Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:40, реферат
Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье человека, выраженность у него определенных личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью.
Введение
1. Теоретические основы исследования взаимосвязи профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности
Актуальность диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма
1.2 Понятие личность в психологии. Различные подходы к пониманию структуры личности. Свойства личности
1.3 Понятие общих и специальных способностей
1.4 Понятие профессионализма
1.5 Индивидуально-психологические особенности и зависимость от них профессионализма психологов
Глава 2. Экспериментальное изучение роли индивидуальных психологических особенностей в формировании личности профессионала
2.1 Организация исследования
2.2 Методики, использованные для диагностики качеств личности студентов, планирующих получить профессию психолога
2.3 Интерпретация результатов исследования
Заключение
Понятие общих и специальных способностей
Способности - индивидуально-психологические особенности личности; условие успешного выполнения определенного вида деятельности.
Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.
Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.
Следует учитывать, что возможно относительное преобладание или общих, или специальных способностей. Бывает общая одаренность без ярко выраженных специальных способностей, как и относительно высокие специальные способности, которым не отвечают соответствующие общие способности. Высокое развитие общих способностей - подлинный залог выявления и всех специальных дарований.
Понятие профессионализма
Личность не может развиваться в отрыве от деятельности. Труд сопровождает человека на протяжении всей его жизни и определяет его развитие. В процессе труда человек и становится профессионалом.
Е А. Климов предложил периодизацию развития человека как субъекта труда:
-Стадия предыгры (от рождения до 3х лет) - происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
-Стадия игры (от 3х до 6-8 лет) - происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.)
-Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет) - интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способность планировать свою деятельность и т.п.
-Стадия оптации (от лат. optatio - желание, выбор; от 11-12 до 14-18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального определения является оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный. Как отмечает сам Е.А. Климов, "оптация - это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии".
Так же, по мере своего развития и взросления, профессионального определения и вхождения в профессиональную деятельность, человек, по мнению Е.А. Климова проходит следующие стадии, характеризующие степень успешности развития личности в профессиональной деятельности:
-Стадия адепта - профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.
-Стадия адаптанта - вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3х лет.
-Стадия интернала - вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.
-Стадия мастера - когда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.
-Стадия авторитета - работник лучший среди мастеров. Не каждый работник может достичь этого уровня.
-Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но и учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них лучшую часть своей души.
В свою очередь, освоение человека в профессии не происходит одномоментно.А.К. Маркова выделяет основные этапы освоения человека в профессии:
Адаптация человека к профессии:
Самоактуализация человека в профессии - выработка индивидуальной профессиональной нормы.
Гармонизация человека в профессии - человек легко выполняет задания по освоенным технологиям.
Преобразование, обогащение человеком своей профессии - уровень творчества (значительную роль на этом уровне играет индивидуальный стиль деятельности).
Этап свободного владения несколькими профессиями - специалист выходит за рамки формальной деятельности и все больше становится наставником.
Мы исходим из того, что
профессионализация сопровождается изменением
человека в целом - развитием его
индивидных, личностных, субъектных качеств,
формированием
Таким образом, сложность труда, диктующая необходимость длительной профессиональной подготовки субъекта, а также необходимость наличия у него определенных свойств, обеспечивающих успешность в этой деятельности, является основным признаком, позволяющим дифференцировать профессиональную деятельность от простого трудового занятия.
Индивидуально-психологические особенности и зависимость от них профессионализма психологов
На формирование личности профессионала влияют не только способности и мотивация. На него влияет целый спектр индивидуальных психологических особенностей, начиная с типа высшей нервной деятельности, темперамента человека и заканчивая его личностными качествами.
Именно рассмотрению некоторых
личностных качеств, необходимых психологу-
В общем виде можно составить
следующую профессиограмму (перечень
качеств необходимых
-Внимательность, стремление понять позицию других;
-Дружелюбие, общительность;
-Вежливость, обходительность;
-Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;
-Жизнерадостность;
-Терпеливость, упорство;
-Большое чувство ответственности;
-Способность выполнять работу, полную разнообразия;
-Энтузиазм в трудовой деятельности;
-Тщательность действий;
-Схватывание новых идей, самостоятельность суждений;
-Аккуратность и последовательность в работе;
-Способность к планированию своего будущего;
-Способность к устным высказываниям;
-Хорошая память;
-Способность обучать других;
-Умение заботиться о больных;
-Умение заботиться о посторонних.
Профессиональная деформация как негативное явление
Проблема влияния
В широком смысле, профессиональная
деформация – это след, который
профессиональная деятельность накладывает
на человека. В узком смысле, профессиональная
деформация – это проявления в
личности под влиянием некоторых
особенностей профессиональной деятельности,
таких психологических
Г.Д.Трунов феномен профессиональной деформации определяет как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. То есть после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии.
В целом, говоря о последствиях воздействия
профессиональной деятельности специалиста
социальной сферы можно выделить
позитивные для личности последствия
— «личностный рост» и
Позитивные последствия:
Более глубокое осознавание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий.
Анализ жизненных ситуаций.
Способность к рефлексии.
Навыки продуктивного
Коммуникативные навыки.
Противостояние чужому влиянию. Саморегуляция.
Способность к принятию и эмпатии.
Более широкий взгляд на мир, толерантность к «инакомыслящим».
Познавательный интерес.
Появление новых форм самореализации.
Негативные последствия:
Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких.
Навязчивая диагностика себя и окружающих.
Консультирование окружающих.
Принятие роли «учителя».
Излишний самоконтроль и потеря спонтанности.
Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту.
Пресыщение общением.
Эмоциональная холодность.
Цинизм.
Заключение.