Психологическая помощь жертвам насилия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:46, реферат

Описание работы

Рост насилия сейчас является доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует. Насилие-явление комплексное. Комплексность характеризуется существованием различных типов насилия в зависимости от характера травм. Одни исследователи определяют насилие как эмоциональное и физическое оскорбление или угрозу физическое оскорбление внутри семьи, другие - как физическое и сексуальное оскорбление на фоне мощного психологического давления. Существуют разные виды насилия такие как домашнее насилие, мужчины над женщиной и родителей над детьми, эмоционально - психологическое насилие, психологическое, сексуальное насилие.

Файлы: 1 файл

реферат по девиант.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 Содержательно работа делится на три этапа. Основная задача первого этапа - адаптировать детей к групповому взаимодействию и создать обстановку, способствующую работе с болезненными чувствами и душевными конфликтами, порожденными происшедшим насилием. На втором этапе психотерапевт работает непосредственно с психологической травмой, полученной в результате сексуального злоупотребления и последующей огласки случившегося. Анализируются возникающие у детей чувства стыда, вины, беззащитности, беспомощности, ответственности за случившееся, ощущение предательства и потребность скрыть случившееся. Задача третьего этапа - помочь участникам психотерапевтической группы увидеть «свет в конце тоннеля», переключить внимание с пережитой ими травмы на продолжение нормальной жизни. Затрагиваются такие темы, как самооценка, умение отстаивать свои права, половое созревание.

 Групповая психотерапия с детьми включает в себя и параллельную работу с родителями или опекунами, не причастными к сексуальному насилию. Это позволяет взрослым, несущим ответственность за ребенка, почувствовать свою причастность, вовлеченность в процесс его выздоровления, проанализировать свои собственные переживания, лучше понять влияние психической травмы на дальнейшее развитие ребенка. Основные цели работы со взрослыми: - помочь осознать взрослому, что поддержка ребенка и активное участие в его жизни являются основными условиями успешности терапии;

- помочь каждому родителю (опекуну) разобраться в противоречивых  переживаниях, сопутствующих вызванной сексуальным насилием над ребенком психической травме, и научиться отделять свои чувства от переживаний ребенка; - разъяснить взрослому динамику психического состояния детей

- жертв сексуального  насилия, дать более ясные представления о скрытых мотивах поведения ребенка;

- помочь взрослому  научиться эмпатии и стать  более заботливым и сопереживающим  ребенку;

- наладить общение  взрослого и ребенка, способствовать  усилению их взаимной привязанности.

Психологическая помощь женщинам, пострадавшим от сексуального насилия

Психологические последствия перенесенного сексуального насилия

Насилие над женщиной было и остается одной из наиболее скрытых форм преступления (в милицию  обращается одна-две женщины из ста, переживших сексуальное насилие). Изнасилование  женщины, наверное, единственный вид  преступления, когда в представлении  общества жертва как бы несет ответственность за совершенное над ней насилие. Данная позиция лишает пострадавших возможности обращаться за помощью и оставляет женщин наедине с болью, которая делает их жизнь невыносимой. Психологические последствия перенесенного женщиной изнасилования можно разделить на ближайшие и отдаленные.

Ближайшим последствием насилия является снижение самооценки, вызванное переживаемым стыдом, страхом, чувством собственной вины. Почти  у всех пострадавших появляются мысли  о загубленном будущем. Помимо низкой самооценки у женщин, переживших сексуальное насилие, часто возникают эмоциональные расстройства: у них отмечаются плохое настроение и склонность к слезам, чувство подавленности, душевная боль и даже суицидальные намерения. Эти нарушения сопровождаются бессонницей либо ночными кошмарами, приступами страха и навязчивыми состояниями. Все это не может не отразиться на общении с другими людьми. Как правило, у женщин - жертв насилия сужается круг знакомых, так как они испытывают недоверие к людям, в особенности к мужчинам. Например, для многих ситуация ухаживания кажется опасной. Меняется также характер их общения. Погруженные в свою печаль, они воспринимаются окружающими как «холодные», безразличные ко всему эгоистки. Пострадавшие сами ощущают себя грязными, падшими, недостойными и исходя из этого строят взаимоотношения и общение с другими людьми.

