Психолгические знания и их типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:22, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить психологические знания
Задачи:
• Ознакомиться с миром психологических знаний
• Рассмотреть понятие психологические знания
• Рассмотреть виды психологических знаний

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Мир психологических знаний……………………………………………4
1.1 Житейская психология……………………………………………….9
1.2 Научная психология………………………………………………….9
1.3 Практическая психология………………..…………………………..10
1.4 Искусство……………………………………………………………..11
1.5 Иррациональная психология……………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

псих знания и типы.docx

— 38.46 Кб (Скачать файл)

Научная психология опирается на эмпирические научные  факты, то есть факты, получаемые опытным  путем. Научно-психологические факты  характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические  знания рациональны и осознанны. Использование эмпирического и  логического способов доказательства истинности научно-психологических  знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую  надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы  измерения психических явлений.

Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск  общих закономерностей психических  явлений. Для научной психологии характерна системность и систематичность. По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она  широко опирается на абстрактные  понятия и общие научные категории. Для объяснения и доказательства психологических закономерностей  в научной психологии часто используются эксперименты как модели реальных психических  процессов. Научно-психологические  знания излагаются на специфическом  научном языке. Научную психологию нередко называют академической. При  этом ее обычно разделяют на фундаментальную и прикладную.

 

1.3. Практическая психология

Ее главная цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов  психологической помощи людям в  решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии).

Критерием достоверности  знаний этого типа служат опыт и  эффективность работы специалистов.

Особенностями знаний в практической психологии можно  считать конкретность и практичность. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются. Еще одна особенность практической психологии — целостность в описании человека.

Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих  переносный образный смысл. В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний.

 

1.4. Психологические знания в искусстве

Психологические знания обнаруживаются в различных видах  искусства: художественной литературе, изобразительном и музыкальном  искусстве, в театре и кино. В них  зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических  проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, конечно, художественной литературе.

Психологические знания в искусстве носят образный характер. Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в образах, они носят описательный характер.

Психологические знания в искусстве фрагментарны.

Эмоциональность —  еще одна типичная черта психологических  знаний в искусстве.

Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве  — принятие и узнаваемость образов  читателем, зрителем, слушателем.

 

1.5. Иррациональная психология

Под иррациональной психологией понимается круг психологических  знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональными методами.

Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное  знание. К иррациональной психологии относятся также эзотерические  знания, опирающиеся на некоторое  тайное знание, недоступное для большинства  людей (астрология, йога, нумерология, хиромантия и т.п.).

Таинство методов  их получения, отсутствие возможности  рационального объяснения на основе научных принципов характерны эзотерике. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому  обоснованию.

Критерием достоверности  эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности — вера и опыт переживания соответствующих состояний.

Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям  быть достаточно правдоподобными и  применимыми в любых обстоятельствах. Привлекательность эзотерическим  знаниям придает их практичность.

К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением  экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Каждый из рассмотренных  типов психологических знаний характеризуется  своими особенностями, достоинствами  и недостатками. Каждый оправдан, полезен  и даже необходим на своем месте  и в своем собственном качестве. Однако взаимная подмена жанров может  вводить людей в заблуждение  относительно адекватных форм и способов познания. Следствием таких «жанровых  оползней» становится полная путаница людей в том, кто такой психолог и что такое психология.

В строгом смысле слова  психолог — это человек, который  профессионально занимается психологией  в теоретическом или практическом плане, проводит научные исследования, осуществляет практическую помощь людям  в решении жизненных проблем  или обучает психологии. Важно  подчеркнуть, что только люди, получившие специальное образование в области  научной и практической психологии, являются психологами по профессии, их деятельность может называться профессиональной психологической работой. Владение психологическими знаниями других типов  может обогатить профессиональный опыт психолога. Но опорой его деятельности должна быть научная и практическая психология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Общая психология, 1986; Слободчиков, Исаев, 1995; Гиппенрейтер, 1996; Маклаков, 2001
  2. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. - 288 с.
  3. Гриншпун И. Б. Введение в психологию М.: Международная педагогическая академия 1994
  4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 7-19.
  5. Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 5-11, 18-21

1 Христиан фон Вольф (Christian Freiherr von Wolff, 1679—1754) — знаменитый немецкий ученый, философ, юрист и математик. Отличался поистине энциклопедической образованностью, четкостью формулировок, тщательностью и педантичностью анализа. Одним из учеников Х. Вольфа был М.В. Ломоносов

 


Информация о работе Психолгические знания и их типы