Психолог, как личность в профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:40, реферат

Описание работы

Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье человека, выраженность у него определенных личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы исследования взаимосвязи профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности
Актуальность диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма
1.2 Понятие личность в психологии. Различные подходы к пониманию структуры личности. Свойства личности
1.3 Понятие общих и специальных способностей
1.4 Понятие профессионализма
1.5 Индивидуально-психологические особенности и зависимость от них профессионализма психологов
Глава 2. Экспериментальное изучение роли индивидуальных психологических особенностей в формировании личности профессионала
2.1 Организация исследования
2.2 Методики, использованные для диагностики качеств личности студентов, планирующих получить профессию психолога
2.3 Интерпретация результатов исследования
Заключение

Файлы: 1 файл

Психолог.docx

— 30.96 Кб (Скачать файл)

 

     Понятие общих и специальных способностей

 

Способности - индивидуально-психологические  особенности личности; условие успешного  выполнения определенного вида деятельности.

 

Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

 

Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.

 

Следует учитывать, что  возможно относительное преобладание или общих, или специальных способностей. Бывает общая одаренность без  ярко выраженных специальных способностей, как и относительно высокие специальные  способности, которым не отвечают соответствующие  общие способности. Высокое развитие общих способностей - подлинный залог  выявления и всех специальных  дарований.

 

      Понятие профессионализма

 

Личность не может развиваться  в отрыве от деятельности. Труд сопровождает человека на протяжении всей его жизни и определяет его развитие. В процессе труда человек и становится профессионалом.

Е А. Климов предложил периодизацию развития человека как субъекта труда:

 

-Стадия предыгры (от рождения до 3х лет) - происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

-Стадия игры (от 3х до 6-8 лет) - происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.)

-Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет) - интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способность планировать свою деятельность и т.п.

-Стадия оптации (от лат. optatio - желание, выбор; от 11-12 до 14-18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального определения является оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный. Как отмечает сам Е.А. Климов, "оптация - это не столько указание на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии".

Так же, по мере своего развития и взросления, профессионального  определения и вхождения в  профессиональную деятельность, человек, по мнению Е.А. Климова проходит следующие  стадии, характеризующие степень  успешности развития личности в профессиональной деятельности:

-Стадия адепта - профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

-Стадия адаптанта - вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3х лет.

-Стадия интернала - вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.

-Стадия мастера - когда о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

-Стадия авторитета - работник лучший среди мастеров. Не каждый работник может достичь этого уровня.

 

-Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но и учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них лучшую часть своей души.

В свою очередь, освоение человека в профессии не происходит одномоментно.А.К. Маркова выделяет основные этапы освоения человека в профессии:

Адаптация человека к профессии:

Самоактуализация человека в профессии - выработка индивидуальной профессиональной нормы.

Гармонизация человека в профессии - человек легко выполняет задания по освоенным технологиям.

Преобразование, обогащение человеком своей профессии - уровень творчества (значительную роль на этом уровне играет индивидуальный стиль деятельности).

Этап свободного владения несколькими профессиями - специалист выходит за рамки формальной деятельности и все больше становится наставником.

Мы исходим из того, что  профессионализация сопровождается изменением человека в целом - развитием его  индивидных, личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности. Результатом  процесса профессионализации является становление профессионализма - специфического свойства, характеризующего человека-профессионала. В многочисленных исследованиях  проблем профессионализации отсутствует  строгое определение профессионализма как психологического феномена. Авторы под термином "профессионализм" подразумевают высокую успешность человека при выполнении профессиональной деятельности. Под профессиональной деятельностью понимается сложная  деятельность, которая предстает  перед человеком как конституированный  способ выполнения чего-либо, имеющий  нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность объективно сложна и субъективно трудна для  освоения. Именно сложность трудовых функций для человека и предает  деятельности профессиональный характер.

Таким образом, сложность  труда, диктующая необходимость  длительной профессиональной подготовки субъекта, а также необходимость  наличия у него определенных свойств, обеспечивающих успешность в этой деятельности, является основным признаком, позволяющим  дифференцировать профессиональную деятельность от простого трудового занятия.

Индивидуально-психологические  особенности и зависимость от них профессионализма психологов

 

На формирование личности профессионала влияют не только способности  и мотивация. На него влияет целый  спектр индивидуальных психологических  особенностей, начиная с типа высшей нервной деятельности, темперамента человека и заканчивая его личностными  качествами.

Именно рассмотрению некоторых  личностных качеств, необходимых психологу-профессионалу.

В общем виде можно составить  следующую профессиограмму (перечень качеств необходимых специалисту  в данной области для продуктивной работы и оптимальных результатов, а значит, и для формирования профессионализма), включающую в себя качества, которыми, по мнению большинства людей, должен обладать психолог:

-Внимательность, стремление понять позицию других;

-Дружелюбие, общительность;

-Вежливость, обходительность;

-Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;

-Жизнерадостность;

-Терпеливость, упорство;

-Большое чувство ответственности;

-Способность выполнять работу, полную разнообразия;

-Энтузиазм в трудовой деятельности;

-Тщательность действий;

-Схватывание новых идей, самостоятельность суждений;

-Аккуратность и последовательность в работе;

-Способность к планированию своего будущего;

-Способность к устным высказываниям;

-Хорошая память;

-Способность обучать других;

-Умение заботиться о больных;

-Умение заботиться о посторонних.

 

Профессиональная деформация как негативное явление

 

Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания личности занимало умы еще древних  философов, но особенно часто эта  проблема стала обсуждаться в  конце ХIX в., а в начале ХХ в. известный социолог Питирим Сорокин для обозначения особого феномена ввел в научный оборот специальное выражение «профессиональная деформация». Сегодня под профессиональной деформацией понимаются деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность, искажают личностные качества, способствуют накоплению негативных признаков.

В широком смысле, профессиональная деформация – это след, который  профессиональная деятельность накладывает  на человека. В узком смысле, профессиональная деформация – это проявления в  личности под влиянием некоторых  особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру  самой личности.

 

Г.Д.Трунов феномен профессиональной деформации определяет как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. То есть после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии.

В целом, говоря о последствиях воздействия  профессиональной деятельности специалиста  социальной сферы можно выделить позитивные для личности последствия  — «личностный рост» и негативные. Комплекс негативных последствий воздействия  профессии на личность специалиста  и определяется как профессиональная деформация.

 

Позитивные последствия:

Более глубокое осознавание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий.

Анализ жизненных ситуаций.

Способность к рефлексии.

Навыки продуктивного преодоления  кризисных и психотравмирующих  ситуаций.

Коммуникативные навыки.

Противостояние чужому влиянию. Саморегуляция.

Способность к принятию и эмпатии.

Более широкий взгляд на мир, толерантность  к «инакомыслящим».

Познавательный интерес.

Появление новых форм самореализации.

Негативные последствия:

Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких.

Навязчивая диагностика себя и  окружающих.

Консультирование окружающих.

Принятие роли «учителя».

Излишний самоконтроль и потеря спонтанности.

Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту.

Пресыщение общением.

Эмоциональная холодность.

Цинизм.

 

Заключение.

 

 


Информация о работе Психолог, как личность в профессии