Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:25, курсовая работа
Цель программы: профилактика и коррекция детских страхов у детей младшего дошкольного возраста.
Мишень психокоррекции: страхи у детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст характеризуется очень сильной зависимостью от взрослого. Прохождение данного этапа развития личности в большей степени определяется складывающимися отношениями ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей оказывает влияние на увеличение числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и допустимой психологической помощи всем его участникам.
Цель психокоррекционной програмы
Мишень психокоррекционной программы
Диагностика мешени
Организационная часть
А. Направление
В. Методы
Подробное описание психокоррекционных заднаий
Диагностика результатов психокоррекции
7. Оценка эффективности психокоррекционной програмы
Московская Государственная академия физической культуры
Психокоррекционная программа: Детские страхи в младшем дошкольном возрасте.
Выполнила:студентка 5 курса
Малаховка 2012
Содержание
А. Направление
В. Методы
5. Подробное описание психокоррекционных заднаий
6. Диагностика результатов психокоррекции
7. Оценка эффективности психокоррекционной програмы
Цель программы: профилактика и коррекция детских страхов у детей младшего дошкольного возраста.
Мишень психокоррекции: страхи у детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст
характеризуется очень сильной
зависимостью от взрослого.
А. И. Захаров в своей книге «Дневные
и ночные страхи у детей» приводит следующие
данные: «Наиболее частым у детей 2-го года
жизни является страх неожиданных звуков
(52% мальчиков и 52% девочек). На втором месте
находится страх одиночества (44% мальчиков
и 34% девочек), затем идут страхи боли, уколов
и связанная с этим боязнь медицинских
работников. В 2 года страхи боли и уколов
выдвигаются на первый план, затем следуют
страхи одиночества (у 48% девочек, 36% мальчиков).
Существенно увеличиваются, особенно,
у мальчиков, страхи перед засыпанием,
что связано с более частыми у них кошмарными
сновидениями»
В отечественной литературе выделяют следующую динамику страхов в дошкольном возрасте:
– В период с трех до пяти лет часто отмечается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Кроме того, персонажи Волка и Бабы Яги выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка.
– От пяти до семи лет: страхи, связанные со стихиями, боязнь родительского наказания, животных, потери родителей и смерти, болезни, опоздать и быть непринятым сверстниками.
Диагностика мишени.
В качестве диагностического
инструментария были
1. Опросник Захарова А.И. «Я не трус, но я боюсь» для дошкольников;
2. Опросник Захарова А.И.
по выявлению влияния
3. Проективная методика «Рисунок страха»;
4. Проективная методика
«Тревожность» (Тест Теммл,
Практически все
Организационная часть:
А. Направеление
B. Методы
А. Игротерапия.
Общая характеристика.
Игровая терапия – это психотерапевтическое взаимодействие на детей и взрослых с использованием игры.
Характерная особенность игры – ее двуплановость:
1.Играющий выполняет реальную деятельность, осуществеление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто не стандартных задач.
2.Ряд моментов этой
деятельности носит условных
характер, что позволяет отвлечься
от реальной ситуации с ее
ответственностью и
Структуру детской
игры составляют роли,взятые
Еденица игры и в то же время центральный момент, объеденяющий все ее аспекты, – роль.
Для дошкольника игра
является естественной
По мнению многих
исследователей, игра является ведущим
средством психотерапии в
B. Игротерапия в отечественной психологии. Изотерапия.
Значительный вклад
в разработку методов
А.И. Захаров впервые
в отечественной и мировой
практике рассмотрел причины
возникновения и развития
Его подход условно можно назвать социальным.Он обращает внимание в первую очередь на изменения социального положения ребенка, на особенности его взаимоотношения с внешним миром. Он говорит о том, что содержание детского страха становится тесно связанным с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений.
ИЗОТЕРАПИЯ - коррекция страхов при помощи рисунка
Позволяет применять в работе с ребенком
гибкие и мягкие формы психокоррекции.
Рисунок дает возможность ребенку фантазировать,
обдумать, пересматривать конфликтную
ситуацию. Сам ребенок при этом активно
участвует в терапии собственных страхов.
