Психолог, как личность в профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:40, реферат

Описание работы

Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье человека, выраженность у него определенных личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы исследования взаимосвязи профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности
Актуальность диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма
1.2 Понятие личность в психологии. Различные подходы к пониманию структуры личности. Свойства личности
1.3 Понятие общих и специальных способностей
1.4 Понятие профессионализма
1.5 Индивидуально-психологические особенности и зависимость от них профессионализма психологов
Глава 2. Экспериментальное изучение роли индивидуальных психологических особенностей в формировании личности профессионала
2.1 Организация исследования
2.2 Методики, использованные для диагностики качеств личности студентов, планирующих получить профессию психолога
2.3 Интерпретация результатов исследования
Заключение

Файлы: 1 файл

Психолог.docx

— 30.96 Кб (Скачать файл)

 

                                     Психолог, как личность в профессии.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы исследования  взаимосвязи профессионализма и  индивидуальных психологических  особенностей личности

 Актуальность диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма

1.2 Понятие личность в психологии. Различные подходы к пониманию  структуры личности. Свойства личности

1.3 Понятие общих и специальных  способностей

1.4 Понятие профессионализма

1.5 Индивидуально-психологические  особенности и зависимость от  них профессионализма психологов

Глава 2. Экспериментальное изучение роли индивидуальных психологических  особенностей в формировании личности профессионала

2.1 Организация исследования

2.2 Методики, использованные для  диагностики качеств личности  студентов, планирующих получить  профессию психолога

2.3 Интерпретация результатов исследования

Заключение

Литература http://do.teleclinica.ru Кузьмина Ю.М. Профессиональная деформация как негативное явление

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни  человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и  жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление  личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье человека, выраженность у него определенных личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью.

В последние десятилетия особенно возросло значение психологического изучения различных аспектов трудовой деятельности.

Взаимоотношения психологии и труда, как социально-экономического процесса преобразования окружающего мира, строятся на основе положений, определяющих направленность психологической науки в обеспечении  трудовой практики.

Психология труда в своих  исследованиях преследует следующие  цели:

-Стремление не только облегчить труд человека, но и сделать его эффективным, надежным, безопасным, созидательным, приносящим удовлетворение от самого процесса и результата;

-Отражение значительных индивидуальных особенностей, различий, свойственных каждому человеку и проявляемых непосредственно в труде, значительной изменчивости состояния психики, особенно под влиянием факторов труда.

Выбор профессии - один из самых важных выборов в жизни человека, ведь то, насколько профессия будет  соответствовать способностям и  склонностям человека, насколько  эффективно человек будет выполнять  необходимые в его профессии  действия - в значительной мере будет  определять качество его жизни.

В связи с этим очень актуален вопрос взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей на формирование профессионализма личности. Для рассмотрения этой взаимосвязи и необходима диагностика  профессиональной проф.пригодности. Она заключается в том, чтобы определить, какими склонностями, способностями и другими индивидуально-психологическими особенностями личности обладает человек, в выполнении какой деятельности он будет чувствовать себя максимально гармонично, и спрогнозировать степень влияния индивидуально-психологических качеств человека на формирование его личности как личности профессионала.

Использование диагностики профессиональной проф.пригодности необходимо еще и потому, что оно позволит снизить процент несоответствующих специалистов, а также психологического профессионального выгорания. Так как люди, правильно выбирая профессию, будут находиться на своем месте, становиться профессионалами, а значит, приносить максимальную пользу себе и обществу.

 

  1. Теоретические основы  исследования взаимосвязи профессионализма  и индивидуальных психологических  особенностей личности

Актуальность диагностики  проф.пригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма

 

 

Труд является неотъемлемой частью человеческой жизни. Без него немыслимо  не только существование и жизнедеятельность  человека, но и само его развитие как личности. Помимо этого, труд также  является и способом познания и преобразования окружающего мира, целью, потребностью, смыслом жизни.

