Психофизиология развития внимания у детей с сенсорным дефицитом.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:48, реферат

Описание работы

В настоящее время в психологии и психофизиологии разрабатываются две альтернативные теории внимания:
I. В первой, внимание рассматривается – как самостоятельный процесс, имеющий важное значение для организации познавательной деятельности и поведения.
II. Во второй, внимание не является самостоятельным процессом, не имеет своего содержания и специфики, а неразрывно связано с познавательными процессами, чувствами и волей.

Файлы: 1 файл

Реферат ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ I.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОУ «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

Факультет психологии

Кафедра психологии развития и возрастной психологии

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Психофизиология

 

на тему: « Психофизиология развития внимания у детей с сенсорным дефицитом »

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студент заочной  формы обучения

2 курс

Кондрашкина С.А.

_______________________________

 

 

Научный руководитель:

к.м.н. Старшинова Е.О.

_______________________________

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2008

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   На современном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений  в  психическом  развитии  детей  со  сложными сенсорными  нарушениями  предусматривает  исследование внимания  как базового  психического  процесса,  тесно связанного  с перцептивно – когнитивным  развитием  ребёнка.

   Врождённое  или  приобретённое  в   раннем онтогенезе  значительное  снижение  зрения,  слуха сопровождается  дефицитом  внимания.  В современной науке установлено,  что проблема  нарушений и коррекции внимания  имеет  несколько  аспектов,  относящихся  к  областям  психологии,  психофизиологии,  нейрофармакологии  и  медицины.

   В  настоящее время в психологии  и психофизиологии разрабатываются две альтернативные  теории  внимания:

 

     I. В первой,  внимание  рассматривается – как самостоятельный процесс,  имеющий важное  значение  для организации познавательной  деятельности  и поведения.

 

     II. Во  второй,  внимание  не  является  самостоятельным  процессом,  не  имеет  своего  содержания  и  специфики,  а  неразрывно  связано  с  познавательными  процессами,  чувствами  и  волей.

  

   С   позиций  современного  системного  подхода  в  психологии  и   психофизиологии  внимание  рассматривается   не  как  самостоятельный   психический  процесс,  а  как  отражение  межсистемных  отношений,  обеспечивающих  эффективность  деятельности ( Бехтерева.Н.П., 1971; Лурия.А.Р., 1973; Безденежных.Б.И., 1995; Александров.Ю.И., 2001 ).

 

   Внимание – процесс  сосредоточения  деятельности  в  определённый  момент  времени на  каком – либо  объекте ( предмет,  событие,  образ,  рассуждение и т.д. ).

 

   Внимание  – сложный  психофизиологический  процесс,  реализуемый рядом нейрофизиологических  механизмов.

   Изучение  закономерностей  и  механизмов  внимания – центральная  теоретическая проблема  в исследованиях когнитивных процессов.

   Внимание  связано  с  интересами,  потребностями,  установками   и  направленностью  личности. ( Рубинштейн.С.Л.,1976;  Узнадзе.Д.Н.,1976. ).

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

ВИДЫ  ВНИМАНИЯ

 

   1. Предвнимание – неосознаваемый  автоматический  процесс обработки сенсорной информации  нейронами – детекторами в анализаторных системах; выполняет  функцию  выделения  объекта  из  фона,  функцию  слежения  за  неожиданными  событиями ( бдительность ).

 

   2. Непроизвольное  внимание – генетически  исходное,  навязанное  индивиду  внешними  объектами и событиями; осуществляет  быструю  и  правильную  ориентировку  индивида  в  изменяющихся  условиях  внешней  среды. 

 

   3. Произвольное внимание – это  контролируемый  и  сознательный  процесс  с  ограниченной  пропускной  способностью  и  последовательной  обработкой  информации.  Выполняет  функции  избирательности  и  регуляции  деятельности,  в соответствии  с сознательно  поставленной  целью  и  нормами  поведения.  Оно способствует  активизации извлечения  информации  из  долговременной  памяти  и целенаправленному её  анализу.

 

   4. Послепроизвольное внимание – избирательная  активность,  которая  формируется  на  основе  произвольного  внимания  в  процессе  деятельности  и  состоит  в  сознательном  сосредоточении  в  соответствии  с  целями  деятельности,  её  значимости  и  интересов  индивида.

 

   5. Модально – специфическое  внимание – это  зрительное,  слуховое  и  тактильное  внимание.

 

   Различия  всех  видов  внимания  состоит   в  том,  что;

 

   а) они   выполняют  разные  функции.

   б) их  реализуют  разные  нейрофизиологические  механизмы,  формирующиеся  по - разному  в  онтогенезе.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

ВНИМАНИЕ  В  СИСТЕМЕ  КОГНИТИВНЫХ  ПРЦЕССОВ

   1. Внимание  и  восприятие.  Наиболее  чёткое  восприятие  наблюдается в условиях  внимания,  которое определялось  В. Вундтом как ясное состояние сознания.  При внимании  направленность  и сосредоточенность  психической  деятельности  обусловливает  эффективное  восприятие  внешних  воздействий.

   Восприятие  объектов  и  событий  внешнего  мира  невозможно  как  без   избирательного  внимания,  направленного   вовне,  так  и  без  внимания,  нацеленного  на  образа – эталоны памяти.

    2. Внимание  и память.  В экспериментальных исследованиях выявлена  высокая эффективность фиксации  следов  памяти  в условиях  концентрации  внимания.  Состояние внимания  оказывает существенное  влияние на  продуктивность  запоминания.

   3. Внимание  и мышление. Мыслительная  деятельность  сопряжена  с  актуализацией  следов  долговременной  памяти,  которые  используются  для  внутреннего  анализа.  Процесс  мышления  контролируется  некоторой  целью,  которая  должна  быть  достигнута.  Он  связан  с  процессом  ментального  внимания,  осуществляющего  функцию  внутреннего  контроля  за  соответствием  умственных  действий  программам  их  выполнения.

 

 

 

ГЛАВА III

ХАРАКТЕРИСТИКИ  ВНИМАНИЯ

   1. Избирательность –сосредоточенность  сознания  на  определённых  объектах  и ситуациях внешнего  мира,  что обуславливает повышения уровня  сенсорной,  моторной,  интеллектуальной  активности.

 

   2. Объём  внимания – число одновременно  воспринимаемых  и осознаваемых  объектов ( зависит от  характеристик объекта и организации материала.).

 

   3. Распределение  внимания – способность к одновременному  выполнению  двух  или нескольких  заданий без быстрого  переключения  внимания.

 

   4. Концентрация  внимания – сосредоточенность на  одних каких-либо объектах  и ситуациях и временное отвлечение  от  всех  остальных.

 

   5. Устойчивость  внимания – длительность  непрерывного  сосредоточения  внимания  на  объекте или событии. (зависит; от изменчивости  объекта,  интереса  к  объекту,  значимости  объекта,  активности  индивида.).

 

   6. Переключение  внимания – целенаправленный,  быстрый перенос внимания  с одного  объекта или события на  иные,  от  одного  вида  деятельности  к другим.

 

   Все   описанные  характеристики –  грани  единого  акта  внимания  и  в  реальной  деятельности  они  неразделимы.

   Высокий   уровень  сформированности  характеристик   внимания  очень  важен  для   учебно-воспитательного  процесса.

   Высшие  виды  внимания – произвольное  и  послепроизвольное – формируются  в  деятельности.  Вовлечение  индивида  в  активную  деятельность  способствует  развитию  непроизвольного  и  строящихся  на  его  основе  произвольного  и  послепроизвольного  внимания.

   Для  развития  пространственной  ориентировки  детей с сенсорными  нарушениями важны такие характеристики  внимания,  как распределение и переключение. 

 

ГЛАВА IV

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ

  В  соответствии  с  концепцией  М.Познера  (1989)  в мозге существует  система внимания,  которая анатомически  изолирована от  систем  обработки поступающей информации.  Систему внимания  составляют  разные  анатомические зоны,  образующие  сетевую структуру.  Она имеет несколько подсистем,  механизмы  которых  реализуют  следующие основные  функции:

     -  ориентацию  на  сенсорные   события;

     - обнаружение  сигналов  для   их  сознательной  обработки;

     - поддержание  бодрствующего   состояния  или  бдительности.

   Разные  виды  внимания  обеспечиваются  механизмами  разных  отделов  мозга.  В  экспериментальных  исследованиях  установлено,  что  модально-неспецифические  виды  внимания  связаны  с  механизмами  модулирующей  системы  мозга.  Эта  система  включает  активирующие  и  также  инактивирующие  центры  мозга.  Она  регулирует  процессы  внимания,  создавая  генерализованные  и  локальные  эффекты  активации  и  инактивации  в  Ц.Н.С.  Модулирующая  система  мозга (ретикулярная  формация  ствола  и  лимбическая  система) – восходящая  неспецифическая  система  активации.  Ретикулярная  формация  ствола  обеспечивает  генерализованную  активацию коры  и глобальные  изменения состояния бодрствования.  Неспецифические ядра  таламуса (диффузная проекционная  таламическая  система)  по  восходящим  путям  в  ассоциативные  зоны  коры  оказывают  на  неё  возбуждающие  и  тормозные  влияния.  Восходящая  неспецифическая  активирующая  система  тесно  связана  с  фронтальными  областями  коры. Возбуждение этой  системы по  восходящим  путям передаётся  во  фронтальные области.  При  определённом  уровне  возбуждения  фронтальных  отделов  по  нисходящим  путям  осуществляется  тормозное  влияние  на  ретикулярную  формацию  и  таламус. Таким образом,  фронтальная кора  как  высший  регуляторный  центр  на  основе  двусторонних  связей  модулирует  активность  ретикулярной  формации  и  таламуса.   

Механизмы  непроизвольного  внимания.

   Ориентировочный  рефлекс (ОР) – физиологическая  основа  непроизвольного  внимания. В соответствии  с описанием И.П.Павлова любой новый раздражитель  из  внешней среды вызывает  исследовательский  рефлекс «что  такое?».  При повторении  одного  и того  же  раздражителя  этот  рефлекс угасает.

   В   концепции  Е.Н.Соколова (1958 – 1964)  ОР  рассматривается  как  многокомпонентная  реакция активации. ОР  включает:

    а) вегетативные  компоненты – расширение  зрачков,  изменение дыхания,  снижение  частоты сердечных сокращений (ЧСС),  расширение  сосудов головы  и  сужение сосудов рук,  кожногальваническую  реакцию (КГР);

      б) моторные  компоненты – поворот головы,  движение  глаз,  усиление  мышечного тонуса;

      в) сенсорный  компонент – увеличение  чувствительности  анализатора и снижение  порогов.

    В соответствии  с теорией Е.Н.Соколова, в ходе  привыкания  к определённому стимулу и без специального  подкрепления  в мозгу формируется нервная модель,  отражающая  весь  комплекс  его параметров.  Нервная модель  представляет  собой ансамбль  нейронов,  хранящий  информацию  о  признаках  стимула.

     - Формирование  нервной  модели  стимула  происходит  неосознанно,  непроизвольно.

     - Информация  о  физических  свойствах  стимула  обрабатывается  параллельно.

     - Операция  сличения  нервной  модели  с  другим  действующим  стимулом  осуществляется  автоматически.

     При  рассогласовании  характеристик  нового  раздражителя  с  характеристиками  модели  возбудительные  кортикоретикулярные  импульсы  запускают  систему  ориентировочного  рефлекса.

Таким  образом,  формируется  реакция внимания,  направленная  на  новый  стимул.  В реализации  этой  реакции,  кроме  анализатора,  принимают  участие  ретикулярная  формация  ствола  мозга,  гиппокамп,  неспецифические  ядра  таламуса,  различные области коры  больших полушарий.

    Непроизвольное  внимание  связано  с  генерализованными  формами  неспецифической  активации.

    Н.В.Дубровинская (1990)  рассматривает  непроизвольность  внимания  как  кратковременный  и преходящий  процесс,  за  которым следует произвольное  внимание,  связанное с управляемой  активацией.

   

Механизмы  произвольного  внимания.

 

    Разработанный  А.А.Ухтомским  принцип  доминанты  имеет  большое  значение  для понимания механизмов  внимания.  Доминанта – устойчивый  очаг  повышенной  возбудимости,  возникающий  в  процессе  направленного  интенсивного  внимания,  что  создаёт  условия  для  эффективного  осуществления  познавательных  процессов.

      В исследовании  Н.В.Дубровинской (1993)  показано,  что  механизмом  произвольного (избирательного)  внимания  является  формирование  нейронных  сетей  со  сходным  функциональным  состоянием  нервных  клеток,  обусловленным  посылками  от  регуляторных  структур  мозга.

     Произвольное  внимание  связано  с  образованием  локальных  функциональных  объединений  нейронных  ансамблей. Работа  корковых  ансамблей организуется  не  в связи с их  пространственной  близостью,  а в зависимости от  их  функционального назначения  в  той  или  иной  деятельности.

       Избирательная  активация   областей  коры,  соответствующая   выполняемому  виду  деятельности,  обеспечивается  неспецифическими  ядрами  таламуса  и  регулируется  фронтальной  корой.  В  ситуации  произвольного внимания  тесно взаимодействуют корковые  зоны  передних  отделов левого  полушария.  Левое полушарие контролирует  избирательное (селективное)  внимание,  а правое  обеспечивает  поддержание общего  уровня  настороженности.

       Мозолистое  тело – важная  часть системы механизмов  внимания

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Психофизиология развития внимания у детей с сенсорным дефицитом.