Психофизиология сознательного и бессознательного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Проблемой сознания занимались многие ученые, начиная с античных времен. В разных научных исследованиях нет точного определения сознания:
Для философии характерно решение вопроса о соотношении сознания и бытия, где сознание выступает основой субъективной реальности. Иначе говоря, с помощью сознания у каждого субъекта вырабатывается специфическая картина объективной реальности.
В гносеологическом аспекте сознание рассматривается не только в оппозиционном отношении идеального и материального, но и в единстве с ним.

Содержание работы

Введение…………………………………….
Проблема сознания…………………………………….
Психофизиологический подход к определению сознания…………….
Физиологические условия осознания раздражителей…………………..
Мозговые центры и сознание……………………………………..
Измененные состояния сознания…………………………………
Бессознательное
Становление функций сознания и бессознательного
Список использованной литературы……………………………………..

Файлы: 1 файл

психофизиология.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Бессознательное, по представлению Юнга, как уже говорилось выше, включает личное бессознательное, представляющее вытесненный личный материал, и коллективное бессознательное, где хранятся общечеловеческие архетипы (главные из них: персона, тень, анима, анимус, самость и др.), Сновидения, по Юнгу, играют компенсаторную роль, возмещая сновидцу в символическом виде (а в ряде случаев и открытым тестом) дефицит информации, потребности, ощущений и т.д., и, таким образом, в ряде случаев даже программируя будущее поведение (в том числе и личные жизненные катастрофы).__ Фромм считал, что бессознательное обычного человека это то, чего он себе не позволяет осознавать, это те мысли и чувства, которые несовместимы с принятыми в данной культуре нормами. Поэтому у людей разной культуры бессознательное будет различаться (= юнговскому личному бессознательному). По Фромму, “… в любой культуре человек содержит в себе все возможности: он и архаичный человек, хищный зверь, людоед, идолопоклонник, но он и существо, способное к разуму, любви, справедливости”. Значит, содержание бессознательного – не добро и не зло, не рациональное и не иррациональное, оно и то, и другое, все человеческое (= юнговскому коллективному бессознательному).

Характер взаимодействия сознания и бессознательного связан и с типологией личности, коррелируя в определенной степени с темпераментом, являющимся, в свою очередь, производным нейрохимии мозга. Но жесткой связи между этими явлениями нет, и вполне возможно (хотя и не всегда легко) перестроить эти отношения с помощью приемов психоанализа, психотерапии и психотренинга, действуя иногда на сознательном уровне психики индивида (Взрослый этаж “Я”, по Берну), а иногда – внедряясь в нее через подсознание (в релаксе ли даже в гипнозе, давая установку Родительскому либо Детскому этажу психики).

Таким образом, отношения сознательного и бессознательного этажей психики лишь в некоторой степени обусловлены темпераментом, т.е. генотипом, а все более раскрывающаяся в ходе исследования сложность и инвариантность в организации мозга, значительное влияние почти не поддающегося контролю бессознательного на сознание и, наконец, бесконечное разнообразие оттенков психофизиологических особенностей индивида делают в большинстве случаев весьма затруднительным сведение процессов сознания к исключительно мозговым физиологическим процессам, что и нашло отражение в заявлении Шеррингтона (1933) о невозможности “увязать опыт разума с физиологическим” и в замечании Ильенкова (1962) о том, что пытаться объяснить идеальное анатомо - физиологическими свойствами мозга – так же наивно, как объяснять денежную форму продукта труда, исходя из физико-химических свойств золота.

 

Становление функций сознания и бессознательного

Что касается возрастных аспектов развития сознания и бессознательного, то понятно, что эти функции связаны со становлением в онтогенезе человека стволовых и корковых структур мозга, ибо функции “Ид” связаны со стволовыми механизмами и с архипалеокортексом, “Эго” – с архипалео- и неокортексом, а “Супер-Эго” – всей корой, включая особенно специфически человеческие поля, а на клеточном уровне – звездчатые нейроны, которые задействуются и в “сознательной” деятельности высших “интеллектуальных” животных (Бериташвили).

В течение первого года жизни у ребенка формируются безусловные рефлексы, вегетативные условные и некоторые соматические условные рефлексы, как, например, мимические (улыбка, адресованная матери и знакомым, гримаса при ожидании неприятных воздействий), а также появляются реакции в ответ на словесные сигналы (такие как: “дай ручку”, “покажи глазки”), что говорит о проявлении, хотя и простой, но вполне осознанной деятельности, особенно к концу первого года жизни, когда слово из второстепенного превращается в самостоятельный сигнал (Кольцова).

В период от 1 года до 3 лет, когда ребенок уже самостоятельно и свободно перемещается в пространстве, у него развивается осознанная исследовательская деятельность, связанная с развитием его коммуникаций с детьми и взрослыми и ориентации в среде.

После 5 лет слово приобретает обобщающее значение, а с 7-8 лет – главенствующее значение среди других раздражителей.__ Фромм считал, что бессознательное обычного человека это то, чего он себе не позволяет осознавать, это те мысли и чувства, которые несовместимы с принятыми в данной культуре нормами. Поэтому у людей разной культуры бессознательное будет различаться (= юнговскому личному бессознательному). По Фромму, “… в любой культуре человек содержит в себе все возможности: он и архаичный человек, хищный зверь, людоед, идолопоклонник, но он и существо, способное к разуму, любви, справедливости”. Значит, содержание бессознательного – не добро и не зло, не рациональное и не иррациональное, оно и то, и другое, все человеческое (= юнговскому коллективному бессознательному).

Характер взаимодействия сознания и бессознательного связан и с типологией личности, коррелируя в определенной степени с темпераментом, являющимся, в свою очередь, производным нейрохимии мозга. Но жесткой связи между этими явлениями нет, и вполне возможно (хотя и не всегда легко) перестроить эти отношения с помощью приемов психоанализа, психотерапии и психотренинга, действуя иногда на сознательном уровне психики индивида (Взрослый этаж “Я”, по Берну), а иногда – внедряясь в нее через подсознание (в релаксе ли даже в гипнозе, давая установку Родительскому либо Детскому этажу психики).

Таким образом, отношения сознательного и бессознательного этажей психики лишь в некоторой степени обусловлены темпераментом, т.е. генотипом, а все более раскрывающаяся в ходе исследования сложность и инвариантность в организации мозга, значительное влияние почти не поддающегося контролю бессознательного на сознание и, наконец, бесконечное разнообразие оттенков психофизиологических особенностей индивида делают в большинстве случаев весьма затруднительным сведение процессов сознания к исключительно мозговым физиологическим процессам.

 

 

 

Список использованной литературы

1.Александров Ю.И. Основы психофизиологии: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1997

2.Данилова Н.Н. Психофизиология. Учебник - Аспект Пресс, 2007 г

Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983.

3.Соколов Е.Н. Нейрофизиологические механизмы сознания // Журнал высшей нервной деятельности. Т.40. Вып.6. 1990.

4.Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975.

 


Информация о работе Психофизиология сознательного и бессознательного