Психологическая диагностика межличностных отношении детей подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза: Высокий уровень межличностных отношений между учащимися формируется при условии создания благоприятного психологического климата в коллективе.
Задачами исследования являются:
Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психологов;
Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста;
Проанализировать практические вопросы межличностных отношений детей на примере конкретной группы детей подросткового возраста
Выявить зависимость уровня межличностных отношений от психологического климата в коллективе.

Содержание работы

Введение………………………………….….……………………………………3

Глава 1. Теоретические подходы к психологической диагностике межличностных отношений подростков

Исследование особенностей межличностных отношений подростков…………………………………………………………………………5
Психологический климат группы…………………………………………19
Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков…………………………………………………………..……………24

Глава 2. Организация и методика психологической диагностики межличностных отношений подростков

Выявление социального статуса каждого учащегося и уровня межличностных отношений в классе……………………………….………….36
Выявление стиля руководства классного руководителя …………………………………………………………………………………….40
Психологический микроклимат в классе. Выводы и рекомендации…………………………………………………………………….41

Заключение………………………………………………..…………………….44

Список использованной литературы……….………….……………………47

Файлы: 1 файл

Диагностика межличностные отношения детей подросткового возраста.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям.

Однако, фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности, недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Он начинает больше времени проводить со сверстниками, поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы и удовлетворения его актуальных интересов и потребностей.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, - это делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения, которые включают в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Вместе с тем, подростки осуждают эгоистичность, жадность, нарушения слова, измену товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Подросток всегда особенно дорожит личной дружбой с лидером и во что бы то ни стало стремится ее завоевать.

Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. А иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, появления новых познавательных интересов. Дружба активизирует общение подростков, улучшает их личные взаимоотношения.

К концу подросткового периода у ребят возникает интерес и к другу противоположного пола. На основе этого у них возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива изменяется групповой статус личности, определяемый ее деловыми и моральными качествами, включая отношение к коллективу, уровень социальной ответственности и т.п. В классах с низкой сплоченностью на социометрический выбор влияет общительность подростков, в группах же с высокой сплоченностью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят от отношения к коллективу.

Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода детей из школы, подпадание под дурное влияние вне школы. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т.д.  Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений в классе, чтобы своевременно позитивно влиять на их развитие.

Высокий  уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.

Оптимальный стиль педагогического руководства - демократический, благодаря которому создаются предпосылки для формирования у учащихся чувства собственного достоинства, уверенности в себе, самостоятельности и творческой инициативы, успешного развития дружеских отношений, воспитания уважения к другим людям – взрослым и сверстникам. Это является наилучшей базой для общения-диалога, общения на основе увлеченности совместной творческой деятельности педагога и детей, в результате которого возрастает сплоченность коллектива, происходит дальнейшее совершенствование межличностных отношений, повышение социального статуса каждого его члена.

Таким образом, в результате исследования подтвердилась выдвинутая нами гипотеза. С одной стороны, уровень благополучия межличностных отношений подростков возрастает на основе благоприятного психологического климат, с другой, - высокий уровень благополучия межличностных отношений создает благоприятный психологический климат в коллективе класса.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. «Академический проект» - М.: Проспект, 2000
  2. Анастази А. – Психологическое тестирование: кн.2 /Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского – М.: Наука, 1982
  3. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты – М.: Лист, 1997
  4. Барденштейн Л.М. Эмоционально-волевое развитие детей – Спб.: Питер,1995
  5. Бойко А.А. Социально-педагогические аспекты профилактики асоциального поведения учащихся// Адаптация и выживание.-1995.- N10.
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999.
  7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики – Свердловск, 1990
  8. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2 – М., 1979
  9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М,1989.
  10. Волков Б.С. Возрастная педагогика – М.: ЭКМОС, 2004
  11. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология – М.: Просвещение, 1984
  12. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского/ - М.: Просвещение, 1979
  13. Дубровина И.В. Практическая психология образования – М.: ТЦ «Сфера», 1998
  14. Ермолич С.Я. Ценностно-нормативные знания у подростков как условия повышения эффективности ранней профилактики девиантного поведения. //Социально-педагогическая работа.-1999.-N6.
  15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 176с.
  16. Кучинский А.И. Предупреждение подростковой и молодежной преступности настоятельное веление времени.//Проблемы выживания.-1996.- N2.
  17. Овчарова Р.В.Технология практического психолога образования. – М.: ТЦ "Сфера", 2000.
  18. Реан А.А. Психология подростка. Учебник. – СПб.: "Прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003.
  19. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
  20. Кон И.С. Психология старшеклассника – М.: Просвещение, 1980
  21. Кон И.С. Психология ранней юности – М.: Просвещение, 1989
  22. Краткий словарь современных понятий и терминов. - М., 2000.
  23. Любимова Л.Д. Возрастные периоды психического развития ребенка, //Вопросы психологии, 1996
  24. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением. - М., 2002
  25. Немов Р.С. Практическая психология – М.: Проспект, 1999
  26. Немов Р.С. Психология – М.: Владос ИМПЭ им. Грибоедова, 2002
  27. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 1990.
  28. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997.
  29. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.
  30. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1999
  31. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 1999.
  32. Рогов Е.И. Общая психология – М.: Владос, 1998
  33. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 кн. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.
  34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 кн. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
  35. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии – М.: Международная педагогическая академия, 1994
  36. Столяренко Л.Д. Основы психологии – М.: Проспект, 1995
  37. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М., 2003.
  38. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
  39. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. М., 1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


 

 

Рисунок 1. Карта групповой дифференциции


 

 

Приложение 2

Опросный лист  №1

 

Социометрический эксперимент

 

Инструкция: Выбери из вашего класса трёх учеников в порядке твоего предпочтения и укажи их фамилии в прямоугольниках, расположенных после задания. Через тире укажи номер причины, по которой ты делаешь свой выбор (на другой стороне опросного листа написаны 14 причин). Напиши внизу листа свою фамилию и имя.

Отвечать нужно искренне и точно. Гарантируем неразглашение ваших ответов.


    1. Напиши 3 фамилии учеников из Вашего класса (мальчика или девочку) с кем бы Ты больше всего хотел дружить и заниматься интересным делом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Напиши через запятую фамилии тех, кто Тебе больше всего не нравится в твоем классе.

 

 
 

 

 

 

Дата заполнения ________________

Класс__________

Имя  ___________________________

 

Причины  твоего  выбора:

    1. Потому что он веселый и с ним можно общаться.
    2. Потому что он не жадный.
    3. Потому что мы живем рядом.
    4. Потому что мы вместе ходим на одну секцию.
    5. Потому что мы давно учимся в одной школе.
    6. Потому что мы вместе отдыхали летом.
    7. Потому что с ним интересно.
    8. Потому что много знает.
    9. Потому что подсказывает и мы вместе делаем домашнее задание.
    10. Потому что мы обмениваемся книгами.
    11. Потому что  мы вместе играем на компьютере.
    12. Потому что он очень сильный и защищает меня.
    13. Потому что он (она) мне нравиться.
    14. Потому что мне нужен такой друг (подруга).

 

Опросный лист  №2

Методика самооценки качеств личности

(Т. Дембо – С. Рубинштейн)

 

Доброта

 

Честность

 

Сообразительность

 

Трудолюбие

 

Щедрость

 

Любознательность

 

Общительность


 

 

 

Дата заполнения ________________

Класс__________________________

Имя  ______________________________________

 


 



Информация о работе Психологическая диагностика межличностных отношении детей подросткового возраста