Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:48, реферат
В настоящее время в психологии и психофизиологии разрабатываются две альтернативные теории внимания:
I. В первой, внимание рассматривается – как самостоятельный процесс, имеющий важное значение для организации познавательной деятельности и поведения.
II. Во второй, внимание не является самостоятельным процессом, не имеет своего содержания и специфики, а неразрывно связано с познавательными процессами, чувствами и волей.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОУ «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»
Факультет психологии
Кафедра психологии развития и возрастной психологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Психофизиология
на тему: « Психофизиология развития внимания у детей с сенсорным дефицитом »
Выполнила:
студент заочной формы обучения
2 курс
Кондрашкина С.А.
______________________________
Научный руководитель:
к.м.н. Старшинова Е.О.
______________________________
Иркутск 2008
На современном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений в психическом развитии детей со сложными сенсорными нарушениями предусматривает исследование внимания как базового психического процесса, тесно связанного с перцептивно – когнитивным развитием ребёнка.
Врождённое или приобретённое в раннем онтогенезе значительное снижение зрения, слуха сопровождается дефицитом внимания. В современной науке установлено, что проблема нарушений и коррекции внимания имеет несколько аспектов, относящихся к областям психологии, психофизиологии, нейрофармакологии и медицины.
В настоящее время в психологии и психофизиологии разрабатываются две альтернативные теории внимания:
I. В первой, внимание рассматривается – как самостоятельный процесс, имеющий важное значение для организации познавательной деятельности и поведения.
II. Во второй, внимание не является самостоятельным процессом, не имеет своего содержания и специфики, а неразрывно связано с познавательными процессами, чувствами и волей.
С позиций современного системного подхода в психологии и психофизиологии внимание рассматривается не как самостоятельный психический процесс, а как отражение межсистемных отношений, обеспечивающих эффективность деятельности ( Бехтерева.Н.П., 1971; Лурия.А.Р., 1973; Безденежных.Б.И., 1995; Александров.Ю.И., 2001 ).
Внимание – процесс
Внимание – сложный психофизиологический процесс, реализуемый рядом нейрофизиологических механизмов.
Изучение
закономерностей и
Внимание связано с интересами, потребностями, установками и направленностью личности. ( Рубинштейн.С.Л.,1976; Узнадзе.Д.Н.,1976. ).
1. Предвнимание – неосознаваемый автоматический процесс обработки сенсорной информации нейронами – детекторами в анализаторных системах; выполняет функцию выделения объекта из фона, функцию слежения за неожиданными событиями ( бдительность ).
2. Непроизвольное внимание – генетически исходное, навязанное индивиду внешними объектами и событиями; осуществляет быструю и правильную ориентировку индивида в изменяющихся условиях внешней среды.
3. Произвольное внимание – это контролируемый и сознательный процесс с ограниченной пропускной способностью и последовательной обработкой информации. Выполняет функции избирательности и регуляции деятельности, в соответствии с сознательно поставленной целью и нормами поведения. Оно способствует активизации извлечения информации из долговременной памяти и целенаправленному её анализу.
4. Послепроизвольное внимание – избирательная активность, которая формируется на основе произвольного внимания в процессе деятельности и состоит в сознательном сосредоточении в соответствии с целями деятельности, её значимости и интересов индивида.
5. Модально – специфическое внимание – это зрительное, слуховое и тактильное внимание.
Различия всех видов внимания состоит в том, что;
а) они выполняют разные функции.
б) их реализуют разные нейрофизиологические механизмы, формирующиеся по - разному в онтогенезе.
2. Объём внимания – число одновременно воспринимаемых и осознаваемых объектов ( зависит от характеристик объекта и организации материала.).
3. Распределение внимания – способность к одновременному выполнению двух или нескольких заданий без быстрого переключения внимания.
4. Концентрация внимания – сосредоточенность на одних каких-либо объектах и ситуациях и временное отвлечение от всех остальных.
5. Устойчивость внимания – длительность непрерывного сосредоточения внимания на объекте или событии. (зависит; от изменчивости объекта, интереса к объекту, значимости объекта, активности индивида.).
6. Переключение внимания – целенаправленный, быстрый перенос внимания с одного объекта или события на иные, от одного вида деятельности к другим.
Все описанные характеристики – грани единого акта внимания и в реальной деятельности они неразделимы.
Высокий
уровень сформированности характеристик
внимания очень важен для
учебно-воспитательного
Высшие виды внимания – произвольное и послепроизвольное – формируются в деятельности. Вовлечение индивида в активную деятельность способствует развитию непроизвольного и строящихся на его основе произвольного и послепроизвольного внимания.
Для развития пространственной ориентировки детей с сенсорными нарушениями важны такие характеристики внимания, как распределение и переключение.
В концепции Е.Н.Соколова (1958 – 1964) ОР рассматривается как многокомпонентная реакция активации. ОР включает:
а) вегетативные компоненты – расширение зрачков, изменение дыхания, снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС), расширение сосудов головы и сужение сосудов рук, кожногальваническую реакцию (КГР);
б) моторные компоненты – поворот головы, движение глаз, усиление мышечного тонуса;
в) сенсорный компонент – увеличение чувствительности анализатора и снижение порогов.
В соответствии с теорией Е.Н.Соколова, в ходе привыкания к определённому стимулу и без специального подкрепления в мозгу формируется нервная модель, отражающая весь комплекс его параметров. Нервная модель представляет собой ансамбль нейронов, хранящий информацию о признаках стимула.
- Формирование нервной модели стимула происходит неосознанно, непроизвольно.
- Информация о физических
свойствах стимула
- Операция сличения нервной модели с другим действующим стимулом осуществляется автоматически.
При рассогласовании характеристик нового раздражителя с характеристиками модели возбудительные кортикоретикулярные импульсы запускают систему ориентировочного рефлекса.
Таким образом, формируется реакция внимания, направленная на новый стимул. В реализации этой реакции, кроме анализатора, принимают участие ретикулярная формация ствола мозга, гиппокамп, неспецифические ядра таламуса, различные области коры больших полушарий.
Непроизвольное внимание связано с генерализованными формами неспецифической активации.
Н.В.Дубровинская
(1990) рассматривает
Избирательная активация областей коры, соответствующая выполняемому виду деятельности, обеспечивается неспецифическими ядрами таламуса и регулируется фронтальной корой. В ситуации произвольного внимания тесно взаимодействуют корковые зоны передних отделов левого полушария. Левое полушарие контролирует избирательное (селективное) внимание, а правое обеспечивает поддержание общего уровня настороженности.
Мозолистое тело – важная часть системы механизмов внимания
Информация о работе Психофизиология развития внимания у детей с сенсорным дефицитом.