Психологическая подготовка волейболистов высокой квалификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:22, реферат

Описание работы

В условиях возрастающей тенденции роста конкурено-способных
команд в современном волейболе роль психологической подготовки
становится приоритетной для достижения победы над соперником.
Наблюдения показывают, что исход соревнований по волейболу
определяется в значительной степени психологическими факторами

Содержание работы

Введение 3 стр.
1. Совершенствование общих психических качеств волейболистов 5 стр.
2. Воспитание морально-волевых качеств личности спортсмена. 5 стр.
3. Развитие волевых качеств. 5 стр.
4. Развитие процессов восприятия. 6 стр.
5. Восприятие движений. 9 стр.
6. Специализированные восприятия. 10 стр.
7. Развитие внимания. 10 стр.
8. Развитие тактического мышления, памяти, представления и
воображения. 11 стр.
9. Развитие способности управлять своими эмоциями. 12 стр.
10. Особенности психологической подготовки к конкретным
соревнованиям 12 стр.
11. Показатели психомоторной активности волейболисток высокой
квалификации 14 стр.

Список используемой литературы 16 стр.

Файлы: 1 файл

Психологическая подготовка волейболистов высокой квалификации..doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По  дисциплине

«Психология ФК» 
 

Реферат 

Тема: Психологическая  подготовка волейболистов  высокой квалификации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнил студент:

3-го  курса ИЗДО

1-й  группы:

Рябчук  А.П 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Г.Москва 

Содержание 

          Введение                                                                                                                   3 стр.

     
    1.   Совершенствование общих психических качеств волейболистов               5 стр. 
     
    2.   Воспитание морально-волевых качеств личности спортсмена.                    5 стр.

     
    3.   Развитие волевых качеств.                                                                                   5 стр.

     
    4.   Развитие процессов восприятия.                                                                          6 стр.

     
    5.   Восприятие движений.                                                                                           9 стр.

     
    6.   Специализированные восприятия.                                                                     10 стр.

     
    7.   Развитие внимания.                                                                                                10 стр.

     
    8.   Развитие тактического мышления, памяти, представления и 
           воображения.                                                                                                           11 стр.

     
    9.  Развитие способности управлять своими эмоциями.                                      12 стр.

     
    10. Особенности психологической подготовки к конкретным 
           соревнованиям                                                                                                       12 стр.

     
    11. Показатели психомоторной активности волейболисток высокой

          квалификации                                                                                                         14 стр. 

         Список используемой литературы                                                                       16 стр.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

    В условиях возрастающей тенденции роста конкурено-способных  
    команд в современном волейболе роль психологической подготовки 
    становится приоритетной для достижения победы над соперником. 
    Наблюдения показывают, что исход соревнований по волейболу 
    определяется в значительной степени психологическими факторами. Чем 
    ответственнее соревнования, тем напряженнее спортивная борьба и тем 
    большее значение приобретает психологическое состояние спортсменов.  
    В волейболе множество примеров, когда вопреки всем предсказаниям, 
    основанным на оценке физической, технической и тактической 
    подготовленности игроков, выигрывает относительно слабая команда. 
    Объясняют же это, как правило, психологическими факторами. Высокий 
    эмоциональный подъем, желание победить нередко приводят к победе над 
    более сильным противником, который недооценивает соперника и вступает 
    с ним в борьбу в состоянии меньшей мобилизованности.  
    Специфика определенного вида спорта накладывает от печаток на 
    развитие тех или иных сторон психики человека и его восприятий: 
    внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций, морально-волевых 
    качеств. Так, решительность и смелость, например, автогонщика 
    качественно отличаются от решительности и смелости волейболиста. 
    Следовательно, для того чтобы определить и уточнить круг задач и их 
    содержание в психологической подготовке волейболистов, необходимо 
    изучить психологические особенности их деятельности. Знание этих 
    особенностей поможет целенаправленно и планомерно воспитывать те 
    психические качества волейболистов, которые необходимы для успешного 
    выступления в соревнованиях.  
    Известно, что волейбол как спортивная игра характеризуется большой 
    эмоциональной насыщенностью. Психологические особенности деятельности 
    волейболиста определяются характером игровых действий, объективными 
    особенностями соревновательной борьбы. С помощью аппаратуры, 
    киносъемки и других объективных методов регистрации действий

    волейболистов специалисты  сумели охарактеризовать 
    некоторые временные параметры игровых действий. Так, скорость полета 
    мяча при нападающем ударе равна 20-30 м/с, при подачах 12-15 м/с, 
    время передачи для нападающего удара (вторая передача) равно 1,10-1,40 
    сек, а прострельной передачи м/с 0,60-0,70 сек, время приема подачи 
    1,40-1,50 сек, прием нападающего удара 0,35-0,45 сек. Блокирование 
    совершается за 2,00-2,05 сек, причем в три этапа: 1) распознавание 
    действий противника и определение зоны, где необходимо ставить блок 
    0,30-0,50 сек; 2) перемещение в зону блокирования 1,00-1,15 сек; 3) прыжок и

    вынос рук над  сеткой 0,4-0,50 сек.  
    Основные двигательные действия волейболистов это быстрые перемещения, 
    прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным 
    риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все действия 
    характеризуются изменчивостью в процессе игры. На тренировках 
    волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных 
    навыков, которые складываются из большого количества приемов защиты и 
    нападения. Сложность игровых действий заключается и в том, что этот 
    арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях

    и в условиях, требующих от игрока исключительной точности и 
    дифференцированности движений, быстрого переключения с одних форм 
    движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру.  
    Анализ действий волейболистов показывает, что у высококвалифицированных

    спортсменов игровые навыки настолько высоко автоматизированы, что те

    действия, которые, казалось бы, должны были 
    строиться по типу сложной реакции, строятся по типу простой. 
    Внезапность, молниеносность и точность действий в волейболе вызывают 
    необходимость развивать у игроков быстроту реакции, а также быстроту 
    движений, которые связаны с высокой скоростью полета мяча.  
    Под влиянием тренировки у игроков до минимума сводятся такие 
    составные части латентного периода реакции, как моменты различения, 
    узнавания и особенно выбора действий, за счет выработки 
    соответствующего динамического стереотипа.  
    Но в волейболе нельзя доверяться только одной быстро те реакции. 
    Совершенствуя ее, необходимо вырабатывать умение предвидеть возможные 
    игровые моменты.  
    Почти все действия волейболистов происходят на основе зрительныхлл 
    площадке, непрерывное движение мяча, а также умение быстро 
    ориентироваться в сложившихся условиях важнейшие качества 
    волейболистов, которые предъявляют весьма высокие требования к объему 
    поля зрения игроков и точности их глазомера.  
    Тактические действия в волейболе крайне многообразны. Создание 
    ситуаций, в которых имеется наилучшая возможность для осуществления 
    заранее задуманных приемов, маскировка собственных намерений и 
    действий все это предъявляет высокие требования к мышлению 
    волейболистов. Тактическое мышление волейболиста имеет свои 
    специфические особенности. В процессе выполнения того или иного 
    технического приема оно включено в само действие, неотделимо от него и связано не 
    только с отысканием правильного тактического хода, но и с его 
    реализацией. Так, принимая мяч после на падающего удара противника, 
    волейболист должен мгновенно оценить сложившуюся ситуацию, 
    спланировать свои действия, принять наиболее правильное в данный 
    момент решение и реализовать его в быстром и точном приеме, т.е. 
    мышление носит действенный характер. Другая особенность заключается в 
    том, что в групповых действиях мышление носит наглядно-образный 
    характер, требующий высокого развития пространственных и временных 
    представлений, оперативности в оценке ситуации и принятии решения.  
    Быстрый темп игры, ее длительность, напряженность соревновательной 
    борьбы, постоянная готовность к выполнению ответных действий, большая 
    ответственность за каждое действие, особенно в присутствии большого 
    количества бур но реагирующих зрителей, определяют насыщенность игры 
    разнообразными эмоциями, одни из которых оказывают положительное 
    влияние, другие отрицательное.  
    Эмоциональное состояние волейболистов все время колеблется в 
    процессе игры в зависимости от хода поединка и нередко доходит до 
    стадии аффекта или полной апатии. Вероятно, этим можно объяснить такие 
    перепады в игре волей больной команды, как выигрыш одной партии, 
    например, со счетом 25:12 и проигрыш следующей с таким же счетом. Вся 
    кое бурное эмоциональное состояние или состояние самоуспокоенности 
    сразу же отрицательно отражается на качестве технических приемов и 
    тактических действий волейболистов.  
    Волейбол предъявляет большие требования к психическим качествам 
    спортсмена. При равном техническом и тактическом мастерстве побеждает 
    команда, игроки которой проявляют большую волю к победе. В процессе 
    учебно-тренировочной работы и соревнований перед спортсменами 
    возникает большое количество объективных и субъективных трудностей, 
    преодоление которых требует различных волевых качеств.  
    Волейбол коллективная игра, и успешность действий достигается 
    коллективными усилиями всех членов команды. Задачи и действия каждого 
    спортсмена диктуются выполняемыми им функциями, но подчинены общим 
    задачам коллектива. Такие понятия, как взаимосвязь, взаимозависимость,

    взаимодействие, взаимопонимание, взаимо-страховка не только 
    определяют степень сыгранности отдельных игроков, звеньев и всей 
    команды в целом, но и характеризуют моральные качества спортсменов: 
    взаимопомощь, товарищескую поддержку, чувство коллективизма.  
    Следует отметить, что при построении процесса психологической 
    подготовки необходимо исходить из двух взаимосвязанных задач:  
    совершенствование общих психических качеств;  
    психологическая подготовка к конкретным соревнованиям.  
     

