Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе.
Предмет исследования: внутренняя позиция школьника как один из критериев психологической готовности ребенка к школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе обусловлена сформированностью внутренних позиций школьника.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка дошкольника к обучению в школе
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
1.2 Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе
Глава II. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе
2.1 Организация процедуры экспериментальной работы
2.2 Описание и результаты диагностических методик
2.3 Анализ результатов исследования
Глава III. Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе
3.1 Характеристика психокоррекционной программы
3.2 Ориентировочный этап
3.3 Этап развития эмоциональных контактов с детьми и воспитывающими взрослыми
3.4 Коррекционно-развивающий этап
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 104.65 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное  агентство  по образованию

ГОУВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе.

 

 

 

 

Выполнила студентка группы ЗФ 235-4ПЛ

 Сковородко  Г.С.

Научный руководитель к.п.н.доцент

Подивилова  О.Н.

 

 

 

Челябинск 2013 год

Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка дошкольника к обучению в школе

1.1 Психологическая характеристика  детей дошкольного возраста

1.2 Современные подходы  к проблеме психологической готовности  детей к обучению в школе

1.3 Анализ методов диагностики  психологической готовности к  школе

Глава II. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе

2.1 Организация процедуры  экспериментальной работы

2.2 Описание и результаты  диагностических методик

2.3 Анализ результатов  исследования

Глава III. Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе

3.1 Характеристика психокоррекционной программы

3.2 Ориентировочный этап

3.3 Этап развития  эмоциональных контактов с детьми  и воспитывающими взрослыми

3.4 Коррекционно-развивающий  этап

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность  исследования. Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.

Готовность ребенка к  современному школьному образованию  выступает как совокупный результат  системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого  дошкольника. Выражением готовности к  школе является ряд новообразований  развития, которые начинают «заявлять» о себе в конце дошкольного  детства и проявляются в качественно  новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к  социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования  и достижения развития, создающие  ребенку благоприятный старт  для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного  образа жизни.

Становление готовности к  школе обусловлено, прежде всего, формированием  ребенка в качестве субъекта доступных  видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно – трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).

В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов  нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и  попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство  наиболее крупных исследователей в  области отечественной детской  психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом  физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка  дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено  множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).

Вместе с тем интерес  к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее разработка.

Цель курсовой работы: исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.

Объект исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе.

Предмет исследования: внутренняя позиция школьника как один из критериев психологической готовности ребенка к школе.

Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе обусловлена сформированностью внутренних позиций школьника.

 

 

Глава I. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка к школе

1.1 Психологическая  характеристика ребенка дошкольника  к обучению в школе

В отечественной психологии дошкольным детством принято считать  период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет).

Рассмотрим основные параметры  психического развития дошкольника.

Наглядно-образное мышление – одно из основных новообразований  дошкольного возраста, здесь оно  формируется и переживает свой расцвет. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного  мышления происходит в тесной связи  с формированием логического  мышления, основы которого закладываются  в дошкольном возрасте. В старшем  дошкольном возрасте у ребенка уже  возможно логическое построение рассуждения  в том случае, когда речь идет о знакомой ситуации. Однако познание действительности, ее существенных связей и зависимостей происходит главным  образом на основе наглядно-образного  мышления – основной формы мышления в этом возрасте.

Все развитие ребенка обусловлено  общением с близкими взрослыми. В  отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных  человечеством, где носителем этого  опыта на первых порах выступает  близкий взрослый.

Общение ребенка со взрослым оказывает влияние на саму сферу общения, овладение ребенком речью, на развитие личности и самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников,

В процессе психического развития ребенка его общение со взрослыми развивается и проходит ряд этапов. Психолог М.И. Лисина рассматривает общение как особую коммуникативную деятельность, в основе которой лежит потребность в общении и содержание которой меняется на каждом возрастном этапе [17, с. 98].

Переход к дошкольному  детству знаменуется и переходом  к новой форме общения –  внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и задуматься над более общими, более сложными вопросами. Однако возможности его еще ограничены. К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно-личностная, которая возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Как отмечает М.И. Лисина, эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных отношений, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе родителей и т.д. [17, с. 45]. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

В дошкольном возрасте ведущей  деятельностью становится сюжетно-ролевая  игра ребенка, которая имеет важное значение для его психического развития. Как отмечал Д.Б. Эльконин, основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый [22, с. 301]. Однако ребенок еще мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить свое стремление – это игра. Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребенок начинает все точнее понимать социальные роли и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого; на основе этого у него возникает новый социальный мотив – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

В процессе развития ребенка-дошкольника  происходит изменение его мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного возраста мотивы носят характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией, К концу дошкольного возраста мотивы ребенка существуют в виде обобщенных намерений, начинается осознание мотивов, формируется первичная иерархия мотивов. Появление и развитие в этот период соподчинения мотивов можно рассматривать в качестве критерия развития личности ребенка. Если в раннем дошкольном возрасте лишь закладываются основы иерархии мотивов, то к семи годам фактически происходит ее формирование.

Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование этических инстанций и моральных  чувств ребенка, когда он начинает усваивать  основные правила взаимоотношений  между людьми и уже может оценить  свои поступки как хорошие или  плохие. К концу дошкольного возраста ребенок способен совершать поступки исходя из интересов другого человека, а не своих собственных, проявлять  чувства симпатии, помощи, заботливости. Большую роль в формировании моральных  чувств ребенка играет взрослый, который  является образцом для подражания, прямо и косвенно влияет на личностное развитие дошкольника.

В процессе игр с правилами  происходит развитие произвольного  поведения ребенка. Формирование произвольного  поведения Д.Б. Эльконин также связывал с постепенным подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребенка поведение и мнение, оценка взрослого. В связи с этим к концу дошкольного возраста у ребенка появляется способность управлять собой, своим поведением и поступками, дальнейшее развитие произвольности происходит в младшем школьном возрасте при переходе ребенка к систематическому обучению в школе [22, с. 198].

В дошкольном возрасте происходит развитие продуктивных видов деятельности, таких, как рисование, лепка, конструирование; закладываются основы трудовой деятельности: самообслуживание, помощь дома, в детском  саду. Дошкольное детство – это  возраст, в котором появляются начальные  формы учебной деятельности, когда  ребенок уже может обучаться  с помощью взрослого, но только когда  обучение ведется соответственно уровню его психического развития и с  учетом ведущей деятельности ребенка. Главным итогом развития всех видов  деятельности, с одной стороны, выступает  овладение моделированием как центральной  умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, несмотря на препятствия.

В целом можно сказать, что умственное, психическое развитие ребенка, ведущая деятельность, общение  со взрослыми и сверстниками создают предпосылки для дальнейшего личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. Именно в этом возрасте начинает складываться личность ребенка, формируется его мотивационно-потребностная сфера, закладываются основы мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире.

Интересующий нас старший  дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно  выделяется в педагогике и психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование кризиса  семи лет. При переходе от дошкольного  к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере  и поведении ребенка, появляется нарочитость, ребенок начинает манерничать, капризничать и т.д. Этот период получил название кризиса семи лет, который также называют кризисом непосредственности. Л.С. Выготский указывал, что «самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка» [10, с. 44], т.е. ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, понимать сам себя. Перестраивается сам характер переживаний, они начинают приобретать смысл для ребенка. Благодаря этому у него возникают новые отношения к самому себе, строящиеся как раз на основе обобщения переживаний. Подчеркивая позитивную сторону кризиса семи лет, Л.С. Выготский отмечает такие новообразования этого периода, как самолюбие и самооценка, возникающие уже в обобщенном виде именно в период перехода от дошкольного возраста к школьному.

Таким образом, в период дошкольного  детства ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как  физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже  за пределами дошкольного возраста.

1.2 Современные  подходы к проблеме психологической  готовности детей к школе

Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень  психического развития ребенка для  освоения школьной учебной программы  в условиях обучения в коллективе сверстников.

Существуют различные  теории зарубежных и отечественных  психологов, изучающих психологическую  готовность к школе.

Подробно рассмотрим теории отечественных психологов. В отечественной  психологии детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах А. Анастази, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой.

Информация о работе Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе