Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:41, реферат
В теории эмоций Вундт выделял три измерения эмоций: удовольствие - неудовольствие, успокоение - возбуждение, напряжение - разрядка. Но его ученик, Титченер, показал, что эти измерения нельзя считать независимыми факторами. Теория Вундта, как и теория Чарльза Дарвина стали базой концептуальных основ анализа эмоций [5].
Вундт внес существенный вклад в становление мировой психологии. Его учениками стали известные психологи, в том числе Э. Титченер, Ф. Крюгер, В. М. Бехтерев [4].
І. Теория первых из знаменитых ученых
Вильгельм Вундт ………………………………………………………………..3
Зигмунд Фрейд ……………………………………………………………………4
Бехтерев В. М. …………………………………………………………………….5
Челпанов Г. И. …………………………………………………………………….6
Костюк Г. С. ………………………………………………………………………6
Вывод ……………………………………………………………………………..7
ІІ. Практика первых из знаменитых ученых
Вильгельм Вундт ……………………..………………………………….……….8
Зигмунд Фрейд …………………………………………………………………....9
Бехтерев В. М. …………………………………………………………………...10
Челпанов Г. И. …………………………………………………………………...11
Костюк Г. С. ……………………………………………………………………..12
Вывод…………………………………………………………………………….13
Общий вывод……………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………..15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
МАРИУПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Контрольная работа по дисциплине «Введение в специальность»
на тему:
«Психологи: первые из знаменитых:
В. Вундт, З. Фрейд, В. М. Бехтерев, Г. И. Челпанов, Г. С. Костюк»
Выполнен:
студенткой заочного отделения
специальности «Психология»
І курса
Лисак В. А.
Проверил: А. А. Кущо,
доцент кафедры психологии
Мариуполь, 2012
План:
І. Теория первых из знаменитых ученых
Вильгельм Вундт ………………………………………………………………..3
Зигмунд Фрейд ……………………………………………………………………4
Бехтерев В. М. …………………………………………………………………….5
Челпанов Г. И. …………………………………………………………………….6
Костюк Г. С. ………………………………………………………………………6
Вывод …………………………………………………………………………….
ІІ. Практика первых из знаменитых ученых
Вильгельм Вундт ……………………..………………………………….……….8
Зигмунд Фрейд …………………………………………………………………....9
Бехтерев В. М. …………………………………………………………………...10
Челпанов Г. И. …………………………………………………………………...11
Костюк Г. С. ……………………………………………………………………..12
Вывод…………………………………………………………………
Общий вывод…………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..15
І. Теория первых из знаменитых ученых:
Вильгельм Вундт
Условно научное становление психологии связывают с 1879 годом, когда психолог В. Вундт в Лейпциге открыл первую в мире Лабораторию по экспериментальной психологии [4].
Вундт-физиолог, заинтересовавшись изучением психологии, первым начал собирать и объединять в новую дисциплину то, что создали разные исследователи. Его труд «Основы физиологической психологии» (1873-1874) приняли, как знания о новой науке – психологии [4].
Вильгельм Вундт (немецкий психолог, физиолог, философ, языковед и основатель экспериментальной психологии) выдвинул план по разработке физиологической психологии как науки, которая использует метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы с целью выяснения закономерной связи между элементами сознания [4].
Теория восприятия движения и времени Вундта сводилась к восприятию движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение. Теория утверждает, что восприятие движения возникает вследствие слияния элементарных зрительных ощущений [9].
В теории эмоций Вундт выделял три измерения эмоций: удовольствие - неудовольствие, успокоение - возбуждение, напряжение - разрядка. Но его ученик, Титченер, показал, что эти измерения нельзя считать независимыми факторами. Теория Вундта, как и теория Чарльза Дарвина стали базой концептуальных основ анализа эмоций [5].
Вундт внес существенный вклад в становление мировой психологии. Его учениками стали известные психологи, в том числе Э. Титченер, Ф. Крюгер, В. М. Бехтерев [4].
І. Теория первых из знаменитых ученых:
Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд – известный австрийский психолог, психиатр, невропатолог и автор психоанализа. Фрейд начал свои исследования как физиолог, врач-невропатолог и сделал вывод, что источник многих заболеваний человека – неосознаваемые больными комплексы и переживания, корни которых родом из детства. Согласно учениям Фрейда, детские переживания имеют сексуальную природу. Одно из главных положений его учения – сексуальность, которая, по мнению З. Фрейда, является основной человеческих мотивов [10].
Согласно теории Фрейда, «теории бессознательного», в психике человека есть три сферы (области): сознание, предсознание и бессознательное. А два открытия Зигмунда Фрейда – бессознательного и сексуального начала, составили основу теоретической концепции психоанализа [10]. Позднее в своих работах "Я и Оно", "По ту сторону удовольствия" Зигмунд Фрейд предложил другую модель человеческой личности. Фрейд утверждал, что личность состоит из трех составляющих: "Оно", "Я", "Сверх-Я" [10].
"Оно" – самый примитивный компонент, носитель инстинктов. "Оно", иррациональное и бессознательное, подчиняется принципу удовольствия. "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности окружающего мира и его свойства. "Сверх-Я" является носителем моральных норм и ценностей. Эта часть человеческой личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" принимает решение или совершает действие в угоду "Оно", но в противовес выступает "Сверх-Я» - и человек испытывает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Так как требования к "Я" направлены со стороны "Оно", "Сверх-Я" и реальности являются несовместимыми, то неизбежно пребывание «Я» в состоянии конфликта, создается напряжение, от которого личность может спастись с помощью "защитных механизмов" – вытеснения, проекции, регрессии, сублимации [10].
Его учение получило
огромную известность в начале
прошлого века. Его учениками, последователями
и поклонниками были или
В то же время учение Фрейда подвергалось критике (например, со стороны Эриха Фромма), его теорию ученые называли псевдонаучной и ограниченной. Как бы то ни было, нельзя отрицать существенный вклад Зигмунда Фрейда в развитие психологии как науки, благодаря его теоретическим и практическим исследованиям, которые сегодня находят свое подтверждение в исследованиях человеческой психики [10].
І. Теория первых из знаменитых ученых:
Бехтерев Владимир Михайлович
Бехтерев Владимир Михайлович – российский невропатолог, психолог, психиатр, рефлексолог, физиолог [1] и основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России. Новое понимание предмета психологии сложилось под влиянием работ Ивана Павлова и Владимира Бехтерева [4].
Предметом психологии Бехтерев считал целостное поведение, а не только сознание. Позже направление, которое изучал Бехтерев и Павлов, стали называть рефлексологией [4].
Экспериментальная психология возникла на основе исследований органов чувств – Бехтерев исследовал высшие нервные центры головного мозга, как органы управления поведением целого организма в окружающей среде [4]. Создание рефлексологической теории было крупным шагом на пути преобразования субъективной психологии в объективную психологию, оказало в дальнейшем влияние на возникновение и развитие бихевиоризма (от англ. behavior – поведение) [4].
В 1918 Бехтерев организовал и возглавил Государственный институт по изучению мозга и психической деятельности (позже – Государственный рефлексологический им. В. М. Бехтерева институт по изучению мозга) [1].
І. Теория первых из знаменитых ученых:
Челпанов Георгий Иванович
Георгий Иванович Челпанов – физиолог и психолог, создатель первого в России Института экспериментальной психологии при Московской университете (1912 год) [9].
В теоретическом плане придерживался позиций эмпирической интроспективной психологии сознания, близкой к структурализму Э. Титченера. В решении психофизической проблемы Челпанов защищал концепцию психофизического параллелизма, критикуя материалистическую точку зрения на природу психического [3].
В 20-е годы прошлого века в ходе дискуссии о предмете социальной психологии Челпанов предложил разделить психологическую науку на социальную психологию и собственно психологию. Книга Челпанова «Мозг и душа» – это ряд публичных лекций, прочитанных в Киеве в 1898-99 годах, где автор критикует материализм и очерк некоторых современных учений о душе [8].
І. Теория первых из знаменитых ученых:
Костюк Григорий Силович
Григорий Силович Костюк – украинский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Основные труды посвящены проблемам психического развития детей, изучению мышления и речи в младшем школьном возрасте, выявлению психологически обоснованных путей построения учебного материала, психологическим основам совместной учебной работы школьников [7].
Как утверждал Г. С. Костюк, психическое и физиологическое не являются процессами, которые отделены друг от друга во времени и простанстве; нейродинамическая характеристика необходима для понимания закономерностей психики [4]. Г. С. Костюк характеризовал учебные задачи как "структурные единицы учебного материала", дифференцируя их по ведущей роли психологических процессов (разделяя психологические процессы на мыслительные, перцептивные, мнемические, имажинативные). Костюк Г. С. акцентировал внимание на необходимости обеспечения центрального места мыслительных задач в структуре учения.
Ученый подчеркивал, что психическое развитие «характеризуется качественными изменениями личности ребенка в целом, знаменующими собой ее прогрессирующее движение» от низших к высшим уровням, структурам психической деятельности [2].
Весомый вклад в теорию психологии Г. С. Костюк внес также благодаря своей работе «Очерки из истории отечественной психологии» в четырех томах. Кроме того, ученый издал свои труды по детской и педагогической психологии, которые принесли ему мировое признание [2; 7].
Вывод: Зигмунд Фрейд, Вильгельм Вундт, Г. С. Костюк, В. М. Бехтерев внесли значительный вклад в теоретическое развитие психологии. Не смотря на то, что некоторые их теоретические исследования не получили своего практического подтверждения, невозможно отрицать существенный вклад этих ученых в развитие психологии как науки.
І. Практика первых из знаменитых ученых:
Вильгельм Вундт
Основав в Лейпциге первую лабораторию, которая стала международным центром исследований, Вундт изучал ощущения, ассоциации, внимание, время реакции на различные раздражители и пытался исследовать высшие психические процессы, которые, по его мнению, должны осуществляться при помощи других методов (анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка) [4].
В Лейпциге Вундт также изучал «непосредственный опыт». Главный его метод – интроспектива, которая является наблюдением субъекта за процессами в своем сознании. Интроспективу понимали как особенную процедуру, которая требует специальной длительной тренировки [4]. Во время обычного самонаблюдения, крайне важно выделять восприятие как психический процесс от реального или того, который воспринимается или представляется объекту. Считалось, что объект дан во внешнем опыте. А испытуемые должны были отвлечься от всего внешнего, чтобы найти начальные элементы внутреннего опыта. Когда возникал вопрос о сложных психических феноменах, в которых задействовано мышление и воля, сразу становилось очевидным то, что программа Вундта бесполезна [4]. Заслуга Вильгельма Вундта в изучении и измерении объема сознания, в результате данного исследования была обнаружена возможность выявления человеком около шести ассоциативно связанных объектов. Для измерения объема сознания он использовал мелодический ряд, который включал в себя разное количество тактов. Он предлагал испытуемым прослушать музыкальный ряд, состоящий из нескольких тактов. Но не все мелодии испытуемые воспринимали отчетливо. Вундт сделал предположение, что только такт, воспринимаемый в данный момент времени, находится в фокусе сознания, а все остальные такты удерживаются за счет ассоциативных связей с фокусом. Предъявляя испытуемым людям матрицы со случайным набором букв (или изолированных звуков), которые им не удавалось объединить в такты, Вундт определил, что объем внимания человека равен шести сложным элементам [4]. Результат своих исследований он отразил в десятитомном труде «Психология народов» [4].
Практика первых из знаменитых ученых:
Зигмунд Фрейд
Фрейд в своей теории выделял три главные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы. В рамках теории психоанализа, ученый исследовал проявление бессознательного и разработал несколько методов для его изучения: метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидения и анализ ошибочных действий [10].
Метод свободных ассоциаций включал в себя толкование психоаналитиком непрерывно произносимых человеком слов. В ходе данного наблюдения, специалист должен найти закономерность в произносимых пациентом словах и сделать выводы о причинах нынешнего состояния человека, опираясь на полученные результаты [9].
Один из вариантов метода свободных ассоциаций – ассоциативный эксперимент, когда пациент быстро и, не задумываясь, называет слово в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. В результате, через несколько десятков проб, в ответах пациента появляются слова, которые связаны со скрытыми переживаниями человека. Аналогичен ассоциативному эксперименту анализ снов, когда уровень контроля сознания снижается и человеку снятся сны, обусловленные «прорывом» в сознание скрытых желаний, страхов и влечений человека, которые блокируются сознанием во время бодрствования [9].