Трудовая деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Каждый человек связывает с профессиональной деятельностью становление себя как личности, свое материальное благополучие и социальный статус. В связи с  этим, для всех людей важно, окончив  обучение, начать заниматься той деятельностью, которая им интересна, к которой  имеются склонности и способности, выполняя которую можно стать  профессионалом, обеспечить себе карьерный  и личностный рост, а также, что  немаловажно, гармонию в душе.

Труд в основном рассматривается  как социально-экономическая категория, но определяющая роль человека в трудовой деятельности обусловливает необходимость  изучения различных психологических, физиологических, социальных и других его характеристик с точки  зрения их влияния на процесс труда  и особенностей взаимосвязи, взаимодействия со средствами, условиями и организацией труда.

Таким образом, в настоящее время  особенно актуальной становится проблема диагностики проф.пригодности людей. Актуальна эта проблема потому, что в большинстве случаев молодые люди еще не могут определиться со своими склонностями и индивидуальными особенностями, наличием и степенью развития у себя тех или иных способностей и зачастую выбирают себе профессию не соответствующую их личностным качествам. А если учесть, что именно личностные качества и другие индивидуальные психологические особенности влияют на развитие личности профессионала, то можно сказать, что молодые люди, желающие стать профессионалами, но не определяющиеся правильно с выбором профессии рискуют столкнуться со значительными трудностями. Задача диагностики проф.пригодности - помочь им избежать этих проблем, протестировать индивидуальные психологические особенности человека, проанализировать, как они повлияют на выбор человеком своей профессии и на развитие его личности как личности профессионала.

Понятие профессионализма в каждой отдельной области деятельности включает в себя ряд определенных требований, которым человек должен соответствовать благодаря наличию  у него некоторых качеств.

Диагностика личности и свойств профессиональной пригодности обуславливается совокупностью исходных способностей человека, а также формируется, развивается на этапах профессионального пути в процессе деятельности.

 

Сущность диагностики личности в проф.ориентационной работе заключается в том, что она отражает:

 

-выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей склонностям и способностям конкретного человека;

 

-удовлетворение интереса к выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда;

-меру оценки эффективности, надежности, безопасности выполнения трудовых функций, индивидуальную меру результативности труда;

-одно из проявлений социального (профессионального) самоопределения личности, ее самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в труде;

-развитие "я -концепции", зарождение и становление образа "я - профессионал" и стремление субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала.

Прогнозирование профессиональной пригодности  и путей ее формирования никогда  не утратит своего актуального значения. Так как, выполняя работу, соответствующую  своим природным задаткам, можно  добиться гораздо больших результатов и гораздо быстрее, чем, выполняя работу, этим задаткам не соответствующую.

Диагностика личности дает картину  профессиональной пригодности человека, определяя соотношение требований профессии к индивидуальным особенностям человека; имеет конкретный объект реализации - систему "человек - профессия". То есть определенную категорию людей, вид деятельности, этап профессионализации. Отражает состояние, степень совокупности индивидуальных качеств человека (черт личности, способностей, мотивации, физического состояния, профессиональной подготовленности и т.д.). Отражает развитие субъекта труда и изменчивость объекта труда.

Как уже было сказано выше - существенную роль в процессе диагностики личности с позиции профессиональной пригодности, в адаптации человека к профессии  и становлении его профессионализма играют психологические особенности  человека, его различного рода общие  и специальные способности, а  также его личностные качества.

 

Для дальнейшего рассмотрения влияния  индивидуальных психологических особенностей на формирование личности профессионала  мы считаем необходимым рассмотреть, что же означает само понятие личность и ее свойства в психологии.

 

      Понятие личность в психологии

Личность является не только предметом психологии, но и предметом  философского, общественно-исторического  познания, на определенном уровне анализа  личность выступает со стороны своих  природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии  и генетики человека.

Нет однозначного определения  термина "личность". С точки  зрения Рубинштейна, личность - совокупность внутренних условий, через которые  преломляются внешние воздействия. По Леонтьеву, личность - субъект деятельности. Карл Роджерс считает, что личность - организованная долговременная субъективно воспринимаемая сущность, составляющая саму сердцевину наших переживаний. По Гордону Олпорту, личность - индивид, вступивший во взаимодействие с миром. Эрик Эриксон считает, что личность - результат психосоматических кризисов, через которые проходит индивид в течение жизни. Келли: личность - уникальный способ осознания жизненного опыта, присущий каждому индивиду. Альберт Бандура: личность - результат сложного и непрерывного взаимодействия индивида, поведения и ситуации.

Можно дать следующее обобщенное определение личности. Личность - активный субъект деятельности, познания, общения  и творчества, обладающей самосознанием  и совокупностью устойчивых индивидуальных психофизиологических особенностей.

Личность - сложно организованная иерархизированная система, которая  обладает рядом индивидуальных особенностей и включает в себя такие свойства как: направленность, характер, способности, мотивы и потребности. Личность непрерывно взаимодействует с социумом и  развивается только в деятельности.

 

С точки зрения В.С. Мерлина, признак свойств личности - направленность на объекты действительности. Направленность личности характеризуется ее интересами и склонностями, доминирующей мотивацией, уровнем притязаний, убеждениями и ведущим для какого-либо возраста видом деятельности. Личностные свойства отличаются от других (нейродинамических, психодинамических свойств) отношением к определенной стороне действительности. Если имеет место отношение, то это всегда свойство личности. Отношения могут быть к людям, к труду, к вещам и к себе. Отношения к объектам действительности мотивируют поступки людей и сопровождаются определенными эмоциональными переживаниями.

Поскольку мы в нашем  исследовании рассматривали взаимосвязь  черт личности и становления профессионализма психологов, изучаемые нами индивидуальные психологические особенности студентов, получающих психологическое образование, характеризовались в наибольшей степени отношением к окружающим людям. Потому что именно отношение  к окружающим людям, принятие их и  уважение их чувств и мыслей и определяет в значительной степени успешность работы психолога.

Индивидуальное своеобразие  личности часто называют характером. Характер включает в себя как индивидуальные, так и социально-типичные черты, поскольку он формируется как  в зависимости от индивидуальных особенностей личности, так и под  влиянием общества. Черты характера  проявляются только в социально-типичных ситуациях. Примерами черт характера  могут быть: ответственность, аккуратность, добросовестность, лень, халатность и  др. Характер определяет линию и  манеру поведения человека, содержательную сторону его переживаний и  интеллектуальной деятельности, определяется качественными особенностями всей психики в целом.

Характер ярче всего  проявляется в критических ситуациях, когда мало времени на обдумывание, в привычной обстановке он может маскироваться.

Первичные свойства индивида (темперамент) и вторичные свойства индивида (когнитивные и регулирующие процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, внимание, эмоции и воля) считаются физиологической  основой характера. Темперамент  представляет собой динамический симптомокомплекс различных свойств индивида, таких как: пластичность, ригидность, интроверсия, экстраверсия, эмоциональность, инертность, реактивность и др. Эти свойства облегчают либо затрудняют формирование черт характера, но не определяют их в полной мере, поскольку на формирование черт характера также влияет социальное бытие индивида. Темперамент влияет на динамическое проявление черт характера, но не определяет их содержательную сторону. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, так как они зависят от типа и свойств нервной системы.

Вторичные свойства индивида проявляются в характере в  настойчивости в достижении цели (динамика воли), в специфике проявления эмоций, интеллектуальных особенностях и т.п.

Значительное место в  структуре личности занимает мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение  человека, его направленность и активность. Именно мотивацией в огромной степени  определяется не только выбор человеком  профессии и уровень его притязаний, но и его развитие в целом. Если человек не мотивирован на ту или  иную деятельность, она не разовьется и напротив, если человек мотивирован  ну какую-либо деятельность в значительной степени, он может добиться в ней  значительных результатов, даже не имея некоторых необходимых для совершения этой деятельности способностей.

Информация о работе Психолог, как личность в профессии