Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:22, реферат
В условиях возрастающей тенденции роста конкурено-способных
команд в современном волейболе роль психологической подготовки
становится приоритетной для достижения победы над соперником.
Наблюдения показывают, что исход соревнований по волейболу
определяется в значительной степени психологическими факторами
Введение 3 стр.
1. Совершенствование общих психических качеств волейболистов 5 стр.
2. Воспитание морально-волевых качеств личности спортсмена. 5 стр.
3. Развитие волевых качеств. 5 стр.
4. Развитие процессов восприятия. 6 стр.
5. Восприятие движений. 9 стр.
6. Специализированные восприятия. 10 стр.
7. Развитие внимания. 10 стр.
8. Развитие тактического мышления, памяти, представления и
воображения. 11 стр.
9. Развитие способности управлять своими эмоциями. 12 стр.
10. Особенности психологической подготовки к конкретным
соревнованиям 12 стр.
11. Показатели психомоторной активности волейболисток высокой
квалификации 14 стр.
Список используемой литературы 16 стр.
В тактических действиях
волейболистов реализуется их
творческое мышление, память, представление
и воображение. В волейболе
побеждает тот, кто
действует не по стандарту, кто обладает
умением осуществлять
тактические замыслы с учетом действий
команды противника, причем все
это необходимо выполнять в условиях жесткого
лимита времени и в
состоянии сильного эмоционального возбуждения.
Для достижения победы в соревнованиях
надо уметь при менять,
целесообразные методы спортивной борьбы,
находить наиболее эффективные
в данных условиях способы и приемы, применять
неожиданные для
соперников комбинации, создавать ситуации,
благоприятные для своей
команды.
В целях повышения тактического мастерства
волейболистов необходимо
развивать следующие способности:
наблюдательность умение быстро и правильно
подмечать по ходу
поединка важные моменты соревнователь
ной борьбы, быстро и правильно
ориентироваться в сложной игровой обстановке;
сообразительность умение быстро и правильно
оценивать ситуации,
учитывать их последствия;
инициативность умение быстро самостоятельно
при менять эффективные
тактические приемы;
предвидение умение разгадывать тактические
замыслы противника и
предвидеть результаты как его, так и своих
действий на площадке.
9.
Развитие способности
управлять своими эмоциями.
Большая двигательная
активность игроков, быстро меняющаяся
игровая
обстановка, чередование удач и неудач,
физическое напряжение, кроме
того, влияние зрителей, активно выражающих
свое отношение к тому, что
происходит на волейбольной площадке,
все это дает право считать волейбол эмоциональным
видом спорта. Для процесса игры характерны
не
только ярко выраженные положительные
и отрицательные эмоциональные
состояния, интенсивность их переживания,
но и то, что переменность
успеха во время игры определяет резкую
их смену.
Интенсивность эмоциональных состояний
зависит от значимости
соревнований. В течение игры она неодинакова.
Наиболее интенсивные
эмоции проявляются в ответственные моменты
игры, особенно в конце
партий.
Характер и содержание эмоциональных
состояний оказывает большое
влияние как на активность волейболистов
в процессе учебно-тренировочных
занятий, так и на эффективность игровых
действий. Самообладание и
эмоциональная устойчивость помогают
волейболисту избегать излишних
возбуждений во время тренировочных занятий
и соревнований, сохранять
нужную координацию и точность движений,
ясность тактической мысли и
т.п.
В психологии спорта
разработаны специальные
применяться в целях:
снятия или снижения физического утомления
и восстановления
спортивной работоспособности;
снятия или снижения нервного утомления
и переутомления, связанного с
эмоциональным перенапряжением во время
тренировочных занятий и
соревнований;
снятия или снижения неблагоприятных
эмоциональных состояний перед
соревнованием и во время игры и успокоения
при излишнем нервном
возбуждении;
борьбы с бессонницей.
Обучение волейболистов приемам саморегуляции
эмоциональных состояний
требует обычно не менее двух-трех меся
ев систематических занятий.
Эффективность применения приемов саморегуляции
возможна лишь в том
случае, если спортсмен полностью овладел
этими приемами как в процессе
тренировочной, так и в соревновательной
деятельности.
10.
Особенности психологической
подготовки к конкретным
соревнованиям
Прогрессирующая острота соревновательной
борьбы в современном спорте
нередко сопровождается предельны ми
физическими и психическими
напряжениями, выражающимися в состоянии
тревоги, лихорадки или
апатии, что в конечном счете приводит
к нервным стрессам.
Психологическая подготовка волейболистов
к предстоящим соревнованиям
осуществляется на базе общей психологической
подготовки и связана с
решением задач, поставленных перед спортсменом
в данном конкретном
соревновании. К их числу следует отнести:
1Осознание игроками особенностей и задач
предстоя щей игры.
2. Изучение конкретных условий предстоящих
соревнований (время и
место игр, освещенность, температура
и т.п.).
3. Изучение сильных и слабых сторон противника
и под готовка к
игровым действиям с учетом этих особенностей.
