Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:50, курсовая работа
Описание работы
Актуальность исследования. Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.
Содержание работы
Введение 1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка дошкольника к обучению в школе 1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста 1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе 1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе 2. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе 2.1 Организация процедуры экспериментальной работы 2.2 Описание и результаты диагностических методик 2.3 Анализ результатов исследования 3. Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе 3.1 Характеристика психокоррекционной программы 3.2 Ориентировочный этап 3.3 Этап развития эмоциональных контактов с детьми и воспитывающими взрослыми 3.4 Коррекционно-развивающий этап Заключение Литература
1. Теоретические основы
становления психологической готовности
ребенка дошкольника к обучению
в школе
1.1 Психологическая характеристика
детей дошкольного возраста
1.2 Современные подходы
к проблеме психологической готовности
детей к обучению в школе
1.3 Анализ методов диагностики
психологической готовности к
школе
2. Экспериментальное исследование
психологической готовности детей к школе
2.1 Организация процедуры
экспериментальной работы
2.2 Описание и результаты
диагностических методик
2.3 Анализ результатов
исследования
3. Программа психологической
коррекции психологической готовности
ребёнка к школе
3.1 Характеристика психокоррекционной
программы
3.2 Ориентировочный этап
3.3 Этап развития эмоциональных
контактов с детьми и воспитывающими
взрослыми
3.4 Коррекционно-развивающий
этап
Заключение
Литература
Введение
Актуальность исследования. Подготовка детей к школе является
одной из проблем, интерес к которым со
стороны исследователей разных стран
не иссякает. Постоянное совершенствование
системы школьного образования, новые
данные о потенциальных возможностях
развития ребенка в дошкольные годы, углубление
понимания самоценности дошкольного детства
и его значимости для всего последующего
развития личности, социально-культурные
процессы, происходящие в современном
обществе, – все это оказывает самое непосредственное
влияние на осознание сущности феномена
«готовность к школе» и подходы к его дальнейшему
изучению.
Готовность ребенка к современному
школьному образованию выступает как
совокупный результат системы воспитания,
направленной на полноценное личностное
развитие каждого дошкольника. Выражением
готовности к школе является ряд новообразований
развития, которые начинают «заявлять»
о себе в конце дошкольного детства и проявляются
в качественно новых чертах и возможностях
деятельности, поведения, отношения ребенка
к социальному и предметному миру. Именно
в готовности к школе получают свое воплощение
важные новообразования и достижения
развития, создающие ребенку благоприятный
старт для начала учебной деятельности
и вхождения в ситуацию школьного образа
жизни.
Становление готовности к школе
обусловлено, прежде всего, формированием
ребенка в качестве субъекта доступных
видов детской деятельности игры, познания,
общения, предметно – трудовой, художественной
деятельности. Полноценная готовность
ребенка обучению в школе выступает, с
одной стороны, как своеобразный показатель
достижений его личностного развития
в дошкольный период, а с другой – как
базовый уровень для освоения школьной
программы и как показатель готовности
к принятию позиции субъекта учебной деятельности
(Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский,
Е.Е. Кравцова и др.).
В нашей стране изучение этой
проблемы имеет долгую историю. Начиная
с двадцатых годов нашего века, она становилась
предметом, как специального обучения,
так и попутного рассмотрения в ходе исследования
смежных вопросов. Можно с полным основанием
сказать, что большинство наиболее крупных
исследователей в области отечественной
детской психологии и дошкольной педагогики,
так или иначе, затрагивали проблему готовности
к школьному обучению, что обусловлено
органичной связью данного феномена с
общим ходом физиологического, психологического,
социально-личностного развития ребенка
дошкольного возраста и его индивидуальных
особенностей. Этой проблеме посвящено
множество исследований и монографий
(Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина,
Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина,
Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова
и др.).
Вместе с тем интерес к данной
проблеме не угасает, происходит все более
глубокая ее разработка.
Цель курсовой работы: исследование
психологической готовности детей дошкольников
к обучению в школе.
