Психологическая готовность ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе.

Содержание работы

1.Введение.
2.Понятие готовности к школе.
3.Виды готовности к школе.
4.Заключение.
5.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа 2012.docx

— 44.70 Кб (Скачать файл)

Внутреннюю позицию школьника  можно определить как систему  потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком, как его   собственная потребность («Хочу в школу»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно   отказывается     от     дошкольно-игрового,     индивидуально - непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Такая положительная направленность ребенка   на   школу,   как   на собственное учебное заведение – важнейшая   предпосылка   благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность,   т.е.   принятие   им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.  Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослым, как   личностное   общение.   Взрослый   становится непререкаемым авторитетом, образом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда   нельзя   поговорить   на   посторонние   темы,   поделиться   своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по теме урока, предварительно подняв руку.      Классно-урочная система обучения предполагает не   только   особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

Личностная готовность к школе  включает также определенное отношение  ребенка к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.      О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.

Существуют и специально разработанные  планы беседы, выявляющей позицию  школьника (методика Н.И. Гуткина) [5 с. 235], и особые экспериментальные приемы.

Например, преобладание у ребенка  познавательного и игрового мотива определяется по выбору деятельности прослушивания сказки или игры   с игрушками. После того, как ребенок  рассмотрел игрушки в течение  минуты, ему начинают читать сказки, но на самом интересном месте прерывают  чтение. Психолог спрашивает, что ему  сейчас хочется – дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к  школе, доминирует подготовительный интерес  и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со   слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

 Волевая готовность.

Определяя личностную готовность ребенка  к школе необходимо выявить специфику  развития произвольной сферы. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований   конкретных   правил,   задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном   возрасте   ребенок оказывается перед   необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели.

Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управляет  своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной  обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.

Ставится также вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой  регуляции дошкольника. На протяжении дошкольного детства усложняется  характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в  общей структуре поведения, что  проявляется в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов   поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижения на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка  наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь своим поведением этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь   отвлекающему влиянию окружающей среды. Он постепенно овладевал умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от   цели   действия.   В частности, мотивам общественного характера у него появляется   уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

Вместе с тем, не смотря на то, что  в дошкольном возрасте появляются волевые  действия, сфера их применения и  их место в поведении ребенка  остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

Особенности произвольного поведения  прослеживаются не только наблюдение за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

одновременное следование в своей  работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно Достаточно широко известный ориентационный текст - школьной зрелости Керна-Йерасека. Он включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания – срисовывание такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигурку, похожую на заданную, пренебрегая правилами и ориентируясь на него.

Таким образом, методика выявляет уровень  ориентировки ребенка на сложную  систему требований.  Из этого следует, что развитие произвольности к целенаправленной деятельности, работе по образцу, определяет во многом школьную готовность ребенка.

 Нравственная готовность к  школьному обучению.

Нравственное формирование дошкольника  тесно связано с изменением характера, его взаимоотношений с взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств .

В раннем детстве деятельность ребенка  осуществляется преимущественно в  сотрудничестве с взрослыми: в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его с взрослыми как бы распадается вместе, с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых и детей.

Однако взрослые продолжают оставаться   постоянным   притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность  участвовать в жизни взрослых, действовать по образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его   поступкам,   его взаимоотношениям с другими людьми, - словом всему образу жизни взрослых людей.

В условиях повседневного поведения  и общения его с взрослыми, а также в практике ролевой  игры у ребенка-дошкольника формируется  общественное знание многих социальных норм, но это значение еще до конца не сознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями.

Нравственные инстанции порождают  у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том  числе и элементарные потребности.

А.Н. Леонтьев    на   основании   многочисленных   исследований, проведенных  им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст   является   периодом,   в   котором   впервые   возникает   система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому следует считать, как выражается «периодом первоначального, фактического склада личности».

Система соподчиненных мотивов  начинает управлять поведением ребенка  и определять все его развитие. Это положение дополнено данными  последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во - первых, не просто соподчинение   мотивов,   а   относительно   устойчивое внеситуативное соподчинение.

Во главе возникающей иерархической  системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредствуются обращения поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными   в соответствующих нравственных инстанциях.

Возникновение у ребенка к концу  дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры  мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством  и организованностью, способное  руководствоваться устойчивыми  им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву    говорить о   дошкольном   возрасте   как о   периоде «первоначального, фактического склада личности».

Таким образом, обобщая :

Ученики с социально-психологической  неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки, и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая и учительница злая.

Таким образом, социально-психологическая   готовность   к   обучению предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умением подчиняться интересам и обычаям детской группы развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Рекомендации родителям для  лучшей подготовки ребёнка к школе.

Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь  мозаикой, маленькими фишечками;

Рисуйте “кривулечки”, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение;

Раскрашивайте рисунок карандашам то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять то толстый, то тонкий;

Возьмите акварельные краски и  тонкую кисточку и учите ребенка  обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки);

Затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую  полоску. Так рука и глаз приучатся  работать вместе;

Научите ребенка набирать петли  на толстых спицах и толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать  спину во время письма за партой;

Лепите из пластилина, вяжите –  это тренирует пальчики, ведь они  такие непослушные;

Купите перьевую ручку и пишите все, что вам захочется,(шариковая ручка напрягает мышцы кисти);

Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и  читайте книги с короткими  текстами;

Покупайте детские журналы и  разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление;

Не запрещайте играть девочкам в  куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение.

  В последнее время в литературе  уделялось  много  внимания  вопросу  о выделении детей,  не  готовых  к  школьному  обучению  и  имеющих  трудности. Ребенок,  поступая  в  школу,  должен  быть  зрелым  в   физиологическом   и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также  зависит  от его  психологической  зрелости.

Под психологической готовностью  к  школьному  обучению  понимается необходимость и достаточный уровень психологического  развития  ребенка  для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

      Психологическая  готовность к школьному  обучению  определяется  прежде всего для выявления детей,  не  готовых к школьному обучению,  с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику  школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Какие же составляющие водят в этот набор  «школьной  готовности»?  Основными компонентами  школьной  зрелости  являются:  интеллектуальная,   личностная, волевая, нравственная готовности.

      Под  интеллектуальной  готовностью  понимается  развитие  мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты,  классифицировать  их, выделять  существенные  признаки,  делать  выводы.  У  ребенка  должна  быть определенная широта представлений, в  том  числе  образных  и  нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

 Под  личностной  готовностью   понимается  наличие   развитой   учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна  быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная  и  волевая  устойчивость,  на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Несформированость  одного из компонентов школьной готовности  является не благоприятным вариантом развития и ведет к  затруднениям  в  адаптации  к школе: в учебной и социально-психологической сфере.

   Для подготовки  ребенка   к  успешному  школьному  обучению  существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к  школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы.

 

 

 

 

 

 

5.Список литературы:

Источник: Б.С. Волков и Н.В. Волкова "Как подготовить ребенка к  школе"

Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – С.132–142.

Тетрадь цыпленка. Диагностика готовности ребенка к школе. Для детей 5-6 лет. – http://depositfiles.com/ru/files/n37pa80rl.

Информация о работе Психологическая готовность ребенка к школе