4. Осознание и оценка своих собственных
возможностей в настоящий
момент.
5. Преодоление отрицательных эмоций, вызванных
пред стоящей игрой.
6. Формирование твердой уверенности в
своих силах и возможностях
выполнения поставленных задач в предстоя
щей игре.
Каждый волейболист испытывает перед
игрой (да и во время поединка)
сложные эмоционально-волевые состояния,
которые оказывают как
положительное, так и отрицательное влияние
на его спортивные
действия, чем и обусловливается перестройка
психологических и
физиологических процессов в его организме.
Одни волейболисты
испытывают эмоциональный подъем, уверенность
в своих силах, что повышает
готовность организма
к выполнению предстоящих игровых действий.
У других игроков возникают пере возбуждение
или апатия, неуверенность,
боязнь поражения, что снижает готовность
организма и возможности спорт
смена. Очень часто приходится наблюдать
волейболистов, которые в
процессе тренировок демонстрируют высокое
мастерство, но во время игры
их порой трудно узнать: они выглядят как
неопытные новички.
Один из основных факторов, влияющих на
уровень готовности,
эмоциональное состояние перенапряжения
или, на оборот, апатии перед
игрой. Такое состояние принято называть
предстартовым. Различают
четыре вида предстартовых состояний:
состояние боевой готовности;
стартовая лихорадка;
стартовая апатия;
состояние самоуспокоенности.
Состояние боевой готовности самое благоприятное.
Для данного
состояния характерны следующие особенности:
общий эмоциональный
подъем, бодрость, воодушевление, внутренняя
собранность и
сосредоточенность, наличие активного
стремления к достижению победы, уверенность
в своих силах, обострение
процессов восприятия, внимания, мышления,
памяти, воображения и
представления.
Стартовая лихорадка характеризуется
преобладанием процессов
возбуждения, что проявляется в сильном
волнении, неустойчивом
эмоциональном состоянии, быстрой смене
од них эмоций другими,
импульсивности, раздражительности. Внешне
данное состояние проявляется
в дрожании рук и ног, потливости в различных
позывах, повышенной
речевой активности и т.п.
Стартовая апатия состояние противоположное
стартовой лихорадке. Для
нее характерны пониженная возбудимость,
вялость всех психических
процессов, сонливость, отсутствие желания
участвовать в игре, упадок
сил и неверие в свои силы, резкое ослабление
процессов восприятия, внимания,
мышления, скованность
движений и замедленность реакций,
необщительность, состояние угнетенности.
Внешне данное состояние
проявляется в снижении мышечного тонуса,
бледности лица, в изменении
ритма дыхания, появлении одышки, холодного
пота, пересыхания рта и
т.п.
Состояние самоуспокоенности характеризуется
отсутствием готовности к
волевым напряжениям, переоценкой своих
сил и возможностей, недооценкой
сил противника, важности игры и т.п.
Имеется еще множество промежуточных
пред игровых со стояний.
Преодоление отрицательных эмоциональных
состояний и их регулирование
может быть осуществлено при по мощи специальных
приемов. Они сводятся
к следующему:
1. Сознательное подавление спортсменом
отрицательных эмоций.
Волейболист не должен внешне выражать
сильное волнение, неуверенность.
Наоборот, мимикой, движениями он должен
стараться выразить состояние
уверенности, бодрости.
2. Применение в разминке специальных упражнений,
движений, различных
по скорости, темпу, амплитуде, мышечному
напряжению (в зависимости от
особенности эмоционального состояния),
которые могут снизить
возбуждение или снять состояние подавленности.
3. Регуляция дыхания при помощи специальных
дыхательных упражнений
(по глубине, интенсивности, часто ты, ритму,
продолжительности).
4. Воздействие при помощи слова. Словом
можно чело века окрылить,
вселить уверенность, обрадовать, успокоить
и, напротив, огорчить и
т.п. Большую роль играет применение самоприказа,
самоободрения,
самопобуждения («я вы играю», «я добьюсь»,
«я должен» и т.п.).
5. Преднамеренное изменение направленности
и содержания мыслей и
представлений. В преодолении пред игрового
волнения волейболистам
помогают воспоминания об удачно проведенных
играх, друзьях и т.д. Тем
самым спорт смены не только создают установку
на активную игровую
деятельность, но и вытесняют из своего
сознания неблагоприятные
эмоциональные состояния.
6. Применение специального массажа, оказывающего
на спортсмена
успокаивающее или возбуждающее воздействие.
7. Применение приемов аутогенной тренировки
в целях снятия или
снижения влияния неблагоприятных эмоций
перед игрой и снятия
излишнего нервного возбуждения.
Успех выступления команды в соревнованиях
во многом зависит от
умелого управления и руководства командой.
При участии команды в турнире необходимо
установить рациональный
режим, при этом свободный день надо максимально
использовать для
отдыха и восстановления, но обязательно
провести легкую тренировку с
мячом. В игровой день необходимо избегать
каких-либо напряженных действий,
длительных прогулок,
экскурсий, долгого лежания. Питание
должно
быть умеренным, привычным, за 3-4 часа до
игры.
