Психофизиология сознательного и бессознательного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Проблемой сознания занимались многие ученые, начиная с античных времен. В разных научных исследованиях нет точного определения сознания:
Для философии характерно решение вопроса о соотношении сознания и бытия, где сознание выступает основой субъективной реальности. Иначе говоря, с помощью сознания у каждого субъекта вырабатывается специфическая картина объективной реальности.
В гносеологическом аспекте сознание рассматривается не только в оппозиционном отношении идеального и материального, но и в единстве с ним.

Содержание работы

Введение…………………………………….
Проблема сознания…………………………………….
Психофизиологический подход к определению сознания…………….
Физиологические условия осознания раздражителей…………………..
Мозговые центры и сознание……………………………………..
Измененные состояния сознания…………………………………
Бессознательное
Становление функций сознания и бессознательного
Список использованной литературы……………………………………..

Файлы: 1 файл

психофизиология.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

По совокупности данных, полученных при изучении ЭЭГ активности в процессе медитации, отмечается следующая последовательность событий:

В начале медитации возрастает амплитуда альфа-ритма, однако на этом фоне нередко возникает депрессия альфа-ритма.

По мере углубления состояния возникают тета-разряды, часто перемежающиеся с альфа, особенно у индивидов с ярким медитативным опытом. В глубокой медитации (самадхи) наблюдаются высокочастотные бета-разряды 20-40 Гц. В конце медитации даже при открытых глазах доминирует альфа-ритм. На основании полиграфической регистрации физиологических показателей ряд исследователей утверждает, что медитация характеризуется более низким уровнем бодрствования по сравнению с состоянием релаксации. При этом, согласно принятым в психофизиологии представлениям, высокоамплитудный альфа-ритм с тенденцией к урежению должен отражать состояние релаксации, пониженный уровень бдительности, однако для состояния медитации это неверно.

Другой распространенный вид медитации — дзен-медитация, характеризуется спокойным и пристальным сосредоточением. Объекты, на которые направлено внимание во время медитации, воспринимаются без каких-либо эмоциональных реакций или когнитивных оценок. Возможно, независимость от прошлого опыта и невозможность рассогласования между актуальным впечатлением и ожидаемым событием обуславливает отсутствие эмоциональной реакции. Рассогласования не происходит, так как отсутствует прогноз, опирающийся на прошлый опыт, и все события оказываются равно ожидаемыми или равно неожиданными.

Необходимо подчеркнуть, что во время дзен медитации сохраняется активный контакт с внешним миром, по крайней мере на перцептивном уровне. Доказательством этому служит особенности изменения ЭЭГ. В обычном состоянии сознания при закрытых глазах любой неожиданный сигнал вызывает реакцию десинхронизации — блокаду альфа- ритма на несколько секунд с последующим восстановлением. Известно, что ориентировочная реакция обладает способностью угасать: при многократном повторении того же самого сигнала через равные промежутки времени реакция десинхронизации становится все более короткой и в конце концов затухает. Каждый последующий сигнал воспринимается как совершенно идентичный предыдущему.  

В состоянии же дзен-медитации, сколь бы часто не повторялся сигнал угасания реакции, активации не наступает: блокада альфа-ритма длится каждый раз две секунды. Следовательно, сигнал каждый раз воспринимается как новый и вызывает активную ориентировочную реакцию, что свидетельствует об относительном постоянстве уровня бодрствования. 
         По некоторым предположениям, альфа-ритм, наиболее часто регистрируемый при медитации, по своему функциональному значению не аналогичен альфа-ритму спокойного бодрствования. Данный ритм, как считает В.С. Ротенберг, отражает высокую вариативность и неупорядоченность образного мышления, доминирующего во время медитации. Благодаря этому, после сеанса медитации отмечается чувство отдыха, уменьшение физического и психического напряжения и утомления, повышается психическая активность и общий жизненный тонус.

Межполушарная асимметрия и медитация. Большой интерес вызывают данные, накопленные в результате исследований медитации и межполушарной асимметрии с помощью ЭЭГ метода. Согласно так называемой "правополушарной теории медитации", процесс медитации изменяет состояния сознания тем, что затормаживает познавательные функции, связанные с доминантным (левым) полушарием, открывая большие возможности для правополушарных функций. Показано, что начальная стадия медитации связана с большей дезактивацией левого полушария, чем правого, что предположительно связано с тем, что медитация "выключает" вербальные, логические мыслительные функции и чувство времени, присущие левому полушарию, а взамен начинает доминировать правое полушарие, ответственное за целостное восприятие окружающего, находящееся за пределами языка и логики.

Наиболее важной и яркой ЭЭГ-характеристикой медитации является тенденция к внутри- и межполушарной синхронизации ЭЭГ. Более того, высокая степень согласованности билатеральной активности наблюдалась у медитирующих не только в течение самой медитации, но и как медитационный послеэффект. Причем ЭЭГ синхронизация в медитации существенно выше, чем в состоянии сна или дремоты, но в стадии БДГ ЭЭГ синхронизация столь же высока, как и при медитации. Последнее позволяет предположить наличие психофизиологического сходства между БДГ сном и медитацией. Причем ряд исследователей утверждают, что медитация может существенным образом уменьшить время БДГ сна у медитирующих и может даже служить его заменой, но тем не менее не тождественна сну. 
         Важно подчеркнуть, что в процессе медитации достигается своеобразная "пустота" сознания — состояние, которое не поддается вербализованному описанию. До формирования современных представлений о разных типах мышления медитационная практика представлялась мистической. Прогресс в науке требует изучения особых состояний сознания и подробного анализа комплексных данных, получаемых в этих состояниях.

Гипноз. Это особое состояние сознания, которое возникает под влиянием суггестии, включая и самовнушение. Можно предположить, что гипнотические изменения сознания также могут быть объяснены относительным доминированием образных компонентов мышления.

Действительно, к объективным проявлениям гипноза относят три категории фактов:

Способность к направленной регуляции вегетативных функций, что невозможно в обычных состояниях сознания (например, воспаление и некроз ткани при внушении ожога, изменение частоты пульса при внушении эмоций разного рода и т.п.). Показано, что сходные способности к регуляции вегетативных функций отмечаются при использовании систем с биологической обратной связью.

Возможность влиять на неконтролируемые сознанием психические процессы — увеличение объема памяти, изменение содержания сновидений, галлюцинаторные представления и т.п.

Повышенная творческая активность, как в состоянии гипноза, так и в постгипнотическом состоянии.

Все эти проявления могут быть обусловлены сочетанием ограничения вербально-логических компонентов мышления с раскрепощением его образных компонентов, что подтверждается значимым сдвигом ЭЭГ активации в правополушарном направлении при вхождении высокогипнабельных субъектов в состояние гипноза.

В целом для гипнотических состояний описаны два варианта изменений:

во-первых, гиперсинхронизация альфа-ритма, наличие коротких вспышек тета-ритма и сохранение альфа-ритма при открытых глазах,

во-вторых, такая же ЭЭГ картина, как в состоянии бодрствования.

Поскольку само гипнотическое состояние может быть разной глубины, то и ЭЭГ картина этих состояний может быть весьма полимодальной — от экзальтации альфа-ритма до его подавления. Имеется очень большое сходство между принятием решения в состоянии гипноза и при патологии, связанной с расщеплением мозга. Последнее дает основание предполагать, что гипноз представляет собой аналог функционального расщепления мозга, при котором за результаты действия испытуемого отвечают механизмы правополушарных форм активности.

Кома. Кома определяется как состояние глубокого нарушения сознания, характеризующееся угнетением функций ЦНС, нарушением регуляции жизненно важных центров в головном мозге. У находящегося в коме человека полностью отсутствуют реакции на внешние раздражители, заторможены все рефлексы, отсутствует моторика.

По степени тяжести различают три стадии комы. Для легкого коматозного состояния характерна сохранность некоторых рефлексов (например, сухожильных) и реакций. При незначительном расстройстве дыхательной функции и сердечной деятельности затруднено глотание. Нарушена деятельность корково-подкорковых отделов. 

При выраженной коме отсутствуют реакции на внешние раздражители, привычные рефлексы не вызываются. Однако отмечается наличие патологических рефлексов, в частности, нарушается работа выделительных систем. Процесс дыхания приобретает патологические формы, что сопровождается сердечной аритмией, слабым пульсом и снижением артериального давления. К снижению активности корковых и подкорковых функций добавляется угнетение стволовых и снижение спинальных функций. 
         Глубокая кома характеризуется симптомами, указывающими на поражение корково-подкорковых, бульбарных и спинальных функций. Имеют место грубые нарушения процесса дыхания и сердечной деятельности. Как особое состояние выделяется запредельная кома, она представляет собой искусственное продление вегетативных функций организма после наступления "мозговой" смерти. Это продление достигается искусственной вентиляцией легких, медикаментозным стимулированием кровообращения. При этом полностью нарушены все психические функции, а электроэнцефалограмма представлена ровной линией.

 

Бессознательное

Сложность отношений между мозгом и сознанием, воздействием и ответной реакцией еще в значительной мере усугубляется влиянием бессознательного на сознательную психическую деятельность, а затруднения в познаваемости отношений между бессознательным и осознаваемым уровнями психической деятельности создают “непонятность”, непредсказуемость нашего поведения.

Бессознательное в широком смысле – это совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания.

Особенно интересны в области исследования бессознательного концепции Фрейда и Юнга. По мнению Фрейда, бессознательные влечения, часто определяющие поведение человека, могут выводиться в сознание с помощью психоанализа. Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, характеризуемого архетипами, общими для какой-либо этнической группы людей, целого народа, а, возможно, и всего человечества.

