Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:40, реферат
Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье человека, выраженность у него определенных личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью.
Введение
1. Теоретические основы исследования взаимосвязи профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности
Актуальность диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма
1.2 Понятие личность в психологии. Различные подходы к пониманию структуры личности. Свойства личности
1.3 Понятие общих и специальных способностей
1.4 Понятие профессионализма
1.5 Индивидуально-психологические особенности и зависимость от них профессионализма психологов
Глава 2. Экспериментальное изучение роли индивидуальных психологических особенностей в формировании личности профессионала
2.1 Организация исследования
2.2 Методики, использованные для диагностики качеств личности студентов, планирующих получить профессию психолога
2.3 Интерпретация результатов исследования
Заключение
Содержание
Введение
1. Теоретические основы
Актуальность диагностики
1.2 Понятие личность в психологии. Различные подходы к пониманию структуры личности. Свойства личности
1.3 Понятие общих и специальных способностей
1.4 Понятие профессионализма
1.5 Индивидуально-психологические
особенности и зависимость от
них профессионализма
Глава 2. Экспериментальное изучение роли индивидуальных психологических особенностей в формировании личности профессионала
2.1 Организация исследования
2.2 Методики, использованные для
диагностики качеств личности
студентов, планирующих
2.3 Интерпретация результатов
Заключение
Литература http://do.teleclinica.ru Кузьмина Ю.М. Профессиональная деформация как негативное явление
Приложения
Введение
Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье человека, выраженность у него определенных личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью.
В последние десятилетия особенно возросло значение психологического изучения различных аспектов трудовой деятельности.
Взаимоотношения психологии и труда,
как социально-экономического процесса
преобразования окружающего мира, строятся
на основе положений, определяющих направленность
психологической науки в
Психология труда в своих исследованиях преследует следующие цели:
-Стремление не только облегчить труд человека, но и сделать его эффективным, надежным, безопасным, созидательным, приносящим удовлетворение от самого процесса и результата;
-Отражение значительных индивидуальных особенностей, различий, свойственных каждому человеку и проявляемых непосредственно в труде, значительной изменчивости состояния психики, особенно под влиянием факторов труда.
Выбор профессии - один из самых важных выборов в жизни человека, ведь то, насколько профессия будет соответствовать способностям и склонностям человека, насколько эффективно человек будет выполнять необходимые в его профессии действия - в значительной мере будет определять качество его жизни.
В связи с этим очень актуален вопрос взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей на формирование профессионализма личности. Для рассмотрения этой взаимосвязи и необходима диагностика профессиональной проф.пригодности. Она заключается в том, чтобы определить, какими склонностями, способностями и другими индивидуально-психологическими особенностями личности обладает человек, в выполнении какой деятельности он будет чувствовать себя максимально гармонично, и спрогнозировать степень влияния индивидуально-психологических качеств человека на формирование его личности как личности профессионала.
Использование диагностики профессиональной проф.пригодности необходимо еще и потому, что оно позволит снизить процент несоответствующих специалистов, а также психологического профессионального выгорания. Так как люди, правильно выбирая профессию, будут находиться на своем месте, становиться профессионалами, а значит, приносить максимальную пользу себе и обществу.
1. Теоретические основы
исследования взаимосвязи
Актуальность диагностики проф.пригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма
Труд является неотъемлемой частью
человеческой жизни. Без него немыслимо
не только существование и
Трудовая деятельность сопровождает
человека на протяжении всей его жизни.
Каждый человек связывает с
Труд в основном рассматривается
как социально-экономическая
Таким образом, в настоящее время особенно актуальной становится проблема диагностики проф.пригодности людей. Актуальна эта проблема потому, что в большинстве случаев молодые люди еще не могут определиться со своими склонностями и индивидуальными особенностями, наличием и степенью развития у себя тех или иных способностей и зачастую выбирают себе профессию не соответствующую их личностным качествам. А если учесть, что именно личностные качества и другие индивидуальные психологические особенности влияют на развитие личности профессионала, то можно сказать, что молодые люди, желающие стать профессионалами, но не определяющиеся правильно с выбором профессии рискуют столкнуться со значительными трудностями. Задача диагностики проф.пригодности - помочь им избежать этих проблем, протестировать индивидуальные психологические особенности человека, проанализировать, как они повлияют на выбор человеком своей профессии и на развитие его личности как личности профессионала.
Понятие профессионализма в каждой
отдельной области деятельности
включает в себя ряд определенных
требований, которым человек должен
соответствовать благодаря
Диагностика личности и свойств профессиональной пригодности обуславливается совокупностью исходных способностей человека, а также формируется, развивается на этапах профессионального пути в процессе деятельности.