К отдаленным последствиям пережитого сексуального насилия можно  отнести психосоматические заболевания, нарушение сексуальных отношений, злоупотребление алкоголем, лекарственными средствами, курением. Кроме того, у пострадавших появляется чувство, что «какая-то часть тела убита пережитым унижением», в результате чего разрушаются привычные представления о себе. Сексуальное насилие разрушает у женщины представление о справедливости миропорядка: если не совершать зла, то ничего плохого с тобой не может случиться, - и пострадавшие оказываются в состоянии когнитивного диссонанса, что усиливает чувство беспомощности. Чувство неполноценности, ущербности, подкрепляемое в дальнейшем многочисленными неудачами, обычно приводит к тому, что незамужние женщины, пережившие изнасилование, связывают свою жизнь с мужчинами, которые их унижают. Думая, что они недостойны лучшего удела, женщины - жертвы сексуального насилия могут бессознательно провоцировать окружающих на разные формы насилия, например физическое или эмоциональное.

В литературе описываются  четыре стадии развития психологической  реакции на травму изнасилования:

    • - шок, или психологическое оцепенение;
    • - отрицание;
    • - сильный стресс;
    • - разрешение внутреннего конфликта, вызванного травмой.

Чаще всего женщины - жертвы изнасилования обращаются за психологической помощью на стадии сильного стресса. В этот момент они  испытывают страх, у них возникают  навязчивые мысли о пережитом насилии, отмечаются эмоциональная лабильность, нарушение сна, депрессия, заниженная самооценка.

Кризисная интервенция как форма психологической помощи женщинам, пострадавшим от сексуального насилия

В практике психологической  помощи женщинам - сексуальным жертвам используются две модели индивидуальной психотерапии: модель кризисной интервенции и модель краткосрочной психотерапии. Рассмотрим модель кризисной интервенции, т. е. вмешательства в кризис.

Главная цель кризисной  интервенции - помочь женщине избавиться от психологической травмы, возникшей вследствие пережитого насилия; интегрировать опыт пережитого насилия в общую систему жизненного опыта пострадавшей. Для этого психологу необходимо выполнить следующие задачи:

    1. сформировать у женщины-жертвы адекватное и ясное представление о происшедшем;
    2. научить потерпевшую управлять своими чувствами и реакциями, помочь в преодолении аффекта;
    3. способствовать формированию поведенческих моделей, позволяющих преодолеть последствия травмы.

Предлагается следующая  схема кризисной интервенции:

  1. Представьтесь пострадавшей и объясните, как вы связаны с кризисной службой для женщин.
  2. Расскажите о той помощи, которую вы можете оказать пострадавшей.
  3. Признайте тяжесть происшедшего. Девальвируйте событие: беда, но не катастрофа.
  4. Побудите пострадавшую говорить с вами о случившемся. Будьте терпеливы, дайте ей время для ответа на ваши вопросы. Возможность рассказывать о травматических событиях и связанных с ними переживаниях помогает женщине избавиться от чувства беспомощности, стыда, в связи с воспоминанием о насилии. Накопившиеся переживания и эмоциональное напряжение ищут выхода, и он должен быть предоставлен активным слушанием.
  5. Объясните, что многие жертвы сексуального насилия испытывают подобные чувства и у них возникают сходные реакции.
  6. Выясните, что известно женщине о травматическом воздействии сексуального насилия, что она думает о своих действиях до и во время изнасилования. Объясните, что многие пострадавшие имеют неверные представления о мере своей ответственности за случившееся. На самом деле женщина, пережившая насилие, не может быть виновата в том, что она оказалась жертвой. Даже если женщина кокетничала, даже если позволила себя поцеловать - это не значит, что она давала согласие на все «остальное». Всегда, во всех случаях ответственность лежит на насильнике за то зло, которое он причинил. Мы с детства впитываем доверительное отношение к миру и к людям, и страшная вина лежит на тех, кто разбивает это доверие. Задача психолога состоит в том, чтобы женщина смогла прийти к пониманию и переосмыслению происшедшего.
  7. Резюмируйте высказанное и переходите к фазе решения проблемы.
  8. Помогите пострадавшей определить отдельные переживания и установить приоритеты, т.е. выявить то, что ее больше всего беспокоит и чем нужно заняться в первую очередь. Убедите женщину принять этот опыт и научиться жить с ним, в конце концов, теперь она понимает в жизни чуть-чуть больше, чем прежде. Восприятие и усвоение травматического опыта на когнитивном уровне поможет пострадавшей контролировать свои реакции, укрепить уверенность в себе и будет способствовать возвращению к привычному образу жизни.
  9. Вместе составьте план действий, необходимых для решения важнейших проблем, вызванных пережитым насилием. Обсудите, что сделала, сказала бы жертва, если бы такое случилось с ее (его) подругой (другом). Предложите альтернативные решения для каждого из обсуждаемых вопросов. Параллельно происходит обучение приемам саморегуляции, позволяющим пострадавшей справиться с симптомами посттравматического стрессового расстройства. Для этого используются: релаксация (расслабление) и редукция (снижение) стресса; физические упражнения; снижение сензитивно- сти (чувствительности) и когнитивное переформирование (изменение точки зрения). Укрепите появившуюся у женщины уверенность, что она контролирует ситуацию, подчеркивая, что принимает решения она сама и будет выполнять их так, как считает нужным; что именно она несет ответственность за то, что будет происходить в ее жизни дальше.
  10. Проверьте способность женщины-жертвы справиться с последствиями насилия. Узнайте, кто из ее близких или друзей может оказать ей поддержку. Просвещение и защита интересов пострадавшей являются важной частью терапевтического процесса.
  11. Подготовьте пострадавшую к возможным реакциям на травму. Необходимо отметить, что женщины, пережившие сексуальное насилие в детстве, нуждаются в особом подходе. Они могут обратиться за помощью спустя многие годы, вдруг осознав, что травма, полученная ими в детстве или давным-давно, мешает им жить, заставляет страдать. В этом случае перед психологом стоят следующие задачи:
  1. Помочь женщине полнее осознать то, что с ней случилось в детстве. Это становится возможным благодаря раскрытию «ужасной тайны», которая хранилась многие годы. И вот впервые на приеме у психолога женщина получает возможность открыто говорить и вспоминать о своей боли.
  1. Помочь избавиться от чувства одиночества вследствие раскрытия секрета.
  2. Помочь женщине в понимании возникающих у нее чувств и умении их выражать. Важным моментом является диссоциация (отделение) негативных чувств во времени, т.е. осознание женщиной того, что все произошедшее уже в прошлом.
  3. Сформировать у пострадавшей чувства ответственности за себя и свою жизнь.
  4. Избавить женщину от чувства вины.
  5. Поддержать стремление женщины к новому образу жизни, к заботе о себе, наметить цели на будущее. Осознав, что с ней произошло, женщина учится получать то, чего была лишена многие годы. Она должна решить, как жить дальше, изменить ли что-то в семейной ситуации.

