Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:07, лекция
К концу дошкольного детства складывается важнейшее новообразование в психике ребенка — готовность к школь¬ному обучению. Оно обеспечивает переход к позиции школь¬ника, которая предполагает не только усвоение знаний, но и кардинальную перестройку всего образа жизни ре¬бенка. Готовность включает в себя несколько компонентов: личностный, познавательный, коммуникативный.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
К концу
дошкольного детства
К 6—7 годам формируются общее положительное отношение к школе, интерес к школьному содержанию занятий, признание авторитета учителя, развиваются познавательные интересы, появляются собственно учебные мотивы деятельности. Все это составляет новообразование личности и самосознания ребенка — внутреннюю позицию, которая выражается в стремлении к поступлению в школу.
Учебная деятельность — сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей. В ее структуру входят такие компоненты: мотивационный, операционно-технический, контрольно-оценочный. В дошкольном возрасте закладываются лишь некоторые предпосылки этой деятельности.
Одной из предпосылок развития учебной деятельности являются принятие задачи, способность удерживать цель деятельности, самостоятельная ее постановка. Удержание цели зависит от характера указаний взрослого на нее, от близости и понятности ее ребенку, от организации деятельности детей. Так, одним из главных средств усвоения знаний у дошкольников являются не учебные занятия, а дидактическая игра.
Поскольку дети могут удерживать цель деятельности, они начинают осознавать и способы выполнения действий, которые ведут к решению учебных задач. Они учатся связному
пересказу содержания текста, сказки, картинки, сравнения! группировке, классификации, описанию предметов, приемам счета и решению арифметических задач и т.д. Дети начинают контролировать свои действия и сличать полученный результат с образцом, оценивать себя.
Задание 1.
Изучение общей способности к обучению
Подготовка исследования. На лист бумаги форматом 30x21 см наклеить елку из 3 равнобедренных треугольников зеленого цвета разной величины (разница между стороной каждого последующего треугольника — 2 см) и прямоугольника-ствола коричневого цвета. Геометрические фигуры наклеены по правилам, о которых ребенку не говорят, — по убывающей величине; каждой отведено строго определенное место, ствол-прямоугольник служит основанием. Двойной тетрадный лист в клеточку разрисовать цветными флажками (чередуются красный и зеленый цвета) таким образом: древко флажка коричневого цвета занимает 3 клеточки, расстояние между двумя соседними флажками составляет 2 клеточки, расстояние между строчками — 2 клеточки. Подготовить листы бумаги, нелинованные и в клетку, цветные карандаши, 2 набора фигур, из которых составлена елка.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 6—7 лет. Ребенку предлагают выполнить 2 задания:
1. Рассмотреть внимательно, как составлена елка, и составить точно такую на своем листе бумаги. Причем для выполнения задания ребенку дают сразу 2 набора геометрических фигур. По окончании работы ребенок должен ответить на вопросы: «Нравится или не нравится тебе твоя работа? Почему? У тебя получилась точно такая же елочка? Почему ты так считаешь? Расскажи, как делается такая елочка. Какие соблюдаются при этом правила?»
Внимательно рассмотреть цветные флажки и нарисон.т на своем листочке точно такие же. Ребенок выполняет заданы-., в течение 15 мин. После окончания работы ему предлагают ответить на вопросы: «Тебе нравится твоя работа? Почему нравится (не нравится)? У тебя все получилось так, как здесь нарисовано? Почему ты так считаешь? Расскажи, как надо рисовать, чтобы получилось точно так, как здесь». В протоколе фиксируют особенности ориентировки на задание, включения в работу, отношения к деятельности, последовательность и характер всех действий до конца работы (ориентировочных, «рабочих», контролирующих), качество результата, собственная оценка ребенка (соотношение достигнутого результата с образцом) и способ самоконтроля. Показателем принятия задания являются производимые практические действия, словесный отчет в ходе беседы после выполнения задания.
Обработка данных. На основании анализа протоколов определяют уровень общей способности дошкольника к учению.
I уровень. Предложенное задание встречается с выраженным интересом, который сохраняется на протяжении всего занятия, ребенок проявляет заинтересованность в правильном выполнении, испытывает удовлетворение от хорошо и правильно выполненной работы, обнаруживает желание продолжать работу. Понимаются общая цель и содержание задания, относящегося как к результату, так и к способам его получения. Задания правильно характеризуются в речи, на их основе составляется адекватная программа деятельности, о чем свидетельствуют как самостоятельный словесный отчет, так и практические действия. Полностью принимается задание и сохраняется до конца занятия; работа в основном выполняется точно, если и допускаются отдельные ошибки, то при проверке замечаются и самостоятельно устраняются; результаты работы соответствуют заданному образцу; адекватно оценивается результат в сравнении с образцом, причем делается это в развернутой речевой форме и совершенно самостоятельно.
