Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:07, лекция
К концу дошкольного детства складывается важнейшее новообразование в психике ребенка — готовность к школь¬ному обучению. Оно обеспечивает переход к позиции школь¬ника, которая предполагает не только усвоение знаний, но и кардинальную перестройку всего образа жизни ре¬бенка. Готовность включает в себя несколько компонентов: личностный, познавательный, коммуникативный.
Делают выводы о том, какие мотивы наиболее популярны, какие из них вызывают средний интерес и какие реже всего встречаются в каждой возрастной группе в начале и конце учебного года.
Сопоставляют наличие каждого из мотивов во всех обследованных группах, анализируют причины выраженности того или иного мотива.
Задание 4.
Изучение представлений у детей об эмоционально значимых сторонах жизни детского сада и школы (методика «Веселый — грустный»)
Проведение исследования. Детям 6—7 лет предлагают придумать завершение рассказа: «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: "Почему ты такой грустный?" А Петя отвечает:» Потому что наша учительница Нина Петровна… «Что дальше сказал Петя?»
Предлагаются такие ситуации с веселым мальчиком, вернувшимся из школы, а также с веселым и грустным мальчиками, вернувшимися из детского сада.
Обработка данных. Ответы детей распределяют по 4 типам. «Отметка»: веселый — потому что учительница поставила пятерку, поставила хорошую отметку; грустный — потому что поставила двойку, поставила плохую отметку и т.д.
«Непосредственные отношения с учителем (воспитателем)»: похвалила, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т.п.
«Учитель — уроки»: учительница (воспитательница) заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу. К этому типу относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков (занятия).
«Содержание деятельности»: ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие иди отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т.п.
Количественные результаты оформляют в таблицу (табл.). Делают выводы о возрастных изменениях представлений детей об эмоционально значимых моментах жизни детского сада и школы.
Категория ответов |
Серия | |||||
Детский сад |
Школа | |||||
Под. к школе гр.(6л) |
1-й класс (6л) |
1-й класс (7л) |
Под. к школе гр.(6л) |
1-й класс (6л) |
1-й класс (7л) | |
«отметка» «непосредственное отношение» «учитель-урок» «содержание деятельности» Прочие |
||||||
Всего ответов |
Задание 5.
Изучение эмоционального отношения к школе
Подготовка исследования. Подготовить 22 карточки с прилагательными-антонимами (например, хороший — плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный — веселый, быстрый — медленный, сильный — слабый, большой — маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решительный — робкий); 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной — дети в школьной форме с портфелями, на другой — ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.
Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 6—7 лет, посещающими детский сад и 1-й класс школы, в конце учебного года. Перед ребенком ставят 2 коробочки и дают следующую инструкцию: «Вот это — школьники, они идут в школу, а это — дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку». Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передает карточку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек.
Обработка данных. Подсчитывают общее число положительных (+) и отрицательных (—) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника. Полученные результаты оформляют в таблицу (табл.).
Возраст детей |
Характеристика | |||||
Дошкольник |
Школьник | |||||
+ |
- |
отказ |
+ |
- |
отказ | |
Детский сад (6л) 1-й класс (6л) 1-й класс (7л) |
Делают выводы об общем эмоциональном
отношении к школе детей
Задание 6. Изучение новой внутренней позиции
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6—7 лет в форме беседы. Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе (для воспитанника детского сада — хочет ли он пойти в школу). В зависимости от ответа задают первый вопрос:
1. Что тебе
в школе нравится (не нравится) больше
всего?
Что для тебя самое интересное, привлекательное,
любимое в
школе?
Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не q том, что с тобой уже бывало, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой».
каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура редко, один раз в неделю. А в школе «В» все наоборот: ежедневно физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
Обработка данных. Показателями новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:
— признание авторитета учителя.
Каждый ответ оценивают как «школьный» или «дошкольный» вариант.
Вопросы «школьного» варианта определяют следующим образом:
I. Общее отношение к школе и учению
2. Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий
3. Ориентация на новые, собственно школьные нормы организации деятельности
4. Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями)
«Дошкольный» вариант
Характеристика внутренней позиции старшего школьника
Возраст детей |
Время опроса |
Элемент внутренней позиции | ||||||||
I |
II |
III |
IV | |||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 | |||
6л
7л |
Начало учебного года Конец учебного года Начало учебного года Конец учебного года |
Делают выводы о возрастных изменениях в сформированное™ новой внутренней позиции школьника у детей 6—7лет, об изменениях, происходящих в течение учебного года. Специально рассматривают причины несформированности позиции у отдельных детей.
Задание 7.
Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого1 («графический диктант»)
Подготовка исследования. I вариант. В качестве материала используют тетрадь из четырех страниц размером 10x15 см, на каждой странице изображено 3 ряда мелких геометрических фигур (размер фигур 2x2 см). Верхний ряд состоит из 17 треугольников, средний — из 16 кружков, нижний — из 17 квадратов. Фигурки верхнего и нижнего рядов располагаются друг против друга, фигурки среднего — в промежутках между ними (рис. 1, б).
Сделать тетради по количеству детей, участвующих в эксперименте. На первых страницах этих тетрадей дать образец, с помощью которого детям объясняется характер задания и показываются те действия с рисунками, которые они должны будут выполнять.
На следующих страницах даются изображения, над которыми дети будут работать самостоятельно в соответствии с полученной ими инструкцией. К каждой тетради прилагается форма-протокол. В ней фиксируются местонахождение детского сада, номер, группа, фамилия, имя ребенка, его возраст, дата проведения эксперимента.
I вариант. Подготовить тетрадные листы в клетку, материал к заданию «Узоры» (рис.).
Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе