Психологическая готовность к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:07, лекция

Описание работы

К концу дошкольного детства складывается важнейшее новообразование в психике ребенка — готовность к школь¬ному обучению. Оно обеспечивает переход к позиции школь¬ника, которая предполагает не только усвоение знаний, но и кардинальную перестройку всего образа жизни ре¬бенка. Готовность включает в себя несколько компонентов: личностный, познавательный, коммуникативный.

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.docx

— 72.34 Кб (Скачать файл)

 

Делают выводы о том, какие мотивы наиболее популярны, какие из них вызывают средний интерес и какие реже всего встречаются в каждой возрастной группе в начале и конце учебного года.

Сопоставляют наличие каждого  из мотивов во всех обследованных группах, анализируют причины выраженности того или иного мотива.

 

Задание 4.

Изучение представлений у детей об эмоционально значимых сторонах жизни детского сада и школы (методика «Веселый — грустный»)

Проведение исследования. Детям 6—7 лет предлагают придумать завершение рассказа: «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: "Почему ты такой грустный?" А Петя отвечает:» Потому что наша учительница Нина Петровна… «Что дальше сказал Петя?»

Предлагаются такие ситуации с веселым мальчиком, вернувшимся из школы, а также с веселым и грустным мальчиками, вернувшимися из детского сада.

Обработка данных. Ответы детей распределяют по 4 типам. «Отметка»: веселый — потому что учительница поставила пятерку, поставила хорошую отметку; грустный — потому что поставила двойку, поставила плохую отметку и т.д.

«Непосредственные отношения с  учителем (воспитателем)»: похвалила, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т.п.

«Учитель  — уроки»: учительница (воспитательница) заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу. К этому типу относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков (занятия).

«Содержание деятельности»: ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие иди отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т.п.

Количественные результаты оформляют  в таблицу (табл.). Делают выводы о возрастных изменениях представлений детей об эмоционально значимых моментах жизни детского сада и школы.

Категория ответов

Серия

Детский сад

Школа

Под. к  школе гр.(6л)

1-й класс

(6л)

1-й класс

(7л)

Под. к школе гр.(6л)

1-й класс

(6л)

1-й класс

(7л)

«отметка»

«непосредственное отношение»

«учитель-урок»

«содержание деятельности»

Прочие

           

Всего ответов

           

 

 

Задание 5.

Изучение эмоционального отношения  к школе

Подготовка исследования. Подготовить 22 карточки с прилагательными-антонимами (например, хороший — плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный — веселый, быстрый — медленный, сильный — слабый, большой — маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решительный — робкий); 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной — дети в школьной форме с портфелями, на другой — ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 6—7 лет, посещающими детский сад и 1-й класс школы, в конце учебного года. Перед ребенком ставят 2 коробочки и дают следующую инструкцию: «Вот это — школьники, они идут в школу, а это — дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку». Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передает карточку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек.

Обработка данных. Подсчитывают общее число положительных (+) и отрицательных (—) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника. Полученные результаты оформляют в таблицу (табл.).

 

Возраст детей

Характеристика 

Дошкольник 

Школьник 

+

-

отказ

+

-

отказ

Детский сад (6л)

1-й  класс (6л)

1-й  класс (7л)

           

 

Делают выводы об общем эмоциональном  отношении к школе детей переходного  возраста от дошкольного к младшему школьному, посещающих детский сад  и школу.

 

Задание 6. Изучение новой внутренней позиции

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6—7 лет в форме беседы. Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе (для воспитанника детского сада — хочет ли он пойти в школу). В зависимости от ответа задают первый вопрос:

1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? 
Что для тебя самое интересное, привлекательное, любимое в 
школе?

Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не q том, что с тобой уже бывало, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой».