II уровень. Задание ребенка заинтересовывает. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохраняется у него до конца занятия, стремление продолжать деятельность по своей инициативе за пределами отведенного времени не наблюдается. Общая цель и содержание занятий в целом понимаются правильно, хотя и не всегда достаточно точно в той его части, которая касается способа деятельности. В основном составляется адекватная программа деятельности, но не в момент инструктирования, а в процессе практических действии. Окончательная характеристика задан»;:' осуществляется с помощью взрослого. Уровень выполнения учебных действий в целом хороший, но не хватает аккуратности, усердия, настойчивости в получении высокого качества. Отбор учебных действий обосновывается словесно, в основном правильно, однако недостаточно самостоятельно. Задание принимается полностью и выполняется полностью до конца занятия, тем не менее по ходу работы допускаются ошибки, они замечаются, но самостоятельно не устраняются; результат работы в целом соответствует образцу, оценивается положительно, но только с помощью наводящих вопросов взрослого.
III уровень. У ребенка есть заинтересованность общей ситуацией, но не содержанием занятия. Процесс работы увлекает. Испытываются значительные затруднения в словесном определении правил задания. В момент инструктирования самостоятельно объясняется лишь общая цель деятельности. Созданная программа деятельности в ходе практических действий адекватна общей цели задания и лишь частично заданным способам. Уровень сформированное™ учебных действий низок. В развернутой речевой форме отсутствует их обоснование. Все этапы деятельности характеризуются низким уровнем самоконтроля, принимается лишь часть инструкций, в результате чего допускаются многочисленные ошибки, которые не замечаются и не исправляются. Результаты труда оцениваются чаще всего положительно, без мотивировки в развернутой речевой форме; ни самостоятельно, ни с помощью взрослого не соотносится полученный результат с заданным образцом.
IV уровень. У ребенка наблюдается некоторая заинтересованность общей ситуацией занятия. Поставленная цель определенным образом организовывает — есть готовность рисовать, раскладывать фигурки и т.д. Содержание задания, относящегося к способам деятельности, не воспринимается вовсе, программируется лишь общая целевая установка и только в практическом плане. Уровень сформированности учебных действий крайне низок. Полученный результат не соответствует заданному образцу, но оценка труда всегда положительная.
Vуровень. Основная характеристика — безразличие ребенка не только к содержанию задания, но и к процессу работы. Предъявляемое задание не понимается, улавливается требуемая форма активности — рисовать, раскладывать фигурки
и т.д. Оценка результата положительная, но без мотивации. Результат и заданный образец не имеют ни малейшего сходства, но исполнитель этого понять не в состоянии.
Задание 2.
Изучение саморегуляции
Подготовка исследования. Сделать на тетрадном листе в линейку образцы с изображением палочек и черточек (/—// —///—/), подготовить простые карандаши.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 6—7 лет. Ребенку предлагают в течение 15 мин писать палочки и черточки на тетрадном листе в линейку так, как показано на образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строчки на другую, писать не на каждой строке, а через одну. В протоколе фиксируют, как принимается и выполняется задание — полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Также фиксируется качество самоконтроля по ходу выполнения задания (характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности (старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не фиксирует внимания на выполненной работе, а отдает ее взрослому сразу по окончании).
Обработка данных. Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.
I уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.
II уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.
III уровень. Ребенок принимает цель задания частично и до конца занятия не может ее сохранить во всем объеме; поэтому пишет знаки в беспорядке; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.
IV уровень. Ребенок
принимает очень небольшую часть
цели, но почти сразу же теряет ее; пишет
знаки в случайном порядке; ошибок не замечает
и не исправляет, не использует и время,
отведенное для проверки выполнения задания
в конце занятия; по окончании сразу же
оставляет работу без внимания; к качеству
выполненной работы равнодушен.
V уровень. Ребенок совсем не принимает задания по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.
Задание 3.
Изучение мотивов учения
Подготовка исследования. Материал: 6 карточек со схематичным изображением фигур (содержание см. ниже).
Проведение исследования. Эксперимент проводится в начале и в конце учебного года с детьми 6—7 лет подготовительной к школе группы и 1-го класса школы.
Детям индивидуально предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывают схематический соответствующий содержанию рисунок (внешняя опора для запоминания).
«Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Послушай.
Мальчики (девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил". На стол перед ребенком выкладывается карточка № 1: женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).
Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился". Выкладывается карточка № 2: фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).
Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть". Выкладывается карточка № 3: фигуры двух ребят, играющих в мяч (игровой мотив).
Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким". Выкладывается карточка № 4:2 фигурки, изображенные спиной друг к другу; у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, — игрушечный автомобиль (позиционный мотив).
Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — и можешь стать кем захочешь". Выкладывается карточка № 5: фигура с портфелем в руках направляется к зданию (социальный мотив).
Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки". Выкладывается карточка № 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь (мотив получения отметки).
После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку вопросы: «А как по-твоему, кто из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?» Дети последовательно осуществляют 3 выбора. При этом испытуемый указывает на картинку, поясняя ее содержанием соответствующего абзаца Если
содержание недостаточно явственно прослеживается в ответе ребенка, экспериментатор задает контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?»
Обработка данных. Для каждого из шести мотивов подсчитывают процент детей, у которых этот мотив встретился хотя бы в одном выборе. Полученные данные оформляют в таблицу (табл.).
Частота разных мотивов (в % к общему количеству детей)
Мотив |
Начало учебного года |
Конец учебного года | ||
Подготовительная к школе группа |
1-йкласс |
Подготовительная к школе |
1-йкласс | |
Учебный Социальный Отметка Игровой Позиционный Внешний |
Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе