Психологическая подготовка спортсменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Действительно, чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы.

Содержание работы

Введение
1. Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов
2. Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов
3. Упражнения в структуре общей психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
Список литературы

Файлы: 1 файл

психологическая подготовка спортсмена.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Национальный  государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им.П.Ф.Лесгафта

 

 

Кафедра психологии

 

Реферат

 

по дисциплине «Психология ФК и С»

 

Тема: Психологическая подготовка спортсмена

 

 

 

 

 

Дата______________________                                                            Выполнила:

Отметка о зачете____________                                                 студентка 4 курса

Подпись проверившего_______                                           2 группы факультета                                    заочного обучения

Мелихова Алина  Андреевна 

 

 

                                               Санкт-Петербург

                                                2012

 Содержание

Введение

1. Процесс  воспитания в структуре общей  психологической подготовки спортсменов

2. Процесс  самовоспитания в структуре общей  психологической подготовки спортсменов

3. Упражнения  в структуре общей психологической  подготовки спортсменов к соревнованиям

Список литературы

Введение

 

Успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

Психологическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Психологическая подготовка в основном направлена на создание возможностей для преодоления трудностей тренировочного процесса, а так же на формирование готовности к экстримальной деятельности в соревнованиях различного уровня.

Действительно, чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.

Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование – это и разрядка накопленного нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства спортсмена.

Следовательно, организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств  личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности.

В спорте существует понятие «классификация соревнований», которая предусматривает их разделение по видам: чемпионаты, первенства, кубковые соревнования , отборочные, предварительные и т.п.

Уровень соревнований оказывает значительное влияние  на психику спортсмена, что, в свою очередь, требует определенной степени психологической готовности. Поэтому на практике осуществляются два типа психологической подготовки спортсменов к соревнованиям: общая и специальная к конкретному соревнованию.

Общая психологическая  подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В обобщенном виде представляет собой оптимизацию психической адаптации спортсмена к нагрузкам тренировочной деятельности.

Психологическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется за счет: непрерывного развития и совершенствования процесса спортивной тренировки; положительное отношение к тренировочному процессу. Особенно это касается видов спорта на выносливость, в которых спортсмен должен не только уметь терпеть монотонную работу на дистанции, но и любить такую работу. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер – это важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по-настоящему проявляется и закрепляется. Но формируется он в тренировочном процессе.

Основные критерии спортивного характера:

  • стабильность выступлений на соревнованиях;
  • улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;
  • более высокие результаты в период соревнований по сравнению с тренировочными;
  • лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.

Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям  определяется:

  • спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде (к условиям деятельности);
  • уверенностью спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, надежность действий, помехоустойчивость;
  • боевым духом спортсмена. Как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, т.е. к достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей.

Единство этих черт спортивного характера обусловливает  состояние спокойной боевой уверенности.

 

 

1. Процесс воспитания  в структуре общей психологической  подготовки спортсменов

 

В основе общей  психологической подготовки лежит рациональное использование внушения – прежде всего со стороны тренера. Часто, когда речь идет о внушении, подразумевается прямое, относительно некритическое восприятие человеком данных ему заранее заготовленных установок. Не правы те специалисты, которые считают такое внушение чуть ли не единственным способом управления спортсменом. В этом случае некритическое отношение к различным «психологическим наркотиком» - в виде научно необоснованных формул внушения, без обращения к сознанию спортсмена, без применения физических средств воздействия – не только не дает нужного результата, но и приносит явный вред.

Общая психологическая подготовка в основном осуществляется двумя путями.

Первый путь предполагает обучение спортсмена универсальным  приемам, направленным на психическую готовность к наиболее ответственному соревнованию в спортивной карьере: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность; концентрации и рапределению внимания; способам мобилизации на максимальные волевые и физические усилия.

Второй путь предполагает обучение приемам моделирования  условий соревновательной борьбы посредством  словесно-образных моделей. Особенно значима  эта форма психологической подготовки в тех видах спорта, где дается попытка, перед которой необходимо мысленно выполнить целостное действие (например, в прыжках на лыжах с трамплина).

Известно, что  спортивное совершенствование неотделимо от постоянной работы спортсмена над  точностью ощущений при выполнении двигательных действий. Можно сотни раз за тренировку выполнить один и тот же прием, однако без оценки всех своих ощущений после каждой попытки, без анализа причин любой самой незначительной ошибки прогресса в эффективности не будет. Особенно важна такая работа именно на предсоревновательном этапе.

Общим принципом  методики психологической подготовки спортсмена является воздействие как  на сознание, так и на подсознание. Методы и психопедагогические мероприятия должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и поведение человека.

  1. Лекции и беседы направлены на психологическое образование спортсменов. Их содержание должно включать в себя: объяснение особенностей психических состояний, характерных для спорта; обучение специфическим приемам, поведенческим актам и т.п. Следует помнить, что основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение.
  2. Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание бесед косвенно направлено на спортсмена. В данном случае основной метод воздействия – косвенное внушение.
  3. Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке). В состоянии расслабления спортсмены изучают и повторяют специально разработанные формулы самовнушения.
  4. Внушенный отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тяжести тела и тепла в мышцах. В состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулы (не повторяя и не противодействуя, не напрягаясь и не отвлекаясь). Метод воздействия – внушение, воздействие на сознательный и подсознательный уровни.
  5. Внушенный сон (гипноз) с сохранением высокой восприимчивости спортсмена к тому, что говорит ведущий. Воздействие на подсознание. Метод – императивное внушение.
  6. Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование заранее подготовленных или изученных ранее внушений в состоянии глубокого расслабления. Целью является перевод внушений в самовнушения, совершенствование механизмов саморегуляции. Метод -самовнушение.
  7. Размышления и рассуждения. Это способы перевода внушений в самовнушения, но только методом самоубеждения.

Комплексное использование данных методов совершенствует систему саморегуляции спортсмена. В последующем (в период соревнований) это облегчает работу саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов

 

Побуждение к самовоспитанию осуществляется через обучение приемам саморегуляции. Существуют способы саморегуляции, связанные с отражением своего физического «Я». Они в наибольшей мере насыщены специальными приемами.

1. Контроль и регуляция  тонуса мимических мышц.

Этот прием требует  специальной тренировки. Наибольший эффект достигается, если в процессе овладения данным приемом спортсмен проверяет и закрепляет его в разнообразных жизненных ситуациях. Основным из критериев овладения этим приемом саморегуляции является способность ощущать свое лицо в виде маски (отсутствие мышечного напряжения).

2. Контроль и регуляция  мышечной системы спортсменов.

Психическая напряженность  всегда вызывает ее избыточное напряжение. Тренировка в расслаблении мышц осуществляется с помощью словесных самоприказов, самовнушений, способствующих сосредоточенности сознания на определенных группах мышц.

3. Контроль и регуляция  темпа движений и речи.

Эмоциональная напряженность, наряду с мышечной скованностью, выражается в повышении привычного темпа движений и речи, при этом спортсмен начинает суетиться, беспричинно торопиться. В этом случае управление своим состоянием сводится к стремлению избавиться от суетливости, наладить четкий ритм своей деятельности, исключить необходимость спешки.

4. Специальные дыхательные  упражнения.

Спокойное, ровное и глубокое дыхание способствует снижению напряжения. Усвоенное и  хорошо закрепленное ритмичное дыхание  оказывается высоко эффективным способом саморегуляции эмоционального напряжения.

5. Разрядка. Этот  прием дает «выход» эмоциональному  напряжению. Как прием саморегуляции,  разрядка реализуется обычно  в специфических формах разминки (выполнение определенного упражнения в полную силу).

Наиболее эффективны способы саморегуляции, связанные  с отражением своего духовного «Я» (направление сознания на самого себя) –

самовнушение, самоубеждение и самоприказ, которые  применяются постоянно в тренировочном  процессе.

Информация о работе Психологическая подготовка спортсменов