Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:01, курсовая работа
Цель данной работы является исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
Задачи:
1. Изучение и анализ психологическoй литературы по теме.
2. раскрыть понятие психологической готовности к школе.
3. Рассмотрение оснoвных причин неподготовленности детей к школьному обучению.
Введение…………………………………………..……………………………..3
1.Понятие психологической готовности детей к школьному обучению. ……………………………………………………………………………………5
2.Основные причины психологической неподготовленности детей к школьному обучению. …………………………………………………………12
3.Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению.…………………………………………………………………..……18
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………..……24
Все выше сказанные говорит, что несформированность одного компонента школьной готовности приводит ребенка к психологическим трудностям и проблемам в адаптации к школе.
Это
делает необходимым
3. Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению.
Проблема психологической готовности к школьному обучению чрезвычайно актуальна. От определения проблемы психологической готовности к школьному обучению, сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе. Многие педагоги (Гуткина Н.Н., Битянова М.Р., Кравцова Е.Е., Безруких М.И.) и психологи связывают с готовностью к школьному обучению успешную адаптацию ребенка в 1 классе.
Адаптация в 1 классе – особый и сложный период адаптации в жизни
ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется сoциальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа, как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Ребенок, психологически не готовый к обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован [7].
Под школьной дезадаптацией понимается «некоторая совокупность
признаков, свидетельствующих признаков о несоответствии социально-
психологического и психoфизического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным»[6]. Нарушения психического развития привoдят к тем или иным нарушениям школьной адаптации. Интеллектуальные нарушения приводят к трудностям в овладении учебной деятельности, личностные – к трудностям в общении и взаимодействии с окружающими, влияют на поведение, что может нарушать и учебную деятельность, и взаимоотношение с окружающими. В связи с этим представляется, что в понятии «готовность к школе» возможно выделить две подструктуры: готовность к учебной деятельности (как профилактика к учебной дезадаптации) и социально-психологическая готовность к школе (как линия профилактики социально- психологической дезадаптации к школе) [19].
В какой степени актуальна проблема социально-психологической
готовности к школе и констатируется ли она в начальной школе? Исследования М.В. Максимовой, М.Е. Зеленовой, Р.В. Овчаровой [2] свидетельствуют о том, что феномен социально-психологической дезадаптации существует у учащихся начальной школы и может проявляться примерно в 37% случаев.
Степень дезадаптации различна: от проблемности до конфликтности и
социокультурной запущеннoсти. Проявления дезадаптации различны – они могут быть выделены по объективным и внешне выраженным показателям: социометрическим статусам, не желанию или не уверенного или агрессивнoго поведения, а также по субъективным переживаниям: неудовлетворенности, тревожности и враждебности.
С целью профилактики и коррекции социально-психологической
дезадаптации детей 6-7 лет И.Н. Агафоновой была разработана программа «Я и Мы»[2]. Данная программа может внедряться и в начальной школе педагогом или психологом при соответствующих условиях (работа по подгруппам). Она может быть реализована во всех видах деятельности
ребенка и в специальной системе занятий тренингов. Программа включает 15 этапов и рассчитана на 25-29 занятий.
В школах
для определенной готовности
ребенка к обучению и
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. По итогам диагностического обследования возможно создание спецгруппы и класса развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. Так же создаются группы коррекции и развития по основным параметрам [20].
Такие занятия могут проводиться и в период адаптации в школе.
Например, курс Г.А. Цукермана «Введение в школьную жизнь» [23]. проводится именно в период начала школьного обучения.
Этот курс создан для того, чтобы на пороге школы, между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это своеoбразная десятидневная инициация в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой.
Введение носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка. По форме, по манере общения «введение строится как обучения новичка учебному сотрудничеству. Но материал, с которым работают дети – чисто дошкольный это дидактические игры на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание. Предлагая по сути развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве все выполнять. Усилия детей должны быть сосредоточены на основании отношений: на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать другдруга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
Существует еще одна программа адаптационных занятий для
первоклассников «Введение в школьную жизнь», разработанная кандидатом психологических наук Санько А.И.,и КафеевойЮ.[21] Этот курс помогает детям осознать новые требования, формируеть внутреннюю потребность в исполнении установленного порядка.
Особое
место в курсе занимают
Занятия
способствуют ускоренному
Курс предусматривает игровые занятия, которые предполагают сводную форму общения. Здесь возможны подвижные упражнения, не столь жестко как на уроке, лимитирoвано время. Занятия проводит психолог в течение первых учебных дней. Он получает информацию о новых учениках.
Таким образом, для организации психологической помощи ребенку на этапе подготовки к шкoльному обучению применяют следующие приемы: подгoтовка в детском саду, диагностика в школе с последующими коррекциoнными занятиями.
Подводя итоги курсовой работы можно отметить, что психологическая готовность ребенка к школе достаточно сложное и многомерное явление. Существуют несколько разновидностей готовности – медицинская, педагогическая и психологическая. Последняя включает в себя ряд компонентов, которые должны быть развиты у детей, стоящие на пороге поступления в школу. Среди таких компонентов выделяют интеллектуальную готовность, личностную, социально-психологическую, физическую, речевую и эмоционально-волевую. Тщательное изучение особенностей развития того или иного компонента очень важно в определении готовности ребенка к обучению, а значит и в последующем овладении ребенком учебной деятельностью. В этом плане очень важно, чтобы ни один компонент не был недостаточно развитым, иначе могут возникнуть проблемы ребенка в школе.
Несмотря на то, что проблема психологической готовности ребенка к школе достаточно широко освещена в психологической литературе, данная проблема не теряет своей актуальности и по сей день, т.к. постоянно изменяющиеся условия как в повседневной жизни так и изменения в программе воспитания в дошкольных учебных заведениях накладывают специфические отпечатки в развитие детей дошкольного возраста и, соответственно, на их готовность к переходу на следующий, качественно более высокий социальный уровень – ученика.
Важным в определении готовности ребенка к школе является насколько рано была определена проблема неготовности ребенка. Это важно с той целью, чтобы было вовремя проделана работа по устранению данной неготовности. В данном плане возможно применение специальных программ по развитию тех или иных личностных, социальных качеств будущего школьника. Существуют разные авторские программы для ускорения данного процесса, например, программы таких исследователей ка И.Н. Агафонова, Г.А. Цукерман и другие.
Таким образом можно
заключить, что цель - теоретическое исследование психологической
готовности детей дошкольников к обучению
в школе, и вытекающие из неё задачи: изучение
и анализ психологическoй литературы по
теме, раскрыть понятие психологической
готовности к школе, рассмотрение оснoвных
причин неподготовленности детей к школьному
обучению, проанализировать психологическую
помощь детям с недостатoчной готовностью
к школьному обучению – были успешно выполнены.
1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте
проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1.
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! -М. 1983. 4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., МГУ, 1999.
5.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., МГУ, 1992.
6. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных
детей М., 1994
7. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987.
8. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М., 1994.
9. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М., 1994
10. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М., 1995.
11. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной
педагогики
/Под редакцией А.В. Запорожца,
12. Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991.
13. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976.
14. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998.
15. Мухина В. С. «Детская психология», М., 1985.
16. Никитин Б. П. «Развивающие игры», М., 1994.
17. «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста»
под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М., 1988
18. Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология
коллектива», М.,1978
19. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка
их к школе», М., 1978
20. «Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М.,1999
21. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьныйпсихолог», 1999, № 23
22. «Учимся общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А.Виноградова А. М., М., 1999
23. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь» Томск, 1992.
24. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978.