Сущность диагностики личности в проф.ориентационной работе заключается в том, что она отражает:
-выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей склонностям и способностям конкретного человека;
-удовлетворение интереса к выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда;
-меру оценки эффективности, надежности, безопасности выполнения трудовых функций, индивидуальную меру результативности труда;
-одно из проявлений социального (профессионального) самоопределения личности, ее самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в труде;
-развитие "я -концепции", зарождение и становление образа "я - профессионал" и стремление субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала.
Прогнозирование профессиональной пригодности и путей ее формирования никогда не утратит своего актуального значения. Так как, выполняя работу, соответствующую своим природным задаткам, можно добиться гораздо больших результатов и гораздо быстрее, чем, выполняя работу, этим задаткам не соответствующую.
Диагностика личности дает картину
профессиональной пригодности человека,
определяя соотношение
Как уже было сказано выше - существенную
роль в процессе диагностики личности
с позиции профессиональной пригодности,
в адаптации человека к профессии
и становлении его
Для дальнейшего рассмотрения влияния
индивидуальных психологических особенностей
на формирование личности профессионала
мы считаем необходимым
Понятие личность в психологии
Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека.
Нет однозначного определения термина "личность". С точки зрения Рубинштейна, личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. По Леонтьеву, личность - субъект деятельности. Карл Роджерс считает, что личность - организованная долговременная субъективно воспринимаемая сущность, составляющая саму сердцевину наших переживаний. По Гордону Олпорту, личность - индивид, вступивший во взаимодействие с миром. Эрик Эриксон считает, что личность - результат психосоматических кризисов, через которые проходит индивид в течение жизни. Келли: личность - уникальный способ осознания жизненного опыта, присущий каждому индивиду. Альберт Бандура: личность - результат сложного и непрерывного взаимодействия индивида, поведения и ситуации.
Можно дать следующее обобщенное определение личности. Личность - активный субъект деятельности, познания, общения и творчества, обладающей самосознанием и совокупностью устойчивых индивидуальных психофизиологических особенностей.
Личность - сложно организованная иерархизированная система, которая обладает рядом индивидуальных особенностей и включает в себя такие свойства как: направленность, характер, способности, мотивы и потребности. Личность непрерывно взаимодействует с социумом и развивается только в деятельности.
С точки зрения В.С. Мерлина, признак свойств личности - направленность на объекты действительности. Направленность личности характеризуется ее интересами и склонностями, доминирующей мотивацией, уровнем притязаний, убеждениями и ведущим для какого-либо возраста видом деятельности. Личностные свойства отличаются от других (нейродинамических, психодинамических свойств) отношением к определенной стороне действительности. Если имеет место отношение, то это всегда свойство личности. Отношения могут быть к людям, к труду, к вещам и к себе. Отношения к объектам действительности мотивируют поступки людей и сопровождаются определенными эмоциональными переживаниями.
Поскольку мы в нашем
исследовании рассматривали взаимосвязь
черт личности и становления профессионализма
психологов, изучаемые нами индивидуальные
психологические особенности
Индивидуальное своеобразие
личности часто называют характером.
Характер включает в себя как индивидуальные,
так и социально-типичные черты,
поскольку он формируется как
в зависимости от индивидуальных
особенностей личности, так и под
влиянием общества. Черты характера
проявляются только в социально-типичных
ситуациях. Примерами черт характера
могут быть: ответственность, аккуратность,
добросовестность, лень, халатность и
др. Характер определяет линию и
манеру поведения человека, содержательную
сторону его переживаний и
интеллектуальной деятельности, определяется
качественными особенностями
Характер ярче всего
проявляется в критических
Первичные свойства индивида (темперамент) и вторичные свойства индивида (когнитивные и регулирующие процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, внимание, эмоции и воля) считаются физиологической основой характера. Темперамент представляет собой динамический симптомокомплекс различных свойств индивида, таких как: пластичность, ригидность, интроверсия, экстраверсия, эмоциональность, инертность, реактивность и др. Эти свойства облегчают либо затрудняют формирование черт характера, но не определяют их в полной мере, поскольку на формирование черт характера также влияет социальное бытие индивида. Темперамент влияет на динамическое проявление черт характера, но не определяет их содержательную сторону. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, так как они зависят от типа и свойств нервной системы.
Вторичные свойства индивида проявляются в характере в настойчивости в достижении цели (динамика воли), в специфике проявления эмоций, интеллектуальных особенностях и т.п.
Значительное место в
структуре личности занимает мотивация
- совокупность причин психологического
характера, объясняющих поведение
человека, его направленность и активность.
Именно мотивацией в огромной степени
определяется не только выбор человеком
профессии и уровень его