1. Совершенствование общих психических качеств волейболистов 
 
Общая психологическая подготовка волейболистов осуществляется в 
период спортивного совершенствования, а не только перед предстоящими 
соревнованиями.  
Основные задачи общей психологической подготовки волейболиста 
следующие:  

    1. Развитие морально-волевых качеств личности спорт смена.  
    2. Развитие процессов восприятия, в том числе формирование и 
    совершенствование специализированных видов восприятия, таких, как 
    «чувств о мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство 
    времени», «чувство партнера».  
    3. Развитие внимания, в частности, его объема, интенсивности, 
    устойчивости, распределения и переключения. 
    4. Развитие тактического мышления, памяти, представления и 
    воображения, способности быстро и правильно оценивать игровую 
    ситуацию, принимать эффективное решение 
    и контролировать свои действия. 
    5. Развитие способностей управлять своими эмоциями в процессе 
    подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры.  

2. Воспитание морально-волевых качеств личности спортсмена.

 
Очень важно в процессе учебно-тренировочной  работы не только 
подготовить высококвалифицированного спортсмена с точки зрения 
его физических качеств и технико-тактических навыков, но и оказать 
положительное влияние на развитие его характера, совершенствование

 мировоззрения, духовной сферы, формирование чувства коллективизма, 
разносторонних интересов и т.п.  
Важнейшим фактором развития личности служит само воспитание, 
организация которого должна направляться тренером. Особенности 
формирования морально-волевых качеств личности волейболистов и их 
проявление находятся в тесной связи со спецификой волейбола 
коллективным характером игры.  
Воздействие коллектива велико. Но это зависит от его состава и от 
того, какие в нем преобладают традиции, какие взаимоотношения и 
связи. Как правило, коллектив благотворно воздействует на 
формирование положительных свойств личности спортсменов. Однако в 
коллективах, где тренеры уделяют недостаточное внимание воспитательной 
работе, нередко выделяются волейболисты, неплохо освоившие игровые 
навыки, но неустойчивые в моральном отношении. Они порой оказывают 
отрицательное влияние на коллектив. Следует всегда помнить, что 
моральное состояние волейбольной команды находится в прямой 
зависимости от характера как игровых, так и личностных 
взаимоотношений внутри команды. Чувство коллективизма, товарищеские 
взаимоотношения и помощь, сплоченность спортсменов необходимое 
условие успешных выступлений команды. Поэтому трене ру по волейболу 
особое внимание следует уделять вопросам межличностных 
взаимоотношений, комплектованию команды  

3. Развитие волевых качеств.  

Большое напряжение внимания, сложность двигательных навыков, острая

соревновательная борьба, лимит времени и вообще вся волейбольная деятельность

требуют от спортсмена большого напряжения воли. Волевые качества волейболистов

проявляются в действиях, направленных на преодоление трудностей определяемых 
спецификой данного вида спорта. Чтобы развивать те или иные волевые качества необходимо учитывать конкретные ситуации, с которыми сталкивается спортсмен в процессе 
подготовки. Существует два вида трудностей объективные и субъективные. 
Объективные трудности обусловлены особенностями игры в волейбол, а субъективные связаны с особенностями личности спортсмена. 
 

Волевая подготовка это  сложный и длительный процесс. Основным и 
необходимым условием развития волевых качеств у волейболистов 
является систематическое выполнение в процессе учебно-тренировочных 
занятий упражнении, требующих приложения волевых усилий .  
Основные волевые качества, которыми должен обладать волейболист:  
целеустремленность и настойчивость;  
выдержка и самообладание; 
решительность и смелость;  
инициативность и дисциплинированность Целеустремленность и 
настойчивость. Эти качества выражаются в ясном осознании целей и 
задач, стоящих перед волейболистами, в активном и неуклонном 
стремлении к повышению спортивного мастерства, в трудолюбии  
Выдержка и самообладание. Эти качества выражаются в преодолении 
отрицательных эмоциональных состояний (чрезмерная возбудимость, 
растерянность, подавленность и т.п.) для предупреждения утомления.  
Решительность и смелость. Эти качества выражаются в способности 
своевременно находить и принимать обдуман ные решения в ответственные 
моменты игры и без колебания приводить их в исполнение. Смело, не 
боясь принять на себя ответственность, вступить в единоборство. 
Активно действовать во имя достижения цели в опасных и ответственных 
ситуациях.  
Инициативность и дисциплинированность. Эти качества выражаются в 
способности спортсмена вносить в игру творчество, инициативу. Игрок, 
обладающий инициативностью, является организатором, ведет за собой 
команду. Дисциплинированность выражается в умении подчинять свои действия

задачам коллектива. Обязательная дисциплина пред полагает не 
слепое подчинение по принуждению, а добровольное подчинение на основе 
осознания необходимости выполнения своего долга.  
Волевые качества неразрывно связаны и взаимно обусловлены. Не у всех 
волейболистов волевые качества раз виты равномерно. Процесс 
формирования этих качеств не должен происходить стихийно, им надо 
управлять. Поэтому чем правильней будет организован тренировочный процесс

Информация о работе Психологическая подготовка волейболистов высокой квалификации