Наиболее эффективным методом изучения бессознательных процессов Фрейд считал анализ и толкование сновидений (которые рассматривал как “королевскую дорогу” к бессознательному) при использовании метода свободных ассоциаций. И хотя Фрейд, естественно, не отвергал того очевидного для него факта, что как нормальные, так и патологические ментальные проявления детерминированы нейрофизиологическими и нейрохимическими процессами, он считал возможным и в ряде случаев необходимым абстрагироваться от них, проникая психологическими, вернее психоаналитическими методами в бессознательную мотивировку мыслей и поступков. Обращаясь к психологам, Фрейд указывал, что они “должны быть свободными от каких-либо… идей анатомического, химического или физиологического характера и работать все время с чисто психологическими вспомогательными гипотезами”.

Но Фрейду принадлежит и другое высказывание в работе “По ту сторону принципа удовольствия”: “… Мы должны уяснить себе, что недостоверность нашей спекуляции чрезвычайно повышается, вследствие необходимости заимствований из биологии. Биология воистину есть царство неограниченных возможностей, мы можем ожидать от нее самых поразительных откровений, и невозможно угадать, какие ответы на заданные ей нами вопросы она дала бы через несколько десятков лет. Может быть как раз такие, что опрокинут все наше искусственное построение гипотез”.

Поэтому, естественно, в наше время для анализа бессознательных процессов используются, наряду с методами классического и современного психоанализа, и методы объективного нейрофизиологического исследования (в частности, электрофизиологические с регистрацией ЭЭГ, ЭКГ, КГР и др.).

Фрейд предложил ряд подходов для изучения бессознательного этажа психики, позволяющих выявить суть “динамической травмы” и вывести ее в сознание, что бывает иной раз достаточно для ее устранения. Фрейд использовал с этой целью анализ ошибок, описок, оговорок, шуток, забываний, проекций, рационализаций и особенно – сновидений.

Однако, трудности и субъективность анализа сновидений связаны с тем, что их сюжет и характер в значительной мере зависят от личного, индивидуального опыта сновидца (хотя Юнг считал, что, кроме индивидуального опыта, в сновидениях отражается и архетипический общечеловеческий опыт). Фрейдом была изучена “работа сновидений” с их символикой (“маски-объекты” и “маски-действия”), со “смещением” событий и образов в пространстве и времени, “сгущением” событий и обстоятельств, инверсией чувств, регрессией ощущений и т.д.

Фрейд впервые попытался представить общую структуру и функцию “душевного аппарата”, разделив его на три составные части: “Оно” (бессознательное), “Я” (подсознание) и “Сверх-Я” (сознание).

“Оно”(или “Ид”) первичный двигатель душевного аппарата, здесь локализованы инстинкты (сексуальный и агрессивный), принцип работы этого этажа – принцип удовольствия. “Я” (или “Эго”) – это этаж взаимных адаптаций инстинктов, и, соответственно, этаж цензуры над ними, работающий по принципу реальности (биологической целесообразности).

“Сверх-Я” (или “Идал-Я”, или “Супер-Эго”) – это также этаж адаптаций, но уже к среде социальной, здесь также работает цензура, используя принцип реальности, но уже не биологической, а социальной, это этаж моралитета, социокультурных норм. В жизни основная нагрузка падает на “Эго”, которое должно, с одной стороны, подавлять притязания “Ид”, с другой, — согласовывать свои действия с требованиями “Супер-Эго”, выполняя, таким образом главную адаптационную функция (и к биологической среде, и к социальной).

Непрерывные “запрещенные” позывы из “Ид” приходится подавлять верхним этажам личности – “вытеснять” их в глубины бессознательного, откуда впоследствии периодически будут возникать тревожные невротические симптомы. Во избежание этого необходимо энергию “Ид” переключать на какие-либо формы деятельности (лучше всего – творческой), или “сублимировать” ее, по Фрейду. Если сублимация происходит удачно, невроз не возникает. По Фрейду, “Эго” имеет целый арсенал защитных механизмов, которые оно использует, если оказывается не в состоянии благоприятно сбалансировать влечения (“импульсы из бессознательного”): это – подавление влечений и вытеснение их, регрессия, проекция вины, перенос, гиперкомпенсация и, конечно, сублимация, психологическое бегство от проблемы, забывание, рационализация, сопротивление и отрицание, проявления мазохизма и т.д., вплоть до возникновения невротических спазмов, заикания, парастезий, параличей, потери зрения, слуха и т.д. Фрейд, анализируя невротические симптомы и сновидения, пришел к выводу о необходимости мобилизации репрессированного материала и расширения кругозора “Эго” (возможно, благодаря созданию новых цепей рефлексов на месте старых) путем ликвидации страха, вызвавшего “подавление влечения”.

Информация о работе Психофизиология сознательного и бессознательного