Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:46, реферат
Рост насилия сейчас является доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует. Насилие-явление комплексное. Комплексность характеризуется существованием различных типов насилия в зависимости от характера травм. Одни исследователи определяют насилие как эмоциональное и физическое оскорбление или угрозу физическое оскорбление внутри семьи, другие - как физическое и сексуальное оскорбление на фоне мощного психологического давления. Существуют разные виды насилия такие как домашнее насилие, мужчины над женщиной и родителей над детьми, эмоционально - психологическое насилие, психологическое, сексуальное насилие.
Специалисты в области работы с детьми, подвергшимися сексуальному или физическому насилию, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства не существует. Интервенции в форме кризисного вмешательства и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного инцидента, при длительном насилии необходима, соответственно, длительная работа, причем не только с ребенком, но и со всей семьей.
В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода в работе с такими детьми. Наиболее эффективными считаются: визуализация, когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия, психодрама, арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия. Наиболее подходящим вариантом работы с детьми, пережившими насилие, является эклектичная, мультимодальная модель консультирования, в которой сочетаются три основных психотерапевтических направления: работа с мыслями, работа с эмоциями, работа с поведением. Выбор конкретного метода в практической работе зависит от:
Консультирование лучше
проводить в игровой или
Обычно мотивация встретиться с психологом у ребенка отсутствует. Даже получив травму, ребенок стремится испытывать позитивные мысли и чувства и избегает негативных, поэтому визит к специалисту вряд ли станет для него приятным. Исключение составляют те случаи, когда дети уже знакомы со школьным психологом, проводившим, например, групповые занятия, с которым уже сформированы доверительные отношения.
Дети, пережившие сексуальное насилие, обычно являются гораздо более трудными клиентами, чем дети, пережившие насилие физическое или эмоциональное. Тем не менее все они научились не доверять окружающим, поскольку испытали сильную боль от тех, кого они любили. Это означает, что первичное установление контакта специалиста с ребенком и дальнейшее формирование доверительных отношений будет нескорым и непростым.
Выбор подхода к психологическому консультированию жертв насилия зависит от того, какие у детей существуют проблемы в когнитивном, аффективном и поведенческом плане. У жертв насилия чаще всего наблюдаются отклонения во всех вышеуказанных сферах, в частности:
когнитивный уровень: низкая самооценка; иррациональные, разрушительные мысли; проблемы с принятием решения; проблемы с поиском выхода из сложных ситуаций;
аффективный уровень: гнев, злость; тревожность; чувство вины; страх отвержения; фобии; депрессия;
поведенческий уровень: драки; слезы; низкая учебная успеваемость; ночные кошмары; изоляция от окружающих; конфликты с окружающими.
Дети так же, как и взрослые, избирают следующие формы сопротивления: отказываются говорить; отрицают, что проблема насилия существует; отказываются говорить на больную тему; говорят о чем-то несущественном; избегают контакта глаз; опаздывают или пропускают встречи; невербально закрываются и разговаривают враждебно; не идут на контакт с психологом (например, прячутся за мебель) и т. п.
Специалисту потребуется немало терпения и устойчивости к фрустрациям при работе с такими детьми, особенно если ребенок рассматривает психолога как часть системы (как часть мира взрослых или школы), которая причиняет боль. Основная задача специалиста – стать заодно с ребенком, чтобы помочь ему.
Гельштальт подход направленный на прорабатывании незавершенного гельштальта.
Позиции гельштальт подхода.
1. техники способствующие
установлению контакта с
Воросы:
- Что вы видите и чувствуете в данный момент?
- Что сейчас происходит вокруг вас?
- Какое чувство вы сейчас испытываете?
2. Техники позволяющие сосредоточить внимание.
Фиксация на актуальных
переживаниях смещает прошлое в
фон и позволяет сосредоточитьс
Вопросы:
- Всмотритесь в ваш внутренний мир?
- Вслушайтесь, что говорит вам ваше тело, душа, разум?
- Вчувствуйтесь, что вы сейчас ощущаете, что вас окружает?
3. Техника возрождение и интеграция с телом.
Травма притупляет чувство, а осознание происходит здесь и сейчас, способствует восстановлению частей личности. Можно применить техники разговор с субличностью и рисуночные.
4. Техника вербализации мысли и чувств.
Высказывания способствуют
отстранению переживаний и сниж
Основные принципы психотерапии.
1. Необходимо возрадить
и поддерживать у клиента
2. Побудить клиента
взять ответственность за
3. Найти возможность и личностный резерв, потенциал для положительных изменений.
4. Ориентирован на будущее.
Психопрофилактика микросоциума.
Групповые дискуссии и упражнения помогают детям решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными. Хотя следует с большой предусмотрительностью использовать групповое психологическое консультирование для детей, переживших сексуальное насилие, поскольку их раны могут быть слишком свежими, чтобы высказывать свои чувства на группе.
Задачей терапии является не только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной сексуальным злоупотреблением, но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих возрасту. Процесс групповой терапии ориентирован на социализацию ребенка. Он способствует формированию здоровых взаимоотношений детей друг с другом и учит их уважать как свои права, так и права других. Одна из главных целей групповой терапии – помочь ребенку развивать самоконтроль и умение вести себя согласно нормам, принятым в обществе. Помимо этого, участие в групповых занятиях повышает самооценку. Именно в ходе групповой работы психотерапевтам легче всего показать ребенку, ставшему жертвой сексуального злоупотребления, что не только он испытывает подобные страхи и сомнения. У детей появляется возможность в спокойной и доброжелательной обстановке разобраться в собственных противоречивых чувствах. Таким образом, именно групповая терапия является оптимальной формой работы с детьми, пережившими сексуальное злоупотребление, поскольку в процессе такой работы у них снижается чувство изолированности, развиваются навыки общения, появляется возможность проанализировать внутренние конфликты и переживания.
• изменение агрессивных форм поведения по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе;
• проработка травмирующих ситуаций, изменение смысла переживаний;
• возможность новой интерпретации пережитого;
• осознание и развитие эмоциональной сферы;
• погружение ребенка в атмосферу уважения, доверия, принятия;
• развитие базовых социально-
• восстановление позитивного отношения к окружающей действительности;
• расширение представлений о мире;
• развитие позитивной перспективы будущего;
• создание системы поддержки в настоящее время и на будущее;
• возвращение ребенка к нормальной жизни.
Обычно групповая
Для отбора детей для участия в групповой терапии необходимо собрать о них как можно больше информации, касающейся:
– личностных особенностей;
– особенностей раннего развития;
– динамики внутрисемейных отношений.
Необходимо оценить:
– уровень эмоционально-волевой регуляции ребенка: на- < сколько он способен себя контролировать, концентри- е ровать внимание, придерживаться групповых правил; «
– уровень интеллектуального развития ребенка: насколько он в состоянии понимать инструкции и выполнять групповые задания;
– психическое