Для предупреждения неблагоприятных эмоциональных
со стояний и
формирования состояния готовности к
игре, а так же ускорения
врабатываемости большое значение имеет
разминка. Разминку спортсмены
должны проводить самостоятельно, причем
инертному игроку нужно в
разминку включать несколько групповых
упражнений. При этом тренер
должен провести 2-3-минутную беседу со
всеми игроками вместе с
запасными, в которой напомнить основные
положения пред стоящей игры и
дать пред игровую установку.
В процессе игры возникает множество моментов,
ситуаций, которые
требуют оперативного вмешательства трене
ра, Например, ввести
некоторые коррективы в действия игроков
команды, которые почему-либо
отходят от принятых установок, или при
неопределенных действиях
игроков соперника как в защите, так и
в нападении и т.п. Для этого
тренер использует замены игроков и перерывы,
предусмотренные
правилами игры. Замены могут быть произведены
по различным причинам
для отдыха игрока, для увеличения или
сбивания темпа игры, для смены
тактических действий при неуверенной
игре спортсмена, при неоднократных
ошибках и т.д. Но при
этом не рекомендуется злоупотреблять
заменами и проводить их без основания.
Тренер должен хорошо знать
своих игроков и особенности их по ведения
в различные периоды игры.
Недопустима замена при однократной ошибке.
Это может вызвать у
спортсмена состояние неуверенности,
нервозности.
Перерывы используют для отдыха, для изменения
тактического рисунка
игры и корректировки индивидуальных
действий, для сбивания темпа
игры, при потере инициативы или при растерянности
игроков, для
поднятия духа в команде.
При подготовке команды и каждого игрока
в отдельности к конкретным
соревнованиям или игре тренер не ограничивается
только
психологической подготовкой игроков
своей команды, он должен снабжать
команду необходимой информацией о слабых
или сильных сторонах игроков
команды противника, используя при этом
данные «спортивной разведки».
Во всех случаях указания тренера должны
быть лаконичны ми, точными и
ясными, тон уверенный и спокойный.
11. Показатели психомоторной активности волейболисток высокой квалификации
Конечный победный
результат в современном волейболе, как
и в других
видах спортивных игр, зависит не только
от высокого уровня совершенства
физической, технико-тактической и игровой
подготовленности
спортсменов, но и во многом (если не в
решающей мере) определяется
степенью их психологической готовности
к конкретным соревнованиям.
Роль психологической подготовленности
особенно возрастает когда
спортсмены, участвующие в определенных
соревнованиях, находятся
примерно на одинаковых уровнях в физическом
и технико-тактическом
отношении. Так, изучение показателей,
характеризующих психомоторную активность
волейболисток, позволило
тренерам целенаправленно решать
вопросы психологической подготовки игроков
и команды в целом.
Психофизиологические измерения проводились
на хронорефлексометрическом комплексе
КХР-01. Определялось время двигательной
реакции (ВДР) на различные световые сигналы
и движущийся объект
(РДО).
Учитывался латентный и моторный компонент
двигатель ной реакции на
красный, желтый, белый светоцветовые
сигналы, а также звуковой
раздражитель, выбор которых был обусловлен
цветом игровых мячей.
Для оценки чувства времени испытуемому
предлагался объект в режиме
запаздывания в зависимости от скорости
наблюдаемого объекта (0,2 Гц )
определить временной промежуток в 2 секунды.
Все указанные параметры
регистрировались исходя из 10 пробных
зачетных попыток.
Измерение времени реакции на различные
цветовые, световые и звуковые
раздражители проводилось в следующих
режимах: длительность действия
раздражителя 1 сек, интервал 3 сек, количество
повторений 10.
Реакция на движущийся объект определялась
при частотах 0,2 и 1 Гц в
режимах опережения и запаздывания времени
реакции спортсмена по 10
показаний на каждой частоте.
Внезапность, высокая скорость и точность
двигательных действий в
волейболе вызывает необходимость развивать
у игроков быстроту реакции,
своевременность дифференцировки
движущегося объекта, быстроту
движений. Однако в практике бывает далеко
не всегда так. В частности,
опытный волейболист, обладающий высокой
двигательной активностью и
техникотактической подготовленностью,
в силу относительно слабой
психологической готовности нередко на
игровую ситуацию реагирует
неадекватно не точно, несвоевременно
и нерационально.
Отмеченное предположение наглядно подтверждается
на примере
волейболисток одной из команд высших
разрядов.
Общеизвестно, что между показателями
латентного и моторного периодов
проявления двигательной реакции должна
быть разница в пользу
латентного времени реакции. Как видно
из таблицы 15, у волейболисток
исследуемого контингента время реакции,
а точнее время латентного
периода двигательной реакции на красный
сигнал составляет в среднем
0,204 сек, а моторный период 0,211 сек. Реакция
на желтый световой
раздражитель соответственно 0,212 и 0,212
сек.
Информация о работе Психологическая подготовка волейболистов высокой квалификации