Психологическая подготовка к концертному выступлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Существует немалое количество рекомендаций к подготовке сценического выступления от многих выдающихся педагогов и исполнителей. Главное, что должен понять молодой исполнитель: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем больше выходишь на сцену – тем больше проявляется уверенности, ибо: сцена – лучшее лекарство от волнения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------- стр.1
1. ПСИХОЛОГИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА --------------------------------------------- стр.2
1.1.1.Анализ психологии концертного выступления ------------- стр.2-4
1.1.2.Установка на успех ------------------------------------------------ стр.4-5
1.1.3.Контакт с аудиторией -------------------------------------------- стр.5-6
1.1.4.От страха к уверенности -------------------------------------------- стр.6-7
1.1.5.Секрет успешного выступления ---------------------------------- стр.7-8
1.1.6.День концерта ----------------------------------------------------- стр.8
1.1.7.На сцене -------------------------------------------------- стр.8-9.
2.Советы и рекомендации для подготовки к исполнению на сцене. –стр.10
2.1.Предконцертные дни ------------------------------------------------ тр.10
2.2.Концертные дни ------------------------------------------------ стр.10-11
3.Эмоции -------------------------------------------------- стр.12
4.Заключение ------------------------------------------------ стр.13
5.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА --------------------------------- стр.14

Файлы: 1 файл

волнение.docx

— 32.02 Кб (Скачать файл)

•чрезмерно высокий или слишком низкий стул – обстоятельство, непосредственно связанное с привычками техники.

•затемненная клавиатура раздражает не меньше, чем свет, бьющий в глаза.

•температура артистической.

Замечание для женщин:

•высокие каблуки на эстраде противопоказаны: пианистке они мешают пользоваться педалью.

•через чур острый или «обрубленный» носок обуви также негативно сказывается на технике владения педалью.

•очень важным со всех точек зрения обстоятельством является одежда, но выбирать ее следует прежде всего из соображений удобства, причем в

                                            Стр.9

идеале  костюм должен быть настолько удобным, чтобы не отвлекать внимание исполнительницы.

•выходя на сцену и уходя со сцены, никогда не нужно торопиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Стр.10

2.Советы и рекомендации для подготовки к исполнению на сцене

2.1. В предконцертные дни, чем меньше занимается музыкант, тем лучше; он должен:

  • не напрягая внимания, просто просматривать программу.
  • накануне концерта (предпочтительно утром) нужно проиграть программу только один раз, не разделяя музыку на куски и не повторяя их отдельно.
  • если музыкант чувствует, что ему нужно позаниматься, он должен ограничит себя упражнениями или проигрыванием других произведений (желательно хорошо знакомых), не входящих в программу концерта.
  • В конце концов, если программа не готова – учить ее уже слишком поздно.
  • пару дней перед концертом можно гулять, ходить в кино, читать увлекательные книги, делать все что угодно, только не заниматься музыкой.

2.2.В день концерта важна каждая мелочь:

  • перед выходом из дома, одеваться следует не торопясь
  • на дорогу к месту выступления нужно предусмотреть время с большим запасом, чтобы не создать дополнительных ситуаций беспокойства.
  • в артистической ничто не должно волновать музыканта; даже лучшим друзьям доступ должен быть закрыт, чтобы они не могли принести с собой мысли о возможных волнениях и опасениях.Самый плохой способ провождения времени перед выступлением – это бессодержательный разговор за кулисами, рассеивающий внимание исполнителя, его творческий настрой. Ничем не лучше и молчаливое нервное хождение по артистической комнате.
  • Перед выходом на сцену желательно спокойно сидеть в удобной позе при несколько расслабленной мускулатуре,

                                               Стр.11

тренируя этим столь необходимую  для выступления волевую выдержку.

  • В процессе разыгрывания рук перед концертом нужно помнить о такой психологической особенности исполнителя, как темпы проигрывания: игра в быстром темпе перед самым выходом на сцену обычно ведет к усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной энергии.
  • Полезнее будет играть гаммы и упражнения или медленно проигрывать небольшие куски. Хотя, необходимо отметить, что разным исполнителям необходимы различные приемы самонастроя. Каждый пианист в праве выбирать то «лекарство», которое на него оказывает положительное воздействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

                                               Стр.12

3.Эмоции

Важнейшим моментом психологической подготовки исполнителя, предшествующим выходу на сцену, является вхождение в образ, вызвать состояние так необходимого для успешной игры состояния творческой приподнятости. Концертное выступление требует большого расхода нервно-психической энергии и значительного напряжения воли и внимания, накопление которых – в занятиях, требующих не только физических сил, но и сил эмоциональных.

Выдающиеся  исполнители также волнуются, выступая перед публикой, но они волнуются  не в обычном смысле этого слова; их состояние скорее представляет собой  возбуждение. Возбуждение можно  назвать полезным видом волнения, так как вместо страха оно вызывает повышенную выносливость и обостренность  чувств, дающую исполнителю возможность  превзойти самого себя. Первостепенной задачей каждого исполнителя  является граница между паническим страхом и сценическим волнением. Одно из них может созидать, другое – вносить хаос и разрушение.

  • В процессе подготовки к концертному выступлению, большую помощь может оказать искусственное моделирование состояния, близкого к сценическому. Создается как бы искусственная стрессовая ситуация, закаляющая волю исполнителя.
  • если волнуешься – очень помогает просто притвориться спокойным.
  • Самовнушение полезно связывать с картиной предстоящего успеха, считая ее заслуженной и справедливой наградой за хорошо сделанную работу, а не далекой, несбыточной мечтой.

 

 

                                          Стр.13

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исполнение  программы на сцене – конечный итог кропотливой работы в течение долгого времени. А. Гольденвейзер советовал: «Работать надо не над ноктюрном Шопена, а над собой. Надо расширять свой кругозор, воспитывать себя как человека. Нельзя думать, что человек, будучи ничтожеством, может хорошо играть Бетховена. Ничего из этого получится не может».

Музыкант-исполнитель  должен отбросить свои слабости и  устремится к тому, чтобы стать  на уровень духовной культуры и внутренней значимости соавтора композитора. Пианист  должен всю свою работу поставить  под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем и прочим, но и работу над… владением  собой; работой над верой в  свои творческие силы.

 

 

 

 

«Владей собой  среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в  себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти  их грех».

                                              («Заповеди» Р.Киплинга)

 

 

                                             Стр.14

5.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.Бычков Ю. Н. «Проблема смысла в музыке»

2.Гиппенрейтер Ю.Б. «Неосознаваемые процессы»

3.Гольденвейзер. «Об исполнительстве»

4.Маккиннон Л. «Игра наизусть»

5.Петрушин В. «Музыкальная психология»

6.Фейнберг. «Путь к мастерству»

7.Цыпин Г. М. «Исполнитель и техника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ССМШ  САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМ.   Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВА

 

 

 

 

 

 

                                              Р Е Ф Е Р А Т  

По психологии на тему: «Психологическая подготовка к концертному   выступлению».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнила:                                                           студентка II курса Комарова Анна


Информация о работе Психологическая подготовка к концертному выступлению