Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:39, контрольная работа
Действительно, чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы.
Введение
1. Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов
2. Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов
3. Упражнения в структуре общей психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
Список литературы
Национальный
государственный университет
Кафедра психологии
Реферат
по дисциплине «Психология ФК и С»
Тема: Психологическая подготовка спортсмена
Дата______________________
Отметка о зачете____________
Подпись проверившего_______
Мелихова Алина Андреевна
Содержание
Успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.
Психологическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Психологическая подготовка в основном направлена на создание возможностей для преодоления трудностей тренировочного процесса, а так же на формирование готовности к экстримальной деятельности в соревнованиях различного уровня.
Действительно, чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.
Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование – это и разрядка накопленного нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства спортсмена.
Следовательно,
организация психологической
В спорте существует понятие «классификация соревнований», которая предусматривает их разделение по видам: чемпионаты, первенства, кубковые соревнования , отборочные, предварительные и т.п.
Уровень соревнований оказывает значительное влияние на психику спортсмена, что, в свою очередь, требует определенной степени психологической готовности. Поэтому на практике осуществляются два типа психологической подготовки спортсменов к соревнованиям: общая и специальная к конкретному соревнованию.
Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В обобщенном виде представляет собой оптимизацию психической адаптации спортсмена к нагрузкам тренировочной деятельности.
Психологическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется за счет: непрерывного развития и совершенствования процесса спортивной тренировки; положительное отношение к тренировочному процессу. Особенно это касается видов спорта на выносливость, в которых спортсмен должен не только уметь терпеть монотонную работу на дистанции, но и любить такую работу. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер – это важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по-настоящему проявляется и закрепляется. Но формируется он в тренировочном процессе.
Основные критерии спортивного характера:
Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется:
Единство этих
черт спортивного характера
В основе общей психологической подготовки лежит рациональное использование внушения – прежде всего со стороны тренера. Часто, когда речь идет о внушении, подразумевается прямое, относительно некритическое восприятие человеком данных ему заранее заготовленных установок. Не правы те специалисты, которые считают такое внушение чуть ли не единственным способом управления спортсменом. В этом случае некритическое отношение к различным «психологическим наркотиком» - в виде научно необоснованных формул внушения, без обращения к сознанию спортсмена, без применения физических средств воздействия – не только не дает нужного результата, но и приносит явный вред.
Общая психологическая подготовка в основном осуществляется двумя путями.
Первый путь предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, направленным на психическую готовность к наиболее ответственному соревнованию в спортивной карьере: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность; концентрации и рапределению внимания; способам мобилизации на максимальные волевые и физические усилия.
Второй путь
предполагает обучение приемам моделирования
условий соревновательной борьбы посредством
словесно-образных моделей. Особенно значима
эта форма психологической
Известно, что спортивное совершенствование неотделимо от постоянной работы спортсмена над точностью ощущений при выполнении двигательных действий. Можно сотни раз за тренировку выполнить один и тот же прием, однако без оценки всех своих ощущений после каждой попытки, без анализа причин любой самой незначительной ошибки прогресса в эффективности не будет. Особенно важна такая работа именно на предсоревновательном этапе.
Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие как на сознание, так и на подсознание. Методы и психопедагогические мероприятия должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и поведение человека.
Комплексное использование данных методов совершенствует систему саморегуляции спортсмена. В последующем (в период соревнований) это облегчает работу саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсознания.
Побуждение к самовоспитанию осуществляется через обучение приемам саморегуляции. Существуют способы саморегуляции, связанные с отражением своего физического «Я». Они в наибольшей мере насыщены специальными приемами.
1. Контроль и регуляция тонуса мимических мышц.
Этот прием требует специальной тренировки. Наибольший эффект достигается, если в процессе овладения данным приемом спортсмен проверяет и закрепляет его в разнообразных жизненных ситуациях. Основным из критериев овладения этим приемом саморегуляции является способность ощущать свое лицо в виде маски (отсутствие мышечного напряжения).
2. Контроль и регуляция мышечной системы спортсменов.
Психическая напряженность всегда вызывает ее избыточное напряжение. Тренировка в расслаблении мышц осуществляется с помощью словесных самоприказов, самовнушений, способствующих сосредоточенности сознания на определенных группах мышц.
3. Контроль и регуляция темпа движений и речи.
Эмоциональная напряженность, наряду с мышечной скованностью, выражается в повышении привычного темпа движений и речи, при этом спортсмен начинает суетиться, беспричинно торопиться. В этом случае управление своим состоянием сводится к стремлению избавиться от суетливости, наладить четкий ритм своей деятельности, исключить необходимость спешки.
4. Специальные дыхательные упражнения.
Спокойное, ровное и глубокое дыхание способствует снижению напряжения. Усвоенное и хорошо закрепленное ритмичное дыхание оказывается высоко эффективным способом саморегуляции эмоционального напряжения.
5. Разрядка. Этот
прием дает «выход»
Наиболее эффективны способы саморегуляции, связанные с отражением своего духовного «Я» (направление сознания на самого себя) –
самовнушение,
самоубеждение и самоприказ, которые
применяются постоянно в