Психокоррекционная программа: Детские страхи в младшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Цель программы: профилактика и коррекция детских страхов у детей младшего дошкольного возраста.
Мишень психокоррекции: страхи у детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст характеризуется очень сильной зависимостью от взрослого. Прохождение данного этапа развития личности в большей степени определяется складывающимися отношениями ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей оказывает влияние на увеличение числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и допустимой психологической помощи всем его участникам.

Содержание работы

Цель психокоррекционной програмы
Мишень психокоррекционной программы
Диагностика мешени
Организационная часть
А. Направление
В. Методы
Подробное описание психокоррекционных заднаий
Диагностика результатов психокоррекции
7. Оценка эффективности психокоррекционной програмы

Файлы: 1 файл

психокоррекция.docx

— 28.76 Кб (Скачать файл)

Прощание. 
 

Занятие 7. “Сказочная шкатулка” 
 Цель: Формирование положительной "Я-концепции, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.  
Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем" 
 Психологический этюд “Лисенок боится” 
 Упражнение "Ласковый мелок" 
 Игра "Сказочная шкатулка" 
Психолог сообщает ребенку, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: "Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите, какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят. 
Далее с помощью волшебной полочки ребенок и психолог превращаются в сказочных героев. 
 Упражнение "Конкурс боюсек" 
Ребенок и психологу передают друг другу  мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно "Я этого не боюсь!" 
 Упражнение "Придумай весёлый конец" 
Психолог читает ребенку начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.  
 Рисование на тему "Волшебные зеркала"  
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом — маленьким и испуганным; во-втором — большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным. После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

Прощание. 
 

Занятие 8. “Ночные звуки” 
 Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия. 
Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем" 
 Упражнение "Конкурс боюсек" 
 Психологический этюд “Момент отчаяния” 
 Цель: этюд на выражение страха.  
Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он не знает, куда идти. Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую. 
 Упражнение “Волшебный сон” 
Ребенок отдыхает, и ему снится сон, который рассказывает психолог. 
 Рисование на тему: Волшебный сон” 
 Прощание

 
БЛОК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ.

 
 Занятие 9. “Солнце в ладошке” 
 Цель: оценить эффективность предыдущих занятий через повторную диагностику, проведенную в самом начале занятий, освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах, повышение значимости в глазах окружающих. 
Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем" 
 Рисунок на тему “Самое хорошее или самое плохое” (см. 2-е занятие). 
Выявления страхов у детей с помощью рисования страхов.  
 Упражнение “Луч“ 
 Рисунок на тему “Что мне снится страшное или чего я боюсь днём” (см. 2-е занятие). 
 Упражнение "Солнце в ладошке" 
Психолог зачитывает стихотворение, затем ребенок рисуют солнышко. 
 Солнце в ладошке, тень на дорожке, 
Крик петушиный, мурлыканье кошки, 
Птица на ветке, цветок у тропинки, 
Пчела на цветке, муравей на травинке, 
И рядышком — жук, весь покрытый загаром.- 
И всё это — мне, и всё это — даром! 
Вот так — ни за что! Лишь бы жил я и жил, 
Любил этот мир и другим сохранил.... 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика результатов  психокоррекции.

Данные о наличии страхов  у детей были получены в ходе диагностического обследования дошкольника с помощью  ряда методик: опросник А.И. Захарова на наличие страхов у детей; теста  тревожности, разработанного американскими  психологами (М.Дорки, В.Амен, Р.Тэммл); проективная методика «Рисунок страха»; опросник А.И.Захарова для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка эффективности  психокоррекционной программы.

  Эффективность психологического воздействия оценивается с учетом двух показателей:

· информация о результатах  работы, полученная от самих детей, родителей;

· результаты повторного диагностического обследования дошкольников.

  Наиболее интересным для оценки эффективности программы является анализ впечатлений самого участника коррекционно - развивающего процесса.

  Также по мере осуществления программы в поведении дошкольников наблюдались положительные изменения. Если в начале  наблюдались признаки неуверенности и тревоги, проявлялся страх самораскрытия: ребенок не проявлял инициативы участвовать в ролевых играх, закрывал свои рисунки, стеснялся проговаривать свои чувства. То по мере прохождения занятий он становился более раскрепощенным и инициативным. Появилось доверие к психологу . Он начал сам проявлять активность и изъявлял желание участвовать в разыгрывании страшных сказок, участвовал в обсуждении, овладевал умением уверенно высказывать свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психокоррекционная программа: Детские страхи в младшем дошкольном возрасте