Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:59, курсовая работа
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. На современном этапе развития общеобразовательных школ проблема психологической готовности детей к обучению является одной из самых актуальных. Для решения этой проблемы представляется необходимым установить уровень готовности детей к начальному образованию, выявить причины, повлиявшие на его функциональную готовность к обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьн
Введение ………………………………………………………………………3
Психологическая готовность детей к школьному обучению………………5
Понятие психологической готовности детей к школьному обучению …5
Возрастные циклы развития человека……………………………….7
Исследование психологической готовности детей к школьному обучению...12
2.1. Организация и методы исследования готовности детей к школьному обучению………………………………………………….…………………………12
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………….14
Заключение……………………………………………………………………19
Глоссарий……………………………………………………………………...21
Список использованных источников………………………………………...23
Приложения………………………………………………
В соответствии с этапами возрастного развития говорят о кризисах
детства (новорожденности, одного года, трех лет, семи лет), подростковом, юношеском и кризисах взрослости (молодости, зрелости, пожилого возраста) и старости. Так, кризис новорожденности сопровождается возникновением психической жизни – первой улыбкой, глазным контактом. Кризис одного года знаменует появление речи, прямохождения, развитие сенсорики, предметной деятельности. Новообразования кризиса трех лет – система «Я сам», нарастающая эмансипация ребенка от взрослого. Кризис семи лет – появление произвольности, внутренней позиции, выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Юношеский кризис связан с развитием устойчивого
самосознания и стабильного образа «Я», с усилением личностного контроля, самоуправления.
Отличия кризисов взрослости от кризисов детства состоят в
следующем (по Б.С. Братусю):
1) возникают реже, с большим временным отрывом (7-10 лет);
2) не столь строго привязаны к возрасту и зависят от социальной ситуации развития;
3) проходят достаточно осознанно и более скрыто, не демонстративно.
Б.С. Братусь предположил, что общий механизм, лежащий в основе
развития личности в ходе всей жизни – противоречие между двумя сторонами деятельности субъекта – мотивационно-потребностной (смысловой) и
операционно-технической (познавательной). Переломы и сдвиги в развитии возникают именно тогда, когда налицо несоответствие между наличными
возможностями, областью знаний, умений человека и системой его смысловых связей с миром. В точках значительного расхождения этих сторон деятельности и происходят мало изученные возрастные кризисы взрослости. Поэтому в своей работе психолог должен основываться на критическом и осторожном истолковании данных, полученных из различных источников.
Таким образом, психологическое содержание возрастных кризисов
развития состоит в перестройке смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, дальнейшему становлению личности.
В курсовой работе на основе изученных материалов была рассмотрена важность и актуальность постановки проблемы возраста.
Во-первых, это обусловлено тем, что процесс взросления, включающий в себя биологическое, психическое и социокультурное развитие человека, во многом определяет закономерности, связанные с организацией индивидом
своего поведения.
Во-вторых, возраст является важным общественным фактором, организующим социальные роли, формирующим социальные ожидания людей.
Возраст является также важным фактором интеграции людей в группы и
сообщества, отношения между которыми лежат в основе процесса культурной преемственности.
В-третьих, возраст есть культурное явление - в том смысле, что каждая этнокультура имеет свое представление о возрасте, которое она определяет в языке, символах и ритуалах. Каждая культура имеет свое возрастное
"расписание", в соответствии с которым ее носитель планирует свой
жизненный путь и в соответствии с которым он без труда может охарактеризовать события в своей или чужой жизни как "рано", "поздно" или "в самое
время".
Психологический возраст – важнейшая характеристика человеческой психики, однако, недостаточно изученная и применяемая в науке.
В каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.
Понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психологии и поведения. Ребенок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, его восприятие, память, мышление, речь и другие. Еще в большей степени, чем в познавательных процессах, возраст человека проявляется в особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения.
Мы уже знаем, что хронологический возраст человека не может служить надежным критерием для установления реального уровня его развития. Поэтому определение реального уровня развития всегда требует специального исследования, в результате которого может быть установлен диагноз развития.
Определение реального уровня развития - насущнейшая и необходимая задача при решении всякого практического вопроса воспитания и обучения человека, контроля нормального хода его физического и умственного развития или установления тех или иных расстройств в развитии, нарушающих нормальное течение и придающих всему процессу атипический, аномальный, а в иных случаях патологический характер. Таким образом, определение реального уровня развития - первая и основная задача диагностики развития человека.
Изучение симптоматологии возрастов позволяет выделить ряд надежных признаков, с помощью которых мы можем узнать, в какой фазе и стадии какого возраста протекает сейчас процесс развития у человека. Задачи, стоящие перед диагностикой развития, могут быть разрешены только на основе
глубокого и широкого изучения всей последовательности хода развития, всех особенностей каждого возраста, основных типов нормального и
аномального развития, а также структуры и динамики развития в их
многообразии.
Таким образом, само по себе определение реального уровня развития и количественное выражение разности между хронологическим и психологическим возрастом человека или отношения между ними, выражаемого в коэффициенте развития, составляет только начальный шаг на пути диагностики развития. Психологический возраст – интересная и обширная тема для изучения. Знание особенностей психологического возраста может помочь не только в медицине, психологии или педагогике, но и во многих других областях.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | 2 | 3 |
1 | Возраст | Объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе |
2 | Хронологический | Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни |
3 | Биологический | генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека |
4 | Социальный возраст | социальные изменения, которые происходят в психике человека, а также жизненные и возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни |
5 | Психологический возраст | психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека |
6 | Субъективный возраст | возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой |
7 | Развитие психики | закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях |
8 | Возрастные циклы | периоды качественных изменений в психической организации человека и его поведения |
1 | 2 | 3 |
9 | Периодизация развития | онтогенез как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков
|
10 | Онтогенез | индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни |
11 | Новообразование развития | качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах развития |
12 | Движущие силы | факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития |
1. Абрамова Г.С. | Практикум по возрастной психологии. Учеб. пособие. – М., 2001. |
2. Выготский Л.С | Собрание сочинений в 6-ти т. – М., 1983 |
3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. | Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 2001. |
4. Кон И.С. | В поисках себя: личность и её самосознание. – М., 1984. |
5. Крайг Г. | Психология развития. Спб, 2001. |
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. | Возрастная психология. – М., 2001. |
7. Мухина В.С. | Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для педвузов. – М.:ИЦ «Академия», 2000. |
8. Немов Р.С. | Психология, кн. 2. – М.: Владос, 1997. |
9. Обухова Л.Ф. | Возрастная психология. – М., 2007. |
10. Поливанова К.Н. | Психология возрастных кризисов. – М., 2000. |
11. Сапогова Е.Е. | Психология развития человека: Учеб. пособие. – М., 2001. |
12. Эльконин Б.Д. | Введение в психологию развития. – М., 1994. 1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г. 2. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83. 3. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74. 4. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25. 5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992г. 6. Гуцалюк Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 1994г., №4, стр.11-13 7. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31. 8. Дьяченко О, Варенцова Н. Основные направления работы по программе "Развитие" для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание, 1994г.,№10,стр. 38-46. 9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М, Педагогика, 1991г. 10. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84. 11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 1987г. 12. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 1989г., №8, стр. 50-54. 13. Мухина В. Что такое готовность к учению? // Семья и школа., 1987г, №4, стр.25-27. 14. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.2. 15. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г.,т.3. 16. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, "Педагогика", 1988г. 17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М, "Владос", 1995г. 18. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. 1995г, №8, стр.25-28. 19. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5, стр. 67-69. 20. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей.// Дошкольное воспитание, 1989г, №3, стр.53-57. 21. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 1992г. 22. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)- М: Учпедгиз, 1960г.
|
А | Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной физиологии в г. Москве в 1965г.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б | Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В | Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)
|
Информация о работе Психологическая готовность детей к школьному обучению