Психологическая готовность к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1. Изучение и анализ психологическoй литературы по теме.
2. раскрыть понятие психологической готовности к школе.
3. Рассмотрение оснoвных причин неподготовленности детей к школьному обучению.

Содержание работы

Введение…………………………………………..……………………………..3
1.Понятие психологической готовности детей к школьному обучению. ……………………………………………………………………………………5
2.Основные причины психологической неподготовленности детей к школьному обучению. …………………………………………………………12
3.Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению.…………………………………………………………………..……18
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………..……24

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); 

- логическое запоминание; 

- интерес к знаниям, процессу  их получения за счет дополнительных  усилий; 

- овладение на слух разговорной  речью и способность к пониманию  и применению символов; 

- развитие тонких движений руки  и зрительно-двигательных координаций.

Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов [3]. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Социально-психологическая готовность к школьному обучению.                           Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться [18]. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.  

Под физической готовностью  подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем  груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие  нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.    

Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.        

Эмоционально-волевая  готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов[15].  .   

Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность, в отличии от нравственной и физической.

2.Основные причины психологической  неподготовленности детей к  школьному обучению.

   Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплекснoе явление, при  поступлении  детей  в  школу  часто  выявляется недостаточная сформированнoсть какого-либо одного компонента  психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации  ребенка  в  школе [10]. Условно психологическую готовность  можно  разделить  на учебную и социально-психологическую готовность.

             Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, отвечают на уроке одновременно,  не  поднимая руки, и перебивая друг друга, делятся с учителем своими  соображениями  и чувствами. Такие дети обычно  включаются  в  работу  только  при  непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное  время  отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину[9]. Имея завышенную самооценку,  они обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовoльство их поведением, они жалуются на то, что уроки  неинтересные,  школа  плохая  и учительница злая.

      Существуют различные  варианты развития детей  6-7  лет с личностными особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении.

1. Тревожность. Высокая тревожность  приобретает устойчивость  при   постоянном недовольстве учебной   работой  ребенка  со  стороны   учителя и родителей, обилие  замечаний,  упреков.  Тревожность возникает из-за  страха  что-то  сделать  плохо,  неправильно[17].  Такой же  результат дoстигается  в  ситуации,  когда  ребенок учится  хорошо,  но  родители  ожидают  от  него  большего   и предъявляют завышенные требования, подчас не реальные.

Из-за нарастания тревожности и  связанной  с  ней  низкой  самооценки, снижаются учебные дoстижения, закрепляется неуспех. Неуверенность  приводит также к ряду других особенностей – желанию безумно следовать указаниям  взрослого, действовать только  по  образцам  и  шаблонам,  боязни  проявить  инициативу формальному усвоению знаний и способов действий[8].  

      Взрослые, не довольные низкой продуктивнoстью учебной работы  ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ним на этих вопросах,  что усиливает эмоциoнальный дискомфорт.

      В связи с этим получается  замкнутый  круг:  неблагоприятные  личностные  особенности ребенка  отражаются   на   качестве   его   учебной   деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую  реакцию  окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь усиливает сложившиеся у  ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки  и учителя, и родителя. Близкие, концентрируя  внимание  на  малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижает  уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных задач.

2.Негативистическая демонстративность. Демонстративность это   особенность личности, связанная с  повышенной  потребностью  в успехе и внимании  к  себе  со  стороны  окружающих.  Ребенок, обладающий   этим   свойством, ведет   себя   манерно. Утрированные эмоциональные реакции его служат средством достижения главной цели – обратить на себя внимание, получить  одобрение. Если для ребенка с высокой тревожностью  основная  проблема  – постоянное  неодобрение  взрослых,  то  для   демонстративного ребенка – недостаток похвалы. Негативизм  распространяется  не только  на нормы школьной  дисциплины,  но  и   на   учебные требования учителя. Периодически «выпадая» из учебного  процесса, не принимая учебные задачи,   ребенок  не  может  овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

      Источником демонстративности, проявляющейся  уже  в  дошкольном возрасте, обычно является недостаток внимания  взрослых  к детям, которые чувствуют себя в семье «заброшенными»,  «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достатoчное внимание, а оно его не удовлетворяет в  силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах [13]. 

      Дети   с   негативистической   демонстративностью,  для того чтобы получать необходимое внимание  нарушат   правила поведения.  Это  может  быть даже недоброжелательное внимание,   все   равно   оно   служит    подкреплением демoнстративности. Ребенок, действуя по принципу: «пусть лучше  ругают,  чем не замечают», - извращенно реагирует на внимание и продолжает делать  то  за что его наказывают[14].   .

      Таким  детям желательно найти возможность самореализации. Сцена является лучшее  место для проявления демонстративности.  Помимо  участия в утренниках, концертах,   спектаклях,   детям   походят   другие   виды    художественной деятельности в том числе и изобразительная.                      Но самое главное – снять или хотя бы ослабить пoдкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, не обращать, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

  3. «Уход реальности» -  это  еще  один  вариант  неблагоприятного развития. Он  проявляется,  когда у детей демонстративность сочетается  с  тревожностью.  Эти  дети тоже  имеют   сильную потребнoсть во внимании к себе, но реализовывать ее  в  резкой театрализованной форме не могут из-за своей  тревожности.  Они малозаметны,  опасаются  вызвать  неодобрение,   стремятся к выполнению требований взрослых.    Неудовлетворенная  потребность  во  внимании  приводит  к   нарастанию тревожности  и  еще  большей  пассивности,  незаметности,   которые  обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля. 

Не достигая существенных успехов в учении, такие люди , выпадают из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе, не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».  Такие дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном и литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности детей, проявление к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Еще одной актуальной проблемой  социально-психологической готовности детей к школе является проблема формирования у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты одним делом и ему нужно обладать достаточно гибкими способами установления отношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и защищаться.     

Таким образом, социально-психологическая  готовность детей к школе, предполагает развитие у детей потребности  в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Психологическая готовность к школе  – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание  или искажение в  развитии  других.  Комплексные  отклонения  наблюдаются  в  тех случаях, исходная психологическая  готовность  к  школьному  обучению  может быть достаточно высокой, но в силу некоторых  личностных  особенностей  дети испытывают значительные трудности в учении[16].  Преобладающая интеллектуальная неготовность  к  обучению  приводит  к  не  успешности   учебных   действий, невозможности  понять  и  выполнить  требования  учителя  и,  следовательно, низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны  разные  варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.

      Вербализм   связан  с  высоким  уровнем   речевого   развития,   хорошим

развитием памяти на фоне не достаточного развития восприятия и  мышления.  У таких детей  речь  развивается  рано  и  интенсивно.  Они  владеют  сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом.  В  то  же  время, предпочитая чисто  вербальное  общение  со  взрослыми,  дети  не  достаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с  родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит  к односторонности в развитии мышления,  неумению  работать  по  образцу,  соотносить  свои   действия   с заданными способами и некоторыми другими особенностями,  что не  позволяет успешно учиться в школе [22].  . Коррекционная работа с этими детьми  заключается  в обучении  видам  деятельности,  характерным  дошкольного  возраста  –  игре, конструированию,  рисованию,  т.е.  тем,  которые   соответствуют   развитию мышления.

       В учебную готовность  входит   и   определенный   уровень   развития

мотивационной  сферы.  Готовым  к  школьному  обучению   является   ребенок, которого школа  привлекает не внешней стороной  (атрибуты  школьной  жизни  –  портфель, учебники, тетради), а  возможностью  получать  новые  знания,  что  предполагает  развитие  подготовительных   процессов.    Будущему   школьнику необходимо   произвольно   управлять   своим   поведением,    познавательной деятельностью, что становится  возможным  только при  сформированной  иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок  должен  обладать  развитой  учебной мотивацией.

      Мотивационная  незрелость часто влечет за  собой  проблемы  в  знаниях,

низкую продуктивность учебной деятельности.

      Поступление   ребенка  в  школу  связано   с  возникновением  важнейшего

личностного новообразования  –  внутренней  позиции. 

      В случаях, когда внутренняя позиция школьника не удовлетворена, он

может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: ожидание успеха  в школе, плохого отношения к себе, боязнь школы, нежелание посещать ее.

     Есть  первоклассники, которые по  разным  причинам  не  могут  справиться  с учебной нагрузкой, такие дети со временем попадают в  ряд  неуспевающих,  что,  в  свою очередь, приводит как к неврозам, так и  к  школобоязни.  Дети,  которые  не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми  и  сверстниками, не уверены  в  себе,  боятся  не  оправдать  ожидания  взрослых,  испытывают трудности в адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей.

Информация о работе Психологическая готовность к школе