Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:39, контрольная работа
Действительно, чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы.
Введение
1. Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов
2. Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов
3. Упражнения в структуре общей психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
Список литературы
Главное отличие самоубеждения от самовнушения заключается в том, что в первом случае выстраивают логический ряд доказательств, а во втором – подчас игнорируют всякую логику. Но все же лучше, когда к самовнушению добавляется ясное и стройное самоубеждение, а из самоубеждения вытекает четкий самоприказ. Если, например, трудно заставить себя выполнить определенный объем нагрузки, необходимо использовать больше самоубеждений типа: Надо потерпеть: без такой работы я не реализую свой функциональный резерв.
Однако надо учитывать, что самовнушение, как и внушение, нередко воздействует на подсознание, которое довольно капризно и непредсказуемо. Подсознание приходится обманывать в прямом смысле этого слова. Если, например, трудно начинать тяжелую тренировочную работу, то далеко не всегда помогут «заклинания» типа: Надо, надо! Можно внушать себе: Вообще-то ничего в ней трудного нет – такую работу я выполню систематически.
Формулы самовнушения обычно
содержат повторы отдельных
Могу, я могу сделать это! В них надо всячески избегать употребления частицы «не», которая имеет сильное негативное воздействие на подсознание.
Одним из главных приемов
Прежде чем начинать
Эффективным является способ
формирования чувства успеха, состоящий
из трех взаимосвязанных
Одна из задач
общей психологической
Это достигается с помощью средств ментальной тренироки (МТ).
Термин ментальная тренировка подразумевает систему словесных и образных воздействий на сознание спортсмена с целью оптимизации психических процессов и повышение психической дееспособности. По существу, - это система сознательного самопрограммирования достижения успеха как в спорте, так и в жизни, на базе ограниченного сочетания релаксации и умственного тренинга.
МТ представляет собой
Такая комплексная МТ
Овладение приемами МТ
Во всех случаях применения
МТ психорегулирующие
3. Упражнения
в структуре общей
Самым эффективным способом психологической подготовки спортсмена к успешному выступлению в соревнованиях является участие в соревнованиях. Для того чтобы решить эту противоречивую задачу, необходимо реализовать соревновательные условия в учебно-тренировочном процессе. Известно, что соревновательные упражнения достаточно часто и эффективно используются тренерами в ходе подготовки спортсменов: как при осуществлении технической и физической подготовок, так и при передаче специальных знаний.
Необходимо использовать следующие способы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям:
1) сбор достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и в особенности о противниках;
2) пополнение
и уточнение информации о
3) правильное
определение и формулировка
4) формирование общественно значимых мотивов выступления в соревновании;
5) вероятное
программирование
6) специальная
подготовка к встрече с
7) предусмотрение
приемов саморегуляции
8) отбор и
использование способов
Перед соревнованием в организме спортсмена происходят сложные изменения, выделяется 3 основные формы предстартовых реакций: готовность к борьбе, стартовая лихорадка и стартовая апатия (заторможенность).
Спортсмен должен знать, что соревновательная лихорадка и связанные с ней симптомы овладеют им. Тренер, как правило, стремится оказать положительное влияние на формирование предстартовой реакции, прибегая к различным мерам в последние дни и непосредственно перед соревнованиями.
Раннее предстартовое состояние начинается с момента извещения спортсмена о его участии в данном соревновании. Признаки волнения появляются в зависимости от важности старта. Даже мысль о соревновании приводит к учащению пульса, может появиться бессонница, пропасть аппетит, обозначиться резкая реакция на шутки друзей. Спортсмен не должен постоянно думать о соревнованиях. Тренировки в последние дни должны быть интересны, направлены на то, чтобы спортсмен поверил в свои силы.
Предстартовое состояние возникает в связи с непосредственной подготовкой к соревнованиям в пути и по прибытии на место их проведения. Стартовое возбуждение начинается с момента старта и может достигнуть апогея во время прохождения спортсменом дистанции.
Регулированию предстартового состояния способствует разминка. Спортсмены с сильно выраженной «предстартовой лихорадкой» должны проводить разминку спокойно; резкая разминка необходима для склонных к апатии.
Спортсмен, знающий симптомы «предстартовой лихорадки», может взять себя в руки и добиться улучшения результатов с помощью самовнушения: «Я хорошо тренирован, результаты последних соревнований хорошие, моя восприимчивость повысится благодаря небольшому возбуждению». Такое самовнушение достигается сравнительно просто.
Завершающим этапом всей психологической подготовки к соревнованиям служит непосредственная подготовка к выполнению соревновательных упражнений:
1. Контрольные мероприятия.
Проводятся в виде соревнований в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования), для которых характерны следующие элементы психологической напряженности: спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к победе, соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и т.п.
Важно, что присутствуют на этих соревнованиях посторонние люди (родители, знакомые, друзья спортсменов, руководители спортивной организации), что повышает значимость мероприятия в глазах спортсменов-участников. Также следует соблюдать основные для данного вида спорта традиционные ритуалы, правила ведения спортивной борьбы.
2. Товарищеские встречи.
Проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов из других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для спортсменов-участников.
3. Психофизические упражнения.
Эти упражнения
характеризуются выполнением
Использование психофизических упражнений требует: 1) постановки и решения конкретной тактической задачи; 2) наличия физической нагрузки (в качестве «помехи» для решения психологической задачи). Например, перед легкоатлетом ставится тактическая задача, связанная с прохождением дистанции (1/2 – бежать в среднем темпе, затем в максимальном), при этом на спортсмена одевается специальный пояс, увеличивающий его вес (тяжесть пояса зависит от тренированности спортсмена).
4. Психотехнические упражнения.
В их основе лежит выполнение определенных психологических задач в условиях максимальной точности технических действий соревновательного характера.
Осуществление этих упражнений требует: 1) постановки и решения достаточно сложных (в зависимости от уровня мастерства спортсмена) психологических задач; 2) использования для решения поставленной задачи основных технических соревновательных действий. Например, боксер должен по сигналу тренера выполнить определенный удар (или серию ударов), причем оценивается и быстрота реакции спортсмена на сигнал тренера, и быстрота и точность технических действий. Или боксер должен за 10 с нанести максимальное количество ударов, а оцениваться при этом будут техническое исполнение, количество и сила ударов.
5. Интеллектуальные задачи (безфизической нагрузки и технических действий).
Этот прием требует: 1) разработки специальных задач, включающих в себя теоретические описания соревновательных ситуаций (экстремальных); 2) решение их спортсменом за определенное время (срок зависит от опытности спортсмена); 3) последующего обсуждения принятого спортсменом решения (эффективность, рациональность, оптимальность предполагаемых действий).