Объект исследования: психологическая
готовность детей к обучению в школе
Предмет исследования: внутренняя
позиция школьника как один из критериев
психологической готовности ребенка к
школе
Гипотеза исследования: мы предполагаем,
что готовность детей дошкольного возраста
к обучению в школе обусловлена сформированностью
внутренних позиций школьника
В процессе написания курсовой
работы решались следующие задачи:
1. Теоретический анализ
литературных источников по теме
исследования
2. Уточнение понятийно-терминологического
аппарата (психологическая готовность
дошкольников к школе, внутренняя
позиция школьника)
3. Создание, обоснование и
апробация психодиагностического
комплекса, направленного на обследование
внутренней позиции школьника
4. Проведение обследования
с целью изучения внутренней
позиции школьника
5. Создание обоснования
и проведение коррекционной программы
6. Определение эффективности
коррекционной программы
Методологические и теоретические
основы работы составили: принцип единства
сознания и деятельности, принцип системности,
принцип детерминизма и активности сознания
личности.
Концептуальную основу исследования
составили: возрастная периодизация Д.Б. Эльконина,
теория о школьной зрелости А. Анастази,
концепция о готовности к обучению в школе
Л.И. Божович.
Методы исследования: анализ
литературы по теме исследования; диагностические,
эксперимент (констатирующий, формирующий);
анализ результатов деятельности, изучение
и обобщение опыта работы педагогов.
База исследования: ДОУ № «Звёздочка».
Научная новизна работы: исследование
социально-психологического компонента
психологической готовности ребёнка к
школе определило особенности влияния
коллектива, которое проявляется в умение
подчиняться интересам и обычаям детской
группы, стремление быть уверенным и активным
в группе и формирование самооценки и
самоконтроля.
Теоретическая значимость исследования:
– обобщены концепции о психологической
готовности к школе;
– в исследовании последовательно
применён системный подход, позволивший
выявить особенности детей дошкольного
возраста в контекст понятия «психологическая
готовность к школе».
Практическая значимость работы:
– результаты, полученные в курсовой
работе, могут быть использованы воспитателями,
детскими психологами, и всеми интересующимися
данной проблемой
– апробирована коррекционная
программа, позволяющая профессионально
и системно подойти к проблеме готовности
к школе, которая может быть рекомендована
педагогам психологам
Положения выносимые на защиту:
1. На формирование психологической
готовности к школе влияет
сформированность внутренней позиции
школьника.
2. Основными показателями
психологической готовности детей
дошкольного возраста является
сформированность внутренней позиции
школьника
3. Несформированность психологической
готовности к школе проявляется,
в низком уровне мотивации
к освоению воспитательно-педагогического
процесса, предъявляемому дошкольнику
в ДОУ.
Структура работы: курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы, состоящего
из 30 наименований, приложений. Основное
содержание курсовой работы изложено
на 57 страницах.
1. Теоретические
основы становления психологической
готовности ребенка к школе
1.1 Психологическая
характеристика ребенка дошкольника
к обучению в школе
В отечественной психологии
дошкольным детством принято считать
период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды
младенчества (от 0 до 1 года) и раннего
детства (от 1 до 3 лет).
Рассмотрим основные параметры
психического развития дошкольника.
Наглядно-образное мышление
– одно из основных новообразований дошкольного
возраста, здесь оно формируется и переживает
свой расцвет. Развитие наглядно-действенного
и наглядно-образного мышления происходит
в тесной связи с формированием логического
мышления, основы которого закладываются
в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном
возрасте у ребенка уже возможно логическое
построение рассуждения в том случае,
когда речь идет о знакомой ситуации. Однако
познание действительности, ее существенных
связей и зависимостей происходит главным
образом на основе наглядно-образного
мышления – основной формы мышления в
этом возрасте.
Все развитие ребенка обусловлено
общением с близкими взрослыми. В отечественной
психологии развитие рассматривается
как присвоение ребенком знаний и опыта,
накопленных человечеством, где носителем
этого опыта на первых порах выступает
близкий взрослый.
Общение ребенка со взрослым
оказывает влияние на саму сферу общения,
овладение ребенком речью, на развитие
личности и самосознания детей, на формирование
дружеских привязанностей среди сверстников,
В процессе психического развития
ребенка его общение со взрослыми развивается
и проходит ряд этапов. Психолог М.И. Лисина
рассматривает общение как особую коммуникативную
деятельность, в основе которой лежит
потребность в общении и содержание которой
меняется на каждом возрастном этапе [17,
с. 98].
Переход к дошкольному детству
знаменуется и переходом к новой форме
общения – внеситуативно-познавательной,
которая существует в младшем и среднем
дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), в основе
ее лежит потребность в уважительном отношении
взрослого. Появление этой формы общения
связано с тем, что уровень развития мышления,
внимания, речи дошкольника позволяет
ему оторваться от конкретной наличной
ситуации и простого манипулирования
с предметами и задуматься над более общими,
более сложными вопросами. Однако возможности
его еще ограничены. К концу дошкольного
возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется
высшая для этого периода детства форма
общения – внеситуативно-личностная,
которая возникает на основе потребности
во взаимопонимании и сопереживании. Как
отмечает М.И. Лисина, эта форма общения
тесно связана с высшими для дошкольного
возраста уровнями развития игры, ребенок
теперь обращает больше внимания на особенности
межличностных отношений, на те взаимоотношения,
которые существуют в его семье, на работе
родителей и т.д. [17, с. 45]. Главным новообразованием
становится новая внутренняя позиция,
новый уровень осознания своего места
в системе общественных отношений.
В дошкольном возрасте ведущей
деятельностью становится сюжетно-ролевая
игра ребенка, которая имеет важное значение
для его психического развития. Как отмечал
Д.Б. Эльконин, основным мотивом деятельности
ребенка является желание войти в жизнь
взрослых, пользоваться их предметами,
открыть мир человеческих взаимоотношений,
действовать как взрослый [22, с. 301]. Однако
ребенок еще мал и не может самостоятельно
жить во взрослом мире и поэтому единственная
возможность осуществить свое стремление
– это игра. Именно в игре происходит первичная
ориентация в смыслах и мотивах человеческой
деятельности, возникает осознание своего
места в системе отношений взрослых. Ребенок
начинает все точнее понимать социальные
роли и связывающие их отношения, соотносит
свою позицию и позицию взрослого; на основе
этого у него возникает новый социальный
мотив – заниматься общественно значимой
и общественно оцененной деятельностью.
В процессе развития ребенка-дошкольника
происходит изменение его мотивационно-потребностной
сферы: в начале дошкольного возраста
мотивы носят характер неосознанных, аффективно
окрашенных желаний, связанных с наличной
ситуацией, К концу дошкольного возраста
мотивы ребенка существуют в виде обобщенных
намерений, начинается осознание мотивов,
формируется первичная иерархия мотивов.
Появление и развитие в этот период соподчинения
мотивов можно рассматривать в качестве
критерия развития личности ребенка. Если
в раннем дошкольном возрасте лишь закладываются
основы иерархии мотивов, то к семи годам
фактически происходит ее формирование.
Именно в дошкольном возрасте
происходит первоначальное формирование
этических инстанций и моральных чувств
ребенка, когда он начинает усваивать
основные правила взаимоотношений между
людьми и уже может оценить свои поступки
как хорошие или плохие. К концу дошкольного
возраста ребенок способен совершать
поступки исходя из интересов другого
человека, а не своих собственных, проявлять
чувства симпатии, помощи, заботливости.
Большую роль в формировании моральных
чувств ребенка играет взрослый, который
является образцом для подражания, прямо
и косвенно влияет на личностное развитие
дошкольника.
В процессе игр с правилами происходит
развитие произвольного поведения ребенка.
Формирование произвольного поведения
Д.Б. Эльконин также связывал с постепенным
подчинением своих поступков тому образцу,
которым являются для ребенка поведение
и мнение, оценка взрослого. В связи с этим
к концу дошкольного возраста у ребенка
появляется способность управлять собой,
своим поведением и поступками, дальнейшее
развитие произвольности происходит в
младшем школьном возрасте при переходе
ребенка к систематическому обучению
в школе [22, с. 198].
В дошкольном возрасте происходит
развитие продуктивных видов деятельности,
таких, как рисование, лепка, конструирование;
закладываются основы трудовой деятельности:
самообслуживание, помощь дома, в детском
саду. Дошкольное детство – это возраст,
в котором появляются начальные формы
учебной деятельности, когда ребенок уже
может обучаться с помощью взрослого,
но только когда обучение ведется соответственно
уровню его психического развития и с
учетом ведущей деятельности ребенка.
Главным итогом развития всех видов деятельности,
с одной стороны, выступает овладение
моделированием как центральной умственной
способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны,
формирование произвольного поведения
(А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник
учится ставить более отдаленные цели,
опосредованные представлением, и стремится
к их достижению, несмотря на препятствия.
В целом можно сказать, что умственное,
психическое развитие ребенка, ведущая
деятельность, общение со взрослыми и
сверстниками создают предпосылки для
дальнейшего личностного развития ребенка
на данном возрастном этапе. Именно в этом
возрасте начинает складываться личность
ребенка, формируется его мотивационно-потребностная
сфера, закладываются основы мировоззрения:
представления о себе, о природе, об окружающем
мире.