Психологическая готовность детей к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. На современном этапе развития общеобразовательных школ проблема психологической готовности детей к обучению является одной из самых актуальных. Для решения этой проблемы представляется необходимым установить уровень готовности детей к начальному образованию, выявить причины, повлиявшие на его функциональную готовность к обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьн

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Психологическая готовность детей к школьному обучению………………5
Понятие психологической готовности детей к школьному обучению …5
Возрастные циклы развития человека……………………………….7
Исследование психологической готовности детей к школьному обучению...12
2.1. Организация и методы исследования готовности детей к школьному обучению………………………………………………….…………………………12
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………….14
Заключение……………………………………………………………………19
Глоссарий……………………………………………………………………...21
Список использованных источников………………………………………...23
Приложения………………………………………………

Файлы: 1 файл

Психологическая готовность детей к школьному обучению.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с этапами возрастного развития говорят о кризисах
детства (новорожденности, одного года, трех лет, семи лет), подростковом, юношеском и кризисах взрослости (молодости, зрелости, пожилого возраста) и старости. Так, кризис новорожденности сопровождается возникновением психической жизни – первой улыбкой, глазным контактом. Кризис одного года знаменует появление речи, прямохождения, развитие сенсорики, предметной деятельности. Новообразования кризиса трех лет – система «Я сам», нарастающая эмансипация ребенка от взрослого. Кризис семи лет – появление произвольности, внутренней позиции, выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Юношеский кризис связан с развитием устойчивого
самосознания и стабильного образа «Я», с усилением личностного контроля, самоуправления.

Отличия кризисов взрослости от кризисов детства состоят в
следующем (по Б.С. Братусю):

1)     возникают реже, с большим временным отрывом (7-10 лет);

2)     не столь строго привязаны к возрасту и зависят от социальной ситуации развития;

3)     проходят достаточно осознанно и более скрыто, не демонстративно.

Б.С. Братусь предположил, что общий механизм, лежащий в основе
развития личности в ходе всей жизни – противоречие между двумя сторонами деятельности субъекта – мотивационно-потребностной (смысловой)  и
операционно-технической (познавательной). Переломы и сдвиги в развитии возникают именно тогда, когда налицо несоответствие между наличными
возможностями, областью знаний, умений человека и системой его смысловых связей с миром. В точках значительного расхождения этих сторон деятельности и происходят мало изученные возрастные кризисы взрослости. Поэтому в своей работе психолог должен основываться на критическом и осторожном истолковании данных, полученных из различных источников.

Таким образом, психологическое содержание возрастных кризисов
развития состоит в перестройке смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, дальнейшему становлению личности.

 

 

 


Заключение

В курсовой работе на основе изученных материалов была рассмотрена важность и актуальность постановки проблемы возраста.

Во-первых, это обусловлено тем, что процесс взросления, включающий в себя биологическое, психическое и социокультурное развитие человека, во многом определяет закономерности, связанные с организацией индивидом
своего поведения.

Во-вторых, возраст является важным общественным фактором, организующим социальные роли, формирующим социальные ожидания людей.
Возраст является также важным фактором интеграции людей в группы и
сообщества, отношения между которыми лежат в основе процесса культурной преемственности.

В-третьих, возраст есть культурное явление - в том смысле, что каждая этнокультура имеет свое представление о возрасте, которое она определяет в языке, символах и ритуалах. Каждая культура имеет свое возрастное
"расписание", в соответствии с которым ее носитель планирует свой
жизненный путь и в соответствии с которым он без труда может охарактеризовать события в своей или чужой жизни как "рано", "поздно" или "в самое
время".

Психологический возраст – важнейшая характеристика человеческой психики, однако, недостаточно изученная и применяемая в науке.
В каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.
Понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психологии и поведения. Ребенок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, его восприятие, память, мышление, речь и другие. Еще в большей степени, чем в познавательных процессах, возраст человека проявляется в особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения.

Мы уже знаем, что хронологический возраст человека не может служить надежным критерием для установления реального уровня его развития. Поэтому определение реального уровня развития всегда требует специального исследования, в результате которого может быть установлен диагноз развития.

Определение реального уровня развития - насущнейшая и необходимая задача при решении всякого практического вопроса воспитания и обучения человека, контроля нормального хода его физического и умственного развития или установления тех или иных расстройств в развитии, нарушающих нормальное течение и придающих всему процессу атипический, аномальный, а в иных случаях патологический характер. Таким образом, определение реального уровня развития - первая и основная задача диагностики развития человека.

Изучение симптоматологии возрастов позволяет выделить ряд надежных признаков, с помощью которых мы можем узнать, в какой фазе и стадии какого возраста протекает сейчас процесс развития у человека. Задачи, стоящие перед диагностикой развития, могут быть разрешены только на основе
глубокого и широкого изучения всей последовательности хода развития, всех особенностей каждого возраста, основных типов нормального и
аномального развития, а также структуры и динамики развития в их
многообразии.

Таким образом, само по себе определение реального уровня развития и количественное выражение разности между хронологическим и психологическим возрастом человека или отношения между ними, выражаемого в коэффициенте развития, составляет только начальный шаг на пути диагностики развития. Психологический возраст – интересная и обширная тема для изучения. Знание особенностей психологического возраста может помочь не только в медицине, психологии или педагогике, но и во многих других областях.

 


Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

          1

2

3

1

     Возраст

Объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе 

2

Хронологический
возраст

Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни

3

Биологический
возраст

генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека

4

Социальный      возраст
 

социальные изменения, которые происходят в психике человека, а также жизненные и  возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни

5

Психологический возраст

психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека

6

Субъективный возраст

возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой
степени самореализации личности

7

Развитие психики

закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях

8

Возрастные циклы

периоды качественных изменений в психической организации человека и его поведения

1

2

3

9

Периодизация развития

онтогенез как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков

 

         10

Онтогенез

индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни

        11

Новообразование развития

качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах развития

        12

Движущие силы
развития

факторы, которые определяют поступательное движение  развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития


Список использованных источников

1. Абрамова Г.С.

Практикум по возрастной психологии. Учеб. пособие. – М., 2001.

2. Выготский Л.С

Собрание сочинений в 6-ти т. – М., 1983

3. Гамезо М.В.,

   Герасимова В.С.,

   Горелова Г.Г.,

   Орлова Л.М.     

Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 2001.

4. Кон И.С.

В поисках себя: личность и её самосознание. – М., 1984.

5. Крайг Г.

Психология развития. Спб, 2001.

6. Кулагина И.Ю.,

   Колюцкий В.Н.

Возрастная психология. – М., 2001.

7. Мухина В.С.

Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для педвузов. – М.:ИЦ «Академия», 2000.

8. Немов Р.С.

Психология, кн. 2. – М.: Владос, 1997.

9. Обухова Л.Ф.

Возрастная психология. – М., 2007.

10. Поливанова К.Н.

Психология возрастных кризисов. – М., 2000.

11. Сапогова Е.Е.

Психология развития человека: Учеб. пособие. – М., 2001.

12. Эльконин Б.Д.

Введение в психологию развития. – М., 1994.

1.       Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г.

2.       Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.

3.       Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.

4.       Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25.

5.       Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992г.

6.       Гуцалюк Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 1994г., №4, стр.11-13

7.       Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31.

8.       Дьяченко О, Варенцова Н. Основные направления работы по программе "Развитие" для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) // Дошкольное воспитание, 1994г.,№10,стр. 38-46.

9.       Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М, Педагогика, 1991г.

10.    Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.

11.    Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 1987г.

12.    Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 1989г., №8, стр. 50-54.

13.    Мухина В. Что такое готовность к учению? // Семья и школа., 1987г, №4, стр.25-27.

14.    Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.2.

15.    Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г.,т.3.

16.    Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, "Педагогика", 1988г.

17.    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М, "Владос", 1995г.

18.    Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание. 1995г, №8, стр.25-28.

19.    Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5, стр. 67-69.

20.    Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей.// Дошкольное воспитание, 1989г, №3, стр.53-57.

21.    Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 1992г.

22.    Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)- М: Учпедгиз, 1960г.

 


Приложения

А

Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной физиологии в г. Москве в 1965г.

Периоды развития

Продолжительность

Новорожденный

1 – 10  дней

Грудной возраст

10 дней – 1 год

Раннее детство

1 – 2 года

Первый период детства

3 – 7 лет

Второй период детства

8 – 12 лет для мальчиков

8 – 11 лет для девочек

Подростковый возраст

13 – 16 лет для мальчиков

12 – 15 лет для девочек

Юношеский возраст

17 – 21 для юношей

16 – 20 для девушек

Средний (зрелый) возраст:

Первый период

 

Второй период

 

 

22 – 35 для мужчин

21 – 36 для женщин

36 – 60 для мужчин

36 – 55 для женщин

Пожилой возраст

61 – 74 для мужчин

56 – 74 для женщин

Старческий возраст

75 – 90 для мужчин и женщин

Долгожители

Старше 90 лет

Б

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

Возрастные периоды

Ведущая деятельность

Система отношений

Кризисы

Младенческий
(0-1 год)

Общение со взрослым

Человек - человек

Новорож-денности

Раннее детство

Предметная деятельность

человек -  предмет

1 года

Дошкольный возраст

Ролевая игра

человек - человек

3 лет

Младший школьный возраст

Учебная деятельность

человек - предмет

7лет

Подростковый возраст

Общение со сверстниками

человек - человек

11-12 лет

Юношеский возраст

Учебно – профессиональная деятельность

человек - предмет

15 лет

В

Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)

п/п

Стадия

Возраст

Психосоциальный кризис

Сильные стороны

1

Орально-сенсорная

Рождение-1 год

Базальное доверие - базальное недоверие

Надежда

2

Мышечно-анальная

1-3 года

Автономия - стыд и сомнения

Сила воли

3

Локомоторно-генитальная

3-6 лет

Инициативность - вина

Цель

4

Латентная

6-12 лет

Трудолюбие - неполноценность

Компетентность

5

Подростковая

12-19 лет

Эго - идентичность - ролевое смешение

Верность

6

Ранняя зрелость

20-25 лет

Интимность - изоляция

Любовь

7

Средняя зрелость

26-64 года

Продуктивность - застой

Забота


Информация о работе Психологическая готовность детей к школьному обучению