкова, М.А. Профессиограмма спасателя поисково-спасательной службы МЧС России: руководство. ГУ ЦЭПП МЧС России (филиал ВЦЭРМ МЧС России г. Санкт-Петербург) / М.А. Крюкова. - М.: СЦЕМП "Защита", 2010. - 140 с.

4. Марьин, М.И. Профессиография основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России / М.И. Марьин, И.Н. Ефанова. - М.: ВНИИПО, 2011. - 244 с.

5. Мягких, Н.И. Основные методы профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации : метод. пособие / Н.И. Мягких, Г.В. Шутко. - М.: ВНИИПО, 2009. - 150 с.

6. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл, 2010.

7. Самонов А.П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях. Пермь: «Звезда», 2009. - 594 с.

8. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ / Л.Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2002. - 130 с.

 


Информация о работе Психофизиология профессиональной деятельности