  1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ты у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь?» (У воспитанника детского сада спрашивают, не хочет ли он отложить поступление в школу.) Что ты ответишь маме?
  2. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему), договорилась и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
  3. Представь, что есть две школы — школа «А» и школа «Б». В школе «А» расписание уроков в 1-м классе такое:

каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура редко, один раз в неделю. А в школе «В» все наоборот: ежедневно физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

  1. Представь, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит ни в 1-й класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо приготовиться к 1 -му классу?» Что ты ему посоветуешь?
  2. Представь, что тебе предложили учиться так: ты не должен ходить каждый день в школу, наоборот, к тебе ежедневно будет приходить учительница и заниматься с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты бы согласился заниматься дома?
  3. В школе «А» от первоклассников строго требуют внимательно слушать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на уроках, поднимать руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе «Б» не сделают замечания, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
  4. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить тебя за такое хорошее учение». Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить.
  5. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?

Обработка данных. Показателями новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:

  • положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;
  • особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
  • отказ от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения;

— признание авторитета учителя.

Каждый ответ оценивают как  «школьный» или «дошкольный» вариант.

Вопросы «школьного» варианта определяют следующим образом:

I. Общее  отношение к школе и учению

  1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе (отказ от предполагаемого отпуска или отсрочки).
  2. Наличие школьно-учебных ориентации в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения).

2. Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий

  1. Отказ от школы, в которой занятия грамоте и счету заменены уроками художественно-физкультурного цикла).
  2. Предпочтение уроков грамоты и счета другим видам деятельности (рисование, пение, физкультура, игры на переменах, обед, прогулка и т.д.).
  3. Содержательное представление о подготовке к школе.

3. Ориентация на новые, собственно школьные нормы организации деятельности

  1. Предпочтение коллективных классных занятий индивидуальной форме обучения.
  2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины является обязательным.
  3. Предпочтение отметки как формы учебной работы другим видам поощрения (сладости, игрушки).

4. Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями)

«Дошкольный» вариант противоположен «школьному». Количественные результаты оформляют в таблицу (см. табл.).

Характеристика внутренней позиции старшего школьника

Возраст детей

Время опроса

Элемент внутренней позиции

I

II

III

IV

1

2

1

2

3

1

2

3

 

 

 

Начало  учебного года

Конец учебного года

Начало  учебного года

Конец учебного года

                 

Делают выводы о возрастных изменениях в сформированное™ новой внутренней позиции школьника у детей 6—7лет, об изменениях, происходящих в течение учебного года. Специально рассматривают причины несформированности позиции у отдельных детей.

 

Задание 7.

Изучение умения подчинять  свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять  указания взрослого1 («графический диктант»)

Подготовка исследования. I вариант. В качестве материала используют тетрадь из четырех страниц размером 10x15 см, на каждой странице изображено 3 ряда мелких геометрических фигур (размер фигур 2x2 см). Верхний ряд состоит из 17 треугольников, средний — из 16 кружков, нижний — из 17 квадратов. Фигурки верхнего и нижнего рядов располагаются друг против друга, фигурки среднего — в промежутках между ними (рис. 1, б).

 

  • На первой странице, кроме длинной полоски из этих фигур, изображена более короткая. Она располагается в верхней части листа. На короткой полоске дан образец узора, который детям предстоит вычертить под диктовку после того, как им будут объяснены правила работы (рис. 1, а).

 

 

  • На нижней полоске дети учатся это делать. На трех следующих страницах дают изображение только одной длинной полоски. Материал для диктантов предлагают следующий:
  • Диктант для первой серии
  • Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом.
  • Диктант для второй серии
  • Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, два квадрата, треугольник с квадратом, два треугольника, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата и квадрат с треугольником.
  • Диктант для третьей серии
  • Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника.

Сделать тетради по количеству детей, участвующих  в эксперименте. На первых страницах этих тетрадей дать образец, с помощью которого детям объясняется характер задания и показываются те действия с рисунками, которые они должны будут выполнять.

На  следующих страницах даются изображения, над которыми дети будут работать самостоятельно в соответствии с полученной ими инструкцией. К каждой тетради прилагается форма-протокол. В ней фиксируются местонахождение детского сада, номер, группа, фамилия, имя ребенка, его возраст, дата проведения эксперимента.

I вариант. Подготовить тетрадные листы в клетку, материал к заданию «Узоры» (рис.).

 

Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе