Психологическая подготовка к концертному выступлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Существует немалое количество рекомендаций к подготовке сценического выступления от многих выдающихся педагогов и исполнителей. Главное, что должен понять молодой исполнитель: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем больше выходишь на сцену – тем больше проявляется уверенности, ибо: сцена – лучшее лекарство от волнения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------- стр.1
1. ПСИХОЛОГИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА --------------------------------------------- стр.2
1.1.1.Анализ психологии концертного выступления ------------- стр.2-4
1.1.2.Установка на успех ------------------------------------------------ стр.4-5
1.1.3.Контакт с аудиторией -------------------------------------------- стр.5-6
1.1.4.От страха к уверенности -------------------------------------------- стр.6-7
1.1.5.Секрет успешного выступления ---------------------------------- стр.7-8
1.1.6.День концерта ----------------------------------------------------- стр.8
1.1.7.На сцене -------------------------------------------------- стр.8-9.
2.Советы и рекомендации для подготовки к исполнению на сцене. –стр.10
2.1.Предконцертные дни ------------------------------------------------ тр.10
2.2.Концертные дни ------------------------------------------------ стр.10-11
3.Эмоции -------------------------------------------------- стр.12
4.Заключение ------------------------------------------------ стр.13
5.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА --------------------------------- стр.14

Файлы: 1 файл

волнение.docx

— 32.02 Кб (Скачать файл)

 

                    Психологическая подготовка к концертному   выступлению.

                                     оглавление

ВВЕДЕНИЕ           --------------------------------------------------------------------------------  стр.1                                                        

1. ПСИХОЛОГИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА         ---------------------------------------------  стр.2                          

 1.1.1.Анализ психологии концертного выступления    -------------  стр.2-4

1.1.2.Установка на успех        ------------------------------------------------  стр.4-5                                              

1.1.3.Контакт с аудиторией         -------------------------------------------- стр.5-6

1.1.4.От страха к уверенности    -------------------------------------------- стр.6-7                                    

1.1.5.Секрет успешного выступления   ----------------------------------  стр.7-8                        

1.1.6.День концерта         ----------------------------------------------------- стр.8                                                

1.1.7.На сцене                        --------------------------------------------------  стр.8-9.                                                 

2.Советы и рекомендации для подготовки к исполнению на сцене. –стр.10                                                  

2.1.Предконцертные дни       ------------------------------------------------   тр.10                                        

2.2.Концертные дни                 ------------------------------------------------  стр.10-11                                     

3.Эмоции                                  --------------------------------------------------   стр.12                                       

4.Заключение                            ------------------------------------------------   стр.13                                        

5.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  ---------------------------------     стр.14                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

                                                 Стр.1              

                                              

                                              Введение:

«Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в  ступе не толочь,

Душа обязана  трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь…»

                                               Заболоцкий Н.А.

 

С самого первого выступления на эстраде, будь то ребенок, школьник или  студент, волнение всегда будет находиться с музыкантом. Так что же  такое это волнение, можно ли от него избавиться и нужно ли? Меня ,как  музыканта, волнует эта проблема ,поэтому в этой работе хочется разобраться в этом вопросе и, может быть, помочь молодым исполнителям научиться правильно относиться к волнению.

Существует немалое количество рекомендаций к подготовке сценического выступления от многих выдающихся педагогов и исполнителей. Главное, что должен понять молодой исполнитель: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем больше выходишь на сцену – тем больше проявляется уверенности, ибо: сцена – лучшее лекарство от волнения.

Музыкантам, прилежно занимающимся на инструменте, но испытывающим страх  перед сценой, надо внимательно отнестись к словам немецкого писателя XX столетия Альбрехта Шеффера: «Лодке в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась».

                                          Стр.2               

                         1.ПСИХОЛОГИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

«Исполнение программы без творческого  подъема – есть не более, чем математическая организация звуков во времени». Нет артиста, который ни разу не пострадал от негативных форм сценического волнения.

Н. А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое некоторыми музыкантами во время выхода на сцену, сопровождается изменениями в организме, типичными для любой стрессовой ситуации.

 

1.1. Анализ психологии концертного выступления

1.1.1.Причины страха перед сценой

Волнение всегда имеет определенное объяснение. Чтобы научится владеть  собой перед публикой, надо начинать с того, чтобы следить за собой  дома, где можно тренировать внимание и сосредоточенность ежедневно  и ежечасно. Так, вечно откладывая на завтра то, что необходимо сделать  сегодня, музыкант может расстроить функции памяти, так как нерешительность  ослабляет характер. Музыкант-исполнитель  вынужден

играть в заранее назначенный  день, независимо от настроения. Это  требует гибкости, способности сосредоточения внимания на том, что важно в данный момент. Качества эти вырабатываются годами ежедневной тренировки.

Волнение есть не что иное, как определенный вид тщеславия. Чувство неуверенности, чаще всего возникает в результате недостаточной работы.

                                           Стр.3

Но страх – это чувство  ненадежности. Ничего не следует так  бояться, как самого страха!Одной из самых распространенных причин волнения является внушенная извне мысль о возможном провале.

Если исполнитель играет с душой, публика и критика всегда простят  ему несколько фальшивых нот  и небольшую осечку памяти. Примеров такого снисхождения публики немало; взять хотя бы концертные исполнения программы А.Г. Рубинштейном: порой  его игра была не лишена некоторых  «туманных пятен» и шероховатостей (особенно в поздние годы концертной деятельности). Но эти шероховатости  не оставляли заметного следа  в восприятии слушателей – из-за силы художественного воздействия великого артиста. Музыкант должен игнорировать любой промах, допущенный на эстраде, иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже; нужно учится слушать себя спокойно и надеяться на лучшее. Все оборачивается к лучшему только в том случае, если прошлые неудачи рассматриваются как полезный урок.

Хотя волнение может иметь физические причины (например, холодные руки) .Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию. Такие симптомы, как тряска рук, дрожь коленей, «выпадение» текста, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходит на сцену, – являются основными проявлениями синдрома сценического волнения. Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального.

                                                 Стр.4

Особенности того или иного сценического состояния объясняются не столько  свойствами нервной системы, сколько  интеллектуально-творческими качествами личности. Нет двух артистов, которые  испытывают одинаковое психологическое  состояние в момент выхода на концертную площадку. Один исполнитель смертельно боится ошибиться, забыть текст; другой смущён обстановкой концертного  зала. Ему не по себе от сотен устремлённых на него глаз; кто-то хочет больше того, на что способен, и мучается, чувствуя свою беспомощность; кому-то всё надоело и он мечтает поскорее уйти домой. А некоторые музыканты испытывают состояние творческого подъёма и с радостью, с нетерпением ждут общения с публикой.

1.1.2. Установка на успех

Состояние готовности, или установка, имеет очень важное функциональное значение. Прежде всего, что такое  установка. По определению, это –  готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку  организма к действию, чрезвычайно  много, и они очень разнообразны. Например, ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его  форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет  и разводит пальцы и т. д. Подобные преднастройки позы руки иллюстрируют

моторную  установку. Спринтер на старте находится  в состоянии готовности к рывку  – это тоже моторная установка. Быть готовым к выходу на сцену с  чувством уверенности, верой в удачу  – вот что такое сценическая  установка.

                                                       Стр.5

Если  вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинаете  слышать шаги или подозрительные шорохи. Поговорка «у страха глаза  велики» отражает явления так  называемой перцептивной1 установки. Что  может быть хуже для успешного  выступления, как установка перед  выходом на сцену: «я сейчас ничего не сыграю»?

Причиной  сильного беспокойства может быть также  и очень вы­сокий уровень притязаний, неадекватно высокая или низкая оценка своих профессиональных качеств, повышенное чувство ответствен­ности.

Исполнителю, который с нетерпением ждёт выступления, легче обрести сценическое состояние, способствующее успеху. Чем больше исполнительский опыт, чем чаще музыкант выходит на концертную эстраду, тем  реже страдает он от недугов астенических2 форм сценического волнения. Однако опыт нельзя путать с привычкой. Чем шире жизненный и творческий кругозор исполнителя, чем больше у него профессиональных знаний, тем ярче и глубже способен он художественно истолковывать  сочинение и, следовательно, тем  легче ему направить своё волнение в русло творческих задач. «Стихия  музыки, подчинившая тебя, не оставляет  места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё - не только зрителей, зал, но и самого себя» (С. Т. Рихтер).

1.1.3.Контакт с аудиторией

Широко  распространен взгляд, согласно которому концертное исполнение всегда будто  бы хуже репетиционного. Наблюдения показывают, что многие артисты лучше играют при слушателях: контакт с аудиторией стимулирует у них большую  содержательность исполнения.

Как установить контакт со слушателем?

                                                   Стр.6

Можно по-разному подойти к присутствию многочисленной публики в зале. Можно направить свою любовь к зрителю (и это наверняка будет взаимно), а можно, игнорировав незримую помощь публики, остаться один на один со своими страхами. Кто боится аудитории, тот редко находит с ней контакт.

1.1.4.От страха к уверенности

Неопределенность  того, что ждет на эстраде, наполняет  душу артиста мрачными предчувствиями.

Нередки случаи, когда на сцене возможны так называемые случаи «выпадения»  текста. Нужно отметить, что наличие творческой настройки, укрепляет работу памяти. Если произведение действительно выучено, то никаких сомнений памяти, в сущности, не должно и быть. Сомнение в успехе, состояние беспокойства и неуверенности может подействовать разрушающе на творческую настройку. Музыкант не должен беспокоиться о том, как бы не забыть нотный текст. Уверенность, что произведение выучено надёжно, спасает от многих негативных форм эстрадного волнения.

Уверенность движений не менее важна, чем уверенность  памяти. Если движения рук и пальцев  вдруг становятся менее уверенными, то это сразу же отражается на звучании и эмоциональном тонусе игры.

Эмоциональное возбуждение - важнейшее условие  для успешного выступления музыканта. Важно, однако, чтобы оно не переходило за оптимальные для данной личности границы.

У каждого музыканта-исполнителя имеется собственный оптимальный уровень эмоционального возбуждения, который позволяет ему наиболее успешно реализовывать творческий замысел. Если возбуждение выше этого уровня, наступает дискоординация мыслей, ослабевает воля,

                                             Стр.7

снижается способность контролировать и анализировать  результаты исполнительского процесса, а в тех случаях, когда возбуждение  не достигает оптимальных границ, выступление, как правило, проходит бесцветно, неинтересно.

Важным  критерием готовности программы  к выступлению является исчезновение ощущения технических трудностей. Более  того, немало важное значение имеет  в связи с этим наличие технических  резервов: резерва беглости, резерва  выносливости, резерва силы и т.д.

Другим  не менее важным показателем как  технической, так и художественной готовностью программы является импровизационная свобода игры.

Успех достигается  там, где все три функции психики - интеллектуальная, эмоциональная  и двигательная - действуют согласованно, поочерёдно уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле.

1.1.5.Секрет успешного выступления

Универсальных рецептов для преодоления негативных форм сценического волнения не существует; каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к концертному  выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики артиста.

Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене  он обязан забыть о страхе и все  свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить  посредником между композитором и слушателем; показать наилучшее, на что он способен. И, в 

                                                   Стр.8

конце концов, выдающиеся пианисты достигают такого уровня, когда, по словам Гейне, «рояль исчезает, и нам открывается одна музыка».

1.1.6.День концерта

В день выступления  у большинства исполнителей возникает  так называемое «предконцертное волнение», основанное на беспокойстве за качество выступления. Правильная психологическая установка на успешное выступление, разумное сбережение нервно-психологической энергии в день концерта оказывает положительное влияние на исполнение программы на сцене.

1.1.7.На сцене

Пианистам бывает трудно приспособиться к незнакомому  инструменту. Весь концерт может  быть загублен

Информация о работе Психологическая подготовка к концертному выступлению