Психолгические знания и их типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:22, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить психологические знания
Задачи:
• Ознакомиться с миром психологических знаний
• Рассмотреть понятие психологические знания
• Рассмотреть виды психологических знаний

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Мир психологических знаний……………………………………………4
1.1 Житейская психология……………………………………………….9
1.2 Научная психология………………………………………………….9
1.3 Практическая психология………………..…………………………..10
1.4 Искусство……………………………………………………………..11
1.5 Иррациональная психология……………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

псих знания и типы.docx

— 38.46 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат по введение в профессию

Кафедра общих гуманитарных дисциплин

 

Тема реферата

Психологические знания и их типы

 

 

 

Дата        Оценка

"_________"_____________2012г.          __________________ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь, 2012 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Мир психологических знаний……………………………………………4
    1. Житейская психология……………………………………………….9
    2. Научная психология………………………………………………….9
    3. Практическая психология………………..…………………………..10
    4. Искусство……………………………………………………………..11
    5. Иррациональная психология……………………………………….12

Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Накопление психологических  знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. По мнению одних авторов, слово "психология" появилось в литературе в XVI веке, по мнению других — в XVIII. Мнения историков  по поводу того, как возникло слово "психология", расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает "учение о душе" или "наука  о душе" — соответствующие  греческие корни psyche (душа) и logos (наука, уче-ние). И в житейской психологии, и в искусстве чаще используется слово "душа", слово "психология" употребляется реже. И, наоборот, в науке понятие "душа" теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие "психика".

Психологические знания как  знания о душевном мире человека могут  иметь разные источники. Не случайно слова "психология" и "психологический" можно встретить не только в научной  психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве.

Можно выделить, по крайней  мере, пять основных видов психологических  знаний

Цель данной работы изучить  психологические знания

Задачи:

  • Ознакомиться с миром психологических знаний
  • Рассмотреть понятие психологические знания
  • Рассмотреть виды психологических знаний

Актуальность данной темы в том для чего нужны психологические  знания психологу и как умело  ими владеть.

 

 

 

 

 

1.Мир психологических знаний

В истории психологии явления  внутреннего мира человека обычно

обозначались как душа и душевные явления. Само слово «психология» используется относительно недавно. Мнения историков по поводу того, кто изобрел слово «психология», расходятся. Одни считают его автором Ф. Меланхтона, соратника Мартина Лютера, другие —  философа Гоклениуса [1; 3]. Слово «психология» появилось в научной литературе в XVIII в. В философский язык этот термин впервые ввел немецкий философ Христиан Вольф1 в своих работах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732—1734 гг. [1; 84].

С лингвистической точки  зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Но в процессе развития культуры и науки значения этих понятий приобрели специфический смысл. В настоящее время в житейской психологии и в искусстве чаще используется слово «душа», слово «психика» употребляется реже. И наоборот, понятие «душа» в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие «психика».

Психология — это знания о психике как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих их поведение. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего субъективного опыта. К числу этих фактов относят разнообразные проявления душевной (психической) жизни человека. Ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, речь, запоминание, сохранение, воспроизведение — это познавательные психические процессы. С их помощью человек познает окружающий и внутренний миры. Ощущения и восприятия дают человеку знания, непосредственно отражаемые с помощью таких чувств, как зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В результате восприятия возникают образы, содержащие максимально детальную информацию о предметах и явлениях. Представления, возникающие в памяти человека, воспроизводят образы предметов, непосредственно не воспринимаемых в данный момент. Они предназначены для того, чтобы сохранить прошлый опыт впечатлений, полученных с помощью органов чувств. В отличие от них представления, возникающие в воображении, направлены на построение новых образов, ранее не виденных человеком. Воображение часто отождествляется с фантазией. Мышление позволяет получить новые знания посредством умственных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, с помощью сложных умозаключений. В результате этого у человека формируются новые

образы, суждения, помогающие ему глубже понять существенные свойства и закономерности окружающего и внутреннего миров.

Познавательные процессы могут быть непроизвольными или произвольными. Непроизвольные процессы возникают и протекают без сознательного намерения человека, как бы сами собой. Они вызываются особенностями предметов и явлений, которые воспринимаются, запоминаются, вспоминаются, представляются. Они возникают в силу новизны наблюдаемых явлений, интереса к предметам, то есть как бы притягиваются самими этими предметами и явлениями. Произвольные процессы возникают и протекают под влиянием сознательного намерения человека увидеть, запомнить, вспомнить, представить, обдумать. Они целенаправленно регулируются и превращаются в наблюдение, заучивание, припоминание, обдумывание. Для этого необходимы определенные преднамеренные усилия.

Важную роль в психической  жизни человека играют эмоциональные явления. С их помощью человек переживает свое отношение к предметам и событиям, происходящим в окружающем и внутреннем мирах. Эмоции — наиболее типичная форма протекания эмоциональных процессов. К числу основных эмоций относятся гнев, презрение, отвращение, страх, радость, грусть и удивление. Они могут быть положительными или отрицательными, но порой характеризуют двойственное, неоднозначное отношение к какомулибо явлению. Они могут протекать с большей или меньшей силой. В случае, когда в эмоциональном возбуждении человек теряет способность отдавать себе отчет в том, что он думает и делает, оказывается неспособным контролировать свои действия, говорят об аффективном переживании, или аффекте. Стрессы как распространенные эмоциональные явления современной жизни характеризуют состояние нервнопсихической напряженности. Противоположностью этого становится состояние релаксации (расслабления).

Настроения, в отличие  от рассмотренных выше эмоциональных

явлений, более стабильны. Симпатия, антипатия, любовь, дружба, ненависть, доброжелательность и многие другие описывают чувства как наиболее устойчивые эмоции, в которых выражается отношение человека к предметам, событиям, явлениям.

 К психическим явлениям относятся также различные стороны регуляции деятельности. Потребности и мотивация описывают систему побуждений человека к деятельности, объясняя причины тех или иных его поступков и особенности поведения в целом. Внимание характеризует особенности сосредоточения человека на выполняемой внешней или внутренней деятельности. От степени внимания в значительной мере зависит успешность выполнения деятельности. Повышает степень внимания интерес и способность к волевому усилию. С их помощью человек регулирует свою деятельность, свое воздействие на окружающий мир и на себя самого. Внимание может быть непроизвольным или произвольным. Именно оно делает познавательные психические процессы непроизвольными или произвольными.

К психическим явлениям относят  психические состояния, такие как вдохновение, стресс, усталость, адаптация. Они изменяют протекание психических процессов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им особый качественный оттенок. Вдохновение повышает уровень творческой активности человека. Стресс представляет собой нервнопсихическую напряженность. Небольшая напряженность активизирует, большая дезорганизует человека. Усталость снижает эффективность деятельности. Адаптация проявляется в приспособлении человека (или животных) к изменяющимся условиям среды.

К психическим явлениям относятся психические свойства человека, такие, например, как темперамент, характер, способности. Они придают своеобразие психической жизни человека. Темперамент характеризует биологически обусловленные типичные динамические особенности психической жизни, которые проявляются постоянно и во многих ситуациях. К ним относится, в частности, уровень активности, темп движений, речи, психических процессов, уравновешенность и др. Характер определяет типичное отношение человека к тем или  иным явлениям, вещам, событиям, к людям, к себе. Это отношение проявляется в определенных чертах характера, таких, например, как ответственность, исполнительность, настойчивость, аккуратность, отзывчивость, эгоизм, жестокость и др. Способности — это психологические свойства, которые определяют успешность освоения и выполнения какихлибо видов деятельности. Они не сводятся к знаниям и умениям, а проявляются, прежде всего, в быстроте и легкости усвоения знаний и умений, необходимых для успешного выполнения соответствующих видов деятельности.

К психическим свойствам  личности относятся также самосознание, представления человека о самом себе, его самооценка и самоуважение, уровень притязаний, целый ряд других личностных особенностей. Понятием «личность» в психологии определяют совокупность разнообразных социально обусловленных качеств человека.

Многие психические явления  характеризуют межличностные отношения человека. К ним относятся, например, межличностное восприятие, симпатия, антипатия, совместимость, конфликты, дружба, любовь, внушаемость, лидерство, психологический климат.

Психические явления бывают осознанные и неосознанные. Сознание — это одно из наиболее сложных психических явлений. Когда человек находится в сознании, он осознает себя, свои образы, мысли, чувства, то есть может дать отчет в том, что с ним происходит. Иногда человек теряет сознание, например, во время травмы, болезни, во сне. Частичная потеря сознания может происходить под влиянием алкоголя, наркотиков. При этом человек чувствует себя не так, как в трезвом состоянии, оказывается неспособным в полной мере контролировать свои эмоции и поведение. Но даже в обычном состоянии человек осознает только часть своего психического мира, только то, что находится в данный момент в центре его внимания. Находясь в глубокой задумчивости, он может не осознавать, что происходит вокруг. Человек может не понимать (не осознавать), что с ним происходит, почему

он ведет себя определенным образом, почему ему в голову приходят

определенные мысли.

Психологические знания как  знания о душевном мире человека могут

иметь разные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» встречаются не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, в искусстве.

Традиционно различают два  типа психологических знаний: житейскую и научную психологию[1; 90].

Можно выделить, по крайней мере, пять основных типов психологических знаний, которые различаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:

1) житейская психология;

2) научная психология;

3) практическая психология;

4) искусство;

5) иррациональная психология.

 

 

 

1.1. Житейская психология

Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком  в повседневной жизни, называются «житейской психологией». Они обычно конкретны  и формируются у человека в  процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Достоверность житейской  психологии проверяется на личном опыте  и опыте людей, с которыми человек  непосредственно соприкасается. Эти  знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Богатый психологический  опыт накоплен в сказках. Многие житейские  наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях  или в жанре моральных афоризмов. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности  к обобщению, представляют также  большую ценность.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях.

Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Для житейских психологических  знаний характерна фрагментарность. Такие  знания носят интуитивный характер.

Они характеризуются  доступностью изложения и наглядностью. В знаниях этого типа проявляется  неточность употребляемых понятий. Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл.

 

1.2. Научная психология

Главная цель научной  психологии — поиск новых психологических  знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической  жизни.

В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением  человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С  тех пор она разработала большое  количество собственных методов  научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.

Информация о работе Психолгические знания и их типы