Механизмы модально – специфических
видов внимания.
Модально – специфические
виды внимания модулируются
влияниями, идущими по кортикофугальным
обратным связям к сенсорным
системам (1961).
Современные
исследования, проведённые с
помощью позитронно – эмиссионной
томографии (ПЭТ) и методом
изучения локального мозгового
кровотока (ЛМКТ) выявили связь видов
внимания с определёнными мозговыми
структурами.
М.Познер
(1988, 1990) выделил две системы
внимания:
I. Передняя локализуется
в медиальной части фронтальной доли
и ответственна за семантические
операции.
II. Задняя система
связана с функцией париетальной
коры правого полушария и ответственна
за зрительно – пространственное
внимание.
Интеллектуальное
внимание.
На основе анализа
результатов современных исследований
биохимических основ активационных
процессов в мозге Н.Н.Данилова
(1998) выделяет три главные
системы активации, регулирующие
уровень внимания. Каждая из
них имеет свои специфические функции,
но все они имеют выход на кору
через таламус.
I. «Стволово – таламо
– кортикальная система использует таламус
для локальной активации как
компонента ОР.
II. Базальная холинергическая
система переднего мозга через
таламус реализует корковую активацию
на значимые стимулы.
III. Каудо – таламо –
кортикальная система также использует таламус
для создания в коре картины
распределения локусов активации,
необходимой для выполнения
той или иной деятельности».
ГЛАВА V
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ СЕНСОРНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
Ещё
И.М.Сеченов (1878) высказал предположение, что для
осуществления нормальной деятельности
ЦНС требуется некоторый минимум
внешних воздействий.
И.П.Павлов пришёл к
выводу о том, что приток
разнообразных раздражений извне
необходим для поддержания бодрого
деятельного состояния мозга.
В
экспериментах В.М.Бехтерева
(1910) было обнаружено замедление
скорости нервно – психических
процессов при счёте
чисел во время действия
фиолетового света и
их ускорение во время
действия красного света.
Для нормального функционирования
мозга большое значение
имеет взаимодействие сенсорных
систем, основывающееся на широкой
конвергенции во многих его
отделах афферентных сигналов разной модальности.
Установлено,
что восходящие нервные пути анализаторов
посылают многочисленные ответвления,
по которым сенсорные сигналы
поступают в подкорковые образования,
ствол мозга, промежуточный
мозг, базальные ядра. Нейроны
ассоциативных областей коры
мозга реагируют на стимулы
разных модальностей. Реализация
процессов внимания осуществляется
в условиях взаимодействия блока
анализа и обработки информации,
активационного и мотивационного
блоков.
Функциональные возможности анализаторов
обусловливают особенности привлечения
и поддержания внимания. Частичное или
полное выключение афферентации
одного или двух анализаторов
нарушает механизмы, обеспечивающие
нормальное функционирование мозга.
В этих условиях имеет место депривация,
которая рассматривается как ограничение
естественной нормальной активации
мозга (невостребованность его систем
и механизмов).
В работе Н.Н.Зислиной
и З.С.Алиевой (1995) на основе
анализа зрительных вызванных потенциалов
(ЗВП) слабовидящих детей выявлены
особенности функционирования непроекционных
областей мозга, связанные, как
предполагается, с нарушением
селективного внимания.
В
работе В.А.Толстовой (1993,1996,2000) выявлена недостаточная
зрелость системы управляемой активации
и доминирование генерализованных
форм активации в ситуации ОР
на разномодальные стимулы у частичновидящих.
Генерализованный характер реакции
активации сочетается со значительным
снижением её энергетических
показателей. Аналогичные данные
были получены В.А.Толстовой в
исследовании тугоухих детей.
В.А.Толстова делает
вывод о сходном типе организации
активационных процессов у детей
при депривации независимо от
модальности сенсорных систем
испытывающих дефицит специфической
афферентации.
В
работах Л.П.Григорьевой, полученные данные
свидетельствуют:
- « о тесной взаимосвязи
зрительного внимания и сенсорно
– перцептивных процессов. Нейрофизиологической
основой этой взаимосвязи, видимо,
является деятельность активационной
системы мозга, включающей как
неспецифические, так и специфические
образования ».
- « сопоставление полученных
результатов с нейрофизиологическими
данными позволяет предположить,
что дефицит зрительного внимания
у детей со сложными сенсорными
нарушениями обусловлен незрелостью
активационной системы мозга вследствие
глубокой депривации ».
- « компенсацию нарушения внимания
следует осуществлять на трёх
уровнях: внутрисистемном, межсистемном,
на уровне целостного организма
во взаимодействии с внешней
средой ».
Особенности
развития внимания детей с
нарушением слуха.
Как
у слышащих, так и у
глухих детей дошкольного возраста
ведущим является непроизвольное
внимание. Оно вызывается новыми,
необычными или интересными
для ребёнка предметами и
явлениями.
Для детей с
нарушениями слуха характерно
более позднее становления высшей
формы внимания – произвольного и опосредованного
(на 3 -4 года позднее чем у слышащих
), что обусловлено как более
поздним формированием умений использовать
средства организации внимания,
управления им, так и отставанием
в развитии речи, способствующей
организации и управлению собственным
поведением.
Особенности в развитии
внимания детей с нарушениями
слуха связаны с тем,
что для них большое
значение имеет зрительное
восприятие, а значить,
основная нагрузка по переработке
информации ложится на зрительный
анализатор. Эти процессы возможны
только при устойчивом внимании,
напряжении ребёнка. Поэтому глухие
дети быстрее и больше утомляются,
следствием этого является усиление
неустойчивости внимания.
Кроме
этого, у глухих детей
отмечаются трудности переключения
внимания, им требуется больше
времени на «врабатывание»,
что приводит к снижению скорости
выполняемой деятельности, увеличению
числа ошибок.
Таким образом, развитие внимания
у глухих детей заключается
в становлении произвольного
внимания как сознательного
и контролируемого процесса.
ВЫВОД
Работы современных авторов
подтверждают положение о системной
организации психических процессов
и их мультипликативности.
Нарушение
внимания вследствие депривации
могут быть модально –неспецифичными
и проявляется во всех видах
деятельности.
Развитие
внимания способствует формированию познавательной,
волевой и эмоциональной сфер
психики индивида.
Развитие
внимания зависит от активности
ребёнка, от волевых, интеллектуальных
и эмоциональных свойств
личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анохин П.К. Очерки по
физиологии функциональных систем.
М.: Медицина, 1975.
2. Безденежных Б.И. Образ
и внимание: психофизиологическое
изучение двух аспектов деятельности
с позиции системно – эволюционного
подхода // Труды Института
психологии РАН. М.,1995. Т. 1. С. 186.
3. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические
аспекты психической деятельности.
Л.: Наука,1971.
4. Безруких М.М., Фарбер Д.А.
Теоретические аспекты изучения физиологического
развития ребенка // Физиология
развития ребёнка. М.: РАО, 2000.
С. 9 – 13.
5. Выготский
Л.С. Развитие высших форм
внимания в детском возрасте
// Хрестоматия по вниманию. М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1976. С. 184 -259.
6. Гальперин
П.Я., Кабыльницкая С.Я. Экспериментальное формирование внимания.-М.,1974.
7. Гоголева
А.В. Особенности развития
внимания глухих школьников
// Дефектология. – 1981.- № 3.
8. Дети
со сложными нарушениями
развития (психофизиологические исследования). / Под ред. Л.П. Григорьевой.
– М. 2006.