Психологическое насилие

Выделяют следующие  формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.

Отвержение неприятие  ребенка, принижение его достоинства:

• враждебное отношение  к ребенку, унижение, в том числе  публичное;

• высмеивание ребенка  за проявление естественных эмоций (любви, горя и т.п.);

• превращение ребенка  в «козла отпущения», постоянная критика  в его адрес.

Терроризирование –  угроза убить ребенка, причинить  ему физический вред, поместить в  опасное или страшное место:

• угроза оставить ребенка в опасной ситуации, поместить в страшное место (например, ребенок боится темноты, а родители запирают его в темной комнате, надеясь, что таким образом они помогают избавиться ребенку от этого страха);

• угроза совершить насилие  над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу»);

• угроза совершить насилие  над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь  плохо себя вести, я твоего щенка/котенка  выгоню на улицу/отдам соседям»).

Изоляция – лишение  ребенка возможности встречаться  и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его. У ребенка в этом случае возникает ощущение полного одиночества, изоляции от других людей.

Развращение – побуждение ребенка к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельностью; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим.

Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды  ребенка и его попытки к  взаимодействию, лишение его эмоциональной  стимуляции:

• нежелание или неспособность  взрослого взаимодействовать с ребенком;

• взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;

• отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Психологическое насилие  в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в  семье и в образовательных учреждениях.

Поведенческие признаки психологического насилия 

• 0-1 год: нарушение сна  и аппетита, плаксивость, отсутствие реакций на окружающих либо небезопасная привязанность;

• 1-3 года: недостаточность  активного внимания (не задерживается внимание на объектах), агрессивность, задержка речевого развития, неразборчивая привязанность к малознакомым взрослым, отсутствие навыков самообслуживания;

• 3-6 лет: трудности взаимоотношений  со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, не сформированность социальных навыков, прилипчивость;

• 6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение;

• подростки (неспецифические  признаки): депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические  заболевания (аллергия, заболевания  кожи, боли в брюшной полости и  пр.).

Психологическое насилие, значение которого недооценивалось  в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка.

Особенно опасно психологическое  насилие для маленьких детей: отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.

Специфика оказания психологической помощи детям - жертвам насилия

Основная цель работы психолога с жертвами насилия  заключается в уменьшении и ликвидации последствий травматических переживаний

В процессе консультирования таких детей чрезвычайно важно  для психолога установить контакт  с ребенком, причем акцент следует  сделать на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего ребенок будет постоянно проверять, адекватными и неадекватными способами, насколько психолог действительно о нем заботится.

Информация о работе Психологическая помощь жертвам насилия