Психолог визуализирует на бумаге причины
проблем и при наличии обратной связи
находит способы быстрой и эффективной
коррекции.
Для полной коррекции страхов не достаточно
добиться ухода тревожности и самого страха.
Ему надо «взглянуть» в лицо. Тут на помощь
приходит лечение рисунком, которая выталкивает
на бумагу все переживания, страхи, ужасы,
лежащие глубоко в сознании или даже в
бессознательном.
Действие рисунка достаточно
сложное. С одной стороны в особой символической
форме конструирует конфликт на бумаге,
позволяя эту ситуацию изменить, перерисовать
страх в нужной позитивной окраске. С другой
стороны, рисунок позволяет так изобразить
ужасную эмоцию, что она вызовет смех или
даже наслаждение.
Подробное описание психокоррекционных заданий.
Программа состоит из девяти занятий, проводящихся еженедельно в течение 2 месяцев. На каждое занятие отводится от 1 до 2 часов.
Программа строится по следующему плану.
Установочный блок(1 занятие)
Диагностический блок(1 занятие)
Коррекционный блок(6 занятий)
Блок оценки эффективности занятий(1занятие)
УСТАНОВОЧНЫЙ БЛОК.
Занятие 1. «Здравствуйте,
это я!»
Цель: знакомство с ребенком,
повышение позитивного настроя, эмоциональное
и мышечное расслабление.
Разминка: Упражнение
"Росточек под солнцем"
Психолог вместе с ребенком превращаются
в маленькие росточки (сворачиваются в
клубочек и обхватывают колени руками)
всё чаще пригревает солнышко и росточек
начинает расти и тянуться к солнышку.
Упражнение "Что
я люблю?"
Ребенок рассказывает, что он любит из
еды, одежды, во что любит играть и т.д.
Упражнение "Лягушки
на болоте"
На полу выкладываются макеты кочек на
разном расстоянии друг от друга, ребенок
должен попасть на все кочки по порядку.
Упражнение "Художник-натуралист"
Ребенок рисует зверей.
Прощание.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК.
Занятие 2. Диагностика
страхов.
Цель: проведение диагностических
методик для выявления страхов у ребенка,
чтобы построение занятий было более эффективным.
Разминка: Упражнение "Росточек
под солнцем"
Опросник Захарова
А.И. «Я не трус, но я боюсь» для дошкольников.
Методика выявления страхов
у детей с помощью рисования страхов.
Методика выявления страхов у детей с
помощью рисунков проводится с целью понять
интересы, увлечения ребенка, особенности
его темперамента, переживаний и внутреннего
мира.
Ребенку предлагается рисовать на темы:
“Самое хорошее, самое плохое”, предлагаются
цветные карандаши.
Упражнение "Лягушки на
болоте".
Методика выявления страхов
у детей с помощью специального теста
тревожности (Р.Тэммл, М. Доркй, В.Амен).
Прощание.
КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК.
Занятие 3. “Настроение”
Цель: осознание своего
самочувствия, снижение эмоционального
напряжения, уменьшение тревожности, снижение
мышечных зажимов.
Разминка: Упражнение "Росточек
под солнцем"
Игра "На что похоже моё
настроение?"
Начинает психолог: "Моё настроение
похоже на белое пушистое облачко в спокойном
голубом небе. А твое?" Ребенок отвечает
на вопрос.
Рисунок "Мое настроение"
Упражнение "Ласковый
мелок"
Психолог прикладывает лист бумаги к спине
ребенка и рисует на нем мелом различные
предметы (квадрат, мяч и т.д.), ребенок
должен по ощущениям угадать что именно
нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.
Упражнение “Сказка о страхе”
Цель: коррекция страхов.
Приготовить бумагу и карандаши. Психолог
рассказывает сказку: “Жил-был Страх.
Все его боялись, и никто не хотел с ним
играть. Грустно и скучно стало страху
одному, и решил он пойти поискать себе
друзей, но никого не нашел, потому что
все его боялись и прятались от него...”.
Давай нарисуем Страх.
Какой он?
Ребенок рисует.
Пантомима “Зайка-трусишка”
Психолог спрашивает: “Чего
боится зайка?”
Однажды зайка впервые увидел снег и захотел
его потрогать, но он боялся. Как трусишка
потрогает снег? Ребенок осторожно трогает
“снег” (скомканную белую бумагу): вытягивает
руку, убирает.
Прощание.
Занятие 4. “Наши
страхи”
Цель: стимулирование аффективной
сферы ребёнка, повышение психического
тонуса ребёнка.
Разминка: Упражнение "Росточек
под солнцем"
Упражнение "Ласковый мелок"
Упражнение "Расскажи свой
страх"
Психолог рассказывает о своих собственных
страхах, тем самым показывая, что страх
— нормальное человеческое чувство и
его не надо стыдиться. Затем ребенок сам
рассказывает, чего он боялся и боится
сейчас.
Рисование на тему "Чего
я боялся?".
Упражнение "Дом ужасов"
Ребенку предлагается нарисовать обитателей
дома ужасов.
Все страхи и ужасы остаются в кабинете
у психолога.
Упражнение “Превращаемся
в страшных”
Цель: Актуализация образов
страха, игровая диагностика. Первичное
отреагирование.
Материал: Как можно большее
количество различных масок.
Содержание. Психолог спрашивает:
“Кто может быть страшным? Какой он может
быть?” Ребенок рассказывает, психолог
записывает. Потом ребенок вместе с психологом
изображают всех страшных, которых они
придумали. Упражнение должно проходить
в активной двигательной форме, психолог
юмористическими репликами поддерживает
бодрую и оптимистическую игровую атмосферу.
Прощание.
Занятие 5. “Я больше не боюсь”
Цель: преодоление негативных
переживаний, символическое уничтожение
страха, снижение эмоционального напряжения.
Разминка: Упражнение "Росточек
под солнцем"
Упражнение “Превращаемся
в страшных”
Упражнение "Азбука страхов"
Ребенку предлагается нарисовать различных
страшных героев на отдельных листах и
дать им имена. Далее ребенок рассказывает
о том, что нарисовал. Далее ребёнку предлагается
превратить страшных героев в смешных,
дорисовав их.
Упражнение "Страшная сказка
по кругу"
Ребенок и психолог сочиняют вместе страшную
сказку. Они говорят по очереди, по 1–2
предложения каждый. Сказка должна нагромоздить
так много страшного, чтобы это страшное
превратилось в смешное.
Упражнение "Прогони Бабу-Ягу"
Ребёнка просят представить, что в подушку
залезла Баба-Яга, её необходимо прогнать
громкими криками. Можно громко стучать
по подушке палкой.
Прощание.
Занятие 6. “Волшебный
лес”
Цель: развитие умения передавать
своё эмоциональное состояние через художественный
образ, снижение психоэмоционального
напряжения, повышение уверенности в себе.
Разминка: Упражнение "Росточек
под солнцем"
Упражнение "Прогони Бабу-Ягу"
Упражнение “За что меня любят
близкие”
Ребенку предлагается сказать, за что
их любят взрослые, и за что они любят взрослых.
Игра "Тропинка"
Ребенок под музыку идет по воображаемой
тропинке и по команде начинает преодолевать
воображаемые препятствия. «Спокойно
идём по тропинке… Вокруг кусты, деревья,
зелёная травка… Вдруг на тропинке появились
лужи… Одна… Вторая… Третья… Спокойно
идём по тропинке… Перед нами ручей. Через
него перекинут мостик. Переходим по мостику,
держась за перила. Спокойно идём по тропинке…
и т.д...».
Рисование на тему "Волшебный
лес"
Психолог предлагает ребенку представить
тот лес, по которому он шел по тропинке.
Далее обсуждаем что получилось, что удалось
нарисовать.
Психологический этюд “Лисенок
боится”
Цель: Этюд на выражение
страха.
Лисенок увидел на другом берегу ручья
свою маму, но он не решается войти в воду.
Вода такая холодная, да и глубоко. Выразительные
движения. Поставить ногу вперед на носок,
потом вернуть ногу на место. Повторить
это движение несколько раз. Для большей
выразительности можно имитировать стряхивание
с ноги воображаемых капелек воды.
Информация о работе Психокоррекционная программа: Детские страхи в младшем дошкольном возрасте