Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 05:29, контрольная работа
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности [5, с.14].
Введение 2
1. Психотехнологии в социальной работе 4
2. Психологическая помощь инвалидам 7
Заключение 13
Литература 14
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности [5, с.14].
После Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.
Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Все это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.
Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.
В связи с
этим возникает необходимость
В России очень мало учреждений, оказывающих квалифицированную помощь инвалидам. Одна из важнейших проблем для инвалидов — это их невключенность в трудовую деятельность. Это оказывает негативное влияние не только на их материальное положение, но и на психологическое состояние.
Каждый человек, имеющий инвалидность, кроме общих, аналогичных нуждам всех людей, проблем, имеет и особые потребности. Он нуждается в общении, хочет иметь свободный доступ к разным объектам социально-бытовой сферы, посещать культурно-досуговые мероприятия, получать знания. Инвалид также хочет иметь работу, комфортные бытовые условия. Но большинство из перечисленного ему попросту недоступно. Вследствие этого люди с ограниченными возможностями представляют собой особую социально-демографическую группу, имеющую широкий спектр психологических проблем.
Психосоциальная
технология – это психотехнология,
интегрированная в систему
Выделяют следующие виды психосоциальных технологий:
Превентивные – направленные на профилактику психических и социальных девиаций;
Реабилитационные – направленные на восстановление психики после полученного деструктивного влияния;
Социализирующие – направленные на повышение социальной адаптации клиента;
Коррекционные – направленные на исправление негативных тенденций в психике;
Интегративные – оказывающие неспецифическое оптимизирующее влияние на психику.
В социальной работе психотехнологии используются в деятельности специализированных психосоциальных учреждений и социальных служб.
Для того чтобы обеспечить эффективное использование психотехнологий в социальной работе, необходимо соблюдать следующие организационные принципы:
1. Добровольность.
Психологическая диагностика,
2. Научность. Методы, применяемые для оказания психологической помощи, должны быть научно обоснованы.
3. Профессионализм. Психологические техники, технологии должны применяться профессиональными психологами.
4. Внерелигиозность.
В социальной работе
5. Субъектность.
Клиент психосоциальной работы
– субъект самоизмениений, от
целей, намерений, усилий
6. Тренинговый формат. Контекст помощи меняется в психосоциальной работе на контекст самопомощи, предполагающий осознанность и активность клиента. Поэтому организация взаимодействия должна строиться как занятия, учеба, тренинг, курс, программа, т.е. как некоторый формат учебы. Тренинг – форма освоения практических навыков, больше всего соответствует сути и результату применения психотехнологий.
7. Отбор клиентов.
Работа с интенсивными
8. Технологизация и стандартизация программ. В психосоциальной работе необходима разработка стандартных программ психологической помощи для определенных категорий клиентов, где четко технологизирован весь процесс.
9. Сочетание групповой и индивидуальной работы. Процесс психологической помощи наиболее эффективен, когда применяются и индивидуальные и групповые психотехнологии [2, с.245].
При использовании психотехнологий в социальной работе психолог руководствуется также методическими принципами:
Главный результат применения психотехнологий в социальной работе – повышение уровня психической интеграции, т.е. повышение целостности психики клиента. Целостная психика здорова и эффективно функционирует.
Психосоциальные технологии должны давать следующий качественный эффект:
Первичный прием инвалида осуществляется медицинским психологом. Основной задачей первичного приема является формулирование целей психологической реабилитации инвалида в соответствии с его психологическим статусом и разработка конкретного плана реабилитационных мероприятий (психологическая часть реабилитационного маршрута). Осуществление данной задачи производится с помощью проведения экспертно-реабилитационной психодиагностики высших психических функций, особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик инвалида и его социально-психологического статуса, имеющих непосредственное отношение к социальной реабилитации.
Психологическая диагностика в рамках задач социальной реабилитации включает:
- оценку уровня
- оценку высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление);
- в случае локальных поражений головного мозга - диагностику высших корковых функций – праксис, гнозис, письмо, счет, чтение;
- оценку эмоционально-волевой
- диагностику личностных
- оценку микросоциальной сферы личности: социально-психологического климата в семье, особенностей системы отношений в семье и других социальных группах, в которые включен инвалид [10, с. 74].
При наличии в ИПР данных психологического обследования психолога бюро МСЭ (эмоциональная устойчивость, уровень притязаний, уровень и структура кругозора) психолог отделения социальной реабилитации может использовать уже имеющиеся данные, проводя психодиагностические процедуры, требующиеся для уточнения психологического статуса.
В процессе психологической диагностики психолог определяет не только степень нарушения психических функций и особенностей личности, но также степень их курабельности, реабилитационный потенциал инвалида, а также личностную готовность больного к получению психологической помощи, или, иначе говоря, мотивацию на социально-психологическую реабилитацию.
По данным психодиагностическо
Таким образом, задачи психологической реабилитации будут указывать, какие именно «психологические механизмы» будут восстанавливаться для достижения социальной интеграции.
По окончании первичной консультации психолог должен:
Психологом могут осуществляться следующие реабилитационные мероприятия: социально-психологическое и психологическое консультирование, психологическая коррекция, социально-психологический патронаж, психопрофилактическая и психогигиеническая работа, психологический тренинг, привлечение к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения.
В случае выявления у больного глубоких эмоциональных и личностных нарушений (неврозоподобная симптоматика, негативная картина мира, отрицательный «Я-образ», симптомы депрессии, тревоги и др.) психолог рекомендует больному пройти консультацию у психотерапевта.
При выявлении
в психологическом статусе
На протяжении всего процесса психологической реабилитации психолог осуществляет отслеживание динамики психического состояния больного, улучшение которого будет свидетельствовать об эффективности психологической реабилитации. По данным контрольных психодиагностических обследований также составляются заключения.
Реабилитация инвалидов — это процесс выработки у таких людей качеств, которые помогут им наиболее оптимально адаптироваться к окружающей среде. При разработке мероприятий по реабилитации необходимо учитывать особенности личности инвалида. Этим и объясняются занятия психолога с ними.
Психологическая реабилитация инвалида проводится психологом и психотерапевтом, включая психологическое консультирование, психокоррекцию, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологический тренинг, привлечение инвалидов к участию в группах поддержки, клубах общения.
Психологическое консультирование должно обеспечить оказание клиентам квалифицированной помощи в правильном понимании и налаживании межличностных взаимоотношений, связанных со способами предупреждения и преодоления семейных конфликтов, с методикой семейного воспитания, с формированием семейных и супружеских отношений в молодых семьях и созданием в них благоприятного микроклимата и др.
Социально-психологическое консультирование должно на основе, полученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших у него социально-психологических проблем, помочь ему раскрыть и мобилизовать свои внутренние ресурсы и решить его проблемы.
Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонение в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.