Психологи: первые из знаменитых: В. Вундт, З. Фрейд, В. М. Бехтерев, Г. И. Челпанов, Г. С. Костюк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:41, реферат

Описание работы

В теории эмоций Вундт выделял три измерения эмоций: удовольствие - неудовольствие, успокоение - возбуждение, напряжение - разрядка. Но его ученик, Титченер, показал, что эти измерения нельзя считать независимыми факторами. Теория Вундта, как и теория Чарльза Дарвина стали базой концептуальных основ анализа эмоций [5].
Вундт внес существенный вклад в становление мировой психологии. Его учениками стали известные психологи, в том числе Э. Титченер, Ф. Крюгер, В. М. Бехтерев [4].

Содержание работы

І. Теория первых из знаменитых ученых
Вильгельм Вундт ………………………………………………………………..3
Зигмунд Фрейд ……………………………………………………………………4
Бехтерев В. М. …………………………………………………………………….5
Челпанов Г. И. …………………………………………………………………….6
Костюк Г. С. ………………………………………………………………………6
Вывод ……………………………………………………………………………..7
ІІ. Практика первых из знаменитых ученых
Вильгельм Вундт ……………………..………………………………….……….8
Зигмунд Фрейд …………………………………………………………………....9
Бехтерев В. М. …………………………………………………………………...10
Челпанов Г. И. …………………………………………………………………...11
Костюк Г. С. ……………………………………………………………………..12
Вывод…………………………………………………………………………….13
Общий вывод……………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………..15

Файлы: 1 файл

контрольная по введению в специальность.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Исследование ошибочных действий (оговорок, описок, очиток, ослышек), забываний (имен, намерений), запрятывания вещей и затеривание предметов, ошибок-заблуждений [12], объясняло истинные намерения человека, которые скрываются от других людей [9].

Особое внимание З. Фрейд уделял невротическим симптомам, которые он понимал, как следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и производят оттуда деструктивную работу по дестабилизации психического состояния человека. Чтобы избавиться от невротического симптома, Фрейд считал необходимым «вскрыть очаг» [9] (сделать так, чтобы больной осознал причины, которые обусловили его нынешнее состояние) – тогда невроз может быть вылечен с помощью аналитической терапии [12].

Не смотря на то, что методы Фрейда противоречивы и неоднократно подвергались сомнению со стороны других ученых, его исследования помогают понять некоторые неосознаваемые действия человека.

 

Практика первых из знаменитых ученых:

Бехтерев Владимир Михайлович

 

Во время работы в Казанском университете создал психофизиологическую лабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. Возглавлял кафедру нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии. Основал журнал «Неврологический вестник». Владимир Михайлович был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. Преподавал в Женском медицинском институте (сегодня – Санкт-Петербургский государственный медицинский университет) [1; 4].

В 1908 основал в Санкт-Петербурге Психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева [9].

Многие годы Бехтерев также исследовал проблемы гипноза и внушения. Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребенка. Многократно критиковал учения 3. Фрейда, А. Адлера и другие психоаналитически ориентированные доктрины. Но вместе с тем способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в плановом порядке в возглавляемом им Институте по изучению мозга и психической деятельности [1; 4]. Подготовил целое поколение российских психиатров и невропатологов [1].

 

Практика первых из знаменитых ученых:

Челпанов Георгий Иванович

 

Челпанов был сторонником концепции психофизического параллелизма. Проводил многочисленные эксперименты по психологии восприятия пространства и времени. Опираясь на эмпирическую интроспективную психологию, ученый разработал ряд методов лабораторного психологического исследования. Как и В. Вундт, Челпанов считал, что смысл эксперимента в том, чтобы сделать самонаблюдение максимально точным. Челпанов был популяризатором психологической науки и автором ряда учебников по психологии [11].

Психолог Г. И Челпанов отличие психических явлений от физических и материальных явлений видел в том, что психические явления не могут быть восприняты посредственно через органы чувств, но могут быть непосредственно познаны только путем внутреннего опыта. Также Челпанов видел отличие в том, что психические явления непосредственно может наблюдать только тот, кто их переживает – а физические явления могут воспринимать множество наблюдателей [4].

Благодаря своим теоретическим и практическим исследования, Г. И. Челпанов внес существенный вклад в развитие психологии как науки.

 

 

Практика первых из знаменитых ученых:

Костюк Григорий Силович

 

Г. С. Костюк опубликовал более 300 работ. Сотрудничал с ученым в области кибернетики В. М. Глушковым. Результатом их сотрудничества стало создание ряда эффективных человеко-машинных систем, разработка для них языков программирования, которые обладали свойством психологической естественности. Это исследование внесло важный вклад в формирование научных основ осуществляемых позже работ по компьютеризации обучения [2]. В 60-х годах были изданы его фундаментальные исследования по проблеме обучения и воспитания и их роли в психическом развитии личности [2].

Большие заслуги Г. С. Костюк состоят в организации и воплощении историко-психологических исследований. В своих работах ученый всесторонне анализировал психологические взгляды деятелей российской и украинской культуры. Г. С. Костюк один из первых охарактеризовал психологические идеи К. Д. Ушинского, что способствовало творческому освоению наследия педагога.

Также К. С. Костюк исследовал закономерности психического развития. Раскрывая соотношение разных факторов – внутренних и внешних, ученый опирался на критических анализ данных мировой науки. Внешние и внутренние условия психического развития он видел как противоположности, которые тесно взаимосвязаны и переходят одна в другую. Знания, умения, ценностные ориентации, которые усвоил субъект, трансформируются во внутренние факторы его дальнейшего развития и обозначают то, как субъект воспринимает внешнее влияние [6].

Теоретическая и практическая деятельность Г. С. Костюка внесла свой ценный вклад в украинскую и мировую психологическую педагогику.

 

Общий вывод: Первые из знаменитых ученых, которые занимались практическими и теоретическими исследованиями психологии, очертили тот круг проблемных вопросов, варианты решений которых сегодня предложены многими исследователями. Благодаря первым ученым в области психологии как науки, сегодня общество получает возможность постоянно совершенствовать свои психологические знания и развивать относительно новую, но сложную науку – психологию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Бехтерев Владимир Михайлович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://apd.dn.ua/behterev-vladimir-mihaylovich.html. Загол. с экрана: Ассоциация психологов Донбасса.
  2. Биография Г. С. Костюка  [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psy-science.com.ua/PsKosRu.html. Загол. с экрана: Институт психологии им. Г. С. Костюка Академии педагогических наук Украины.
  3. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2003.
  4. Варій М. Й. Загальна психологія: Навчальний посібник / М. Й. Варій. - 2-ге видан., випр. і доп. - К.: Центр учбової літератури, 2007. - 968 c.
  5. Введение в психологию. / Вундт Вильгельм. - пер.: Н. В. Самсонов Изд-во: КомКнига, 2007. – 168 с. - Из наследия мировой психологии.
  6. Григорій Костюк: Психологічна теорія особистості [Электронный ресурс] Режим доступа: http://apd.dn.ua/articles/grigory-kostyuk-psihologchna-teorya-osobistost.html. - Ассоциация психологов Донбасса.
  7. История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко) Национальная психологическая энциклопедия (НЭС)  [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/912/word/kostyuk.
  8. Краткий психологический словарь. /Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
  9. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2009. – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
  10. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л. Ф. Обухова. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с., ил.
  11. Психологический словарь. / И.М. Кондаков. - М.: 2000.
  12. Фрейд З. Введение в психоанализ. / Зигмунд Фрейд; пер. с нем. Г. В. Барышникова. – Харьков, Белгород: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2012. – 480с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологи: первые из знаменитых: В. Вундт, З. Фрейд, В. М. Бехтерев, Г. И. Челпанов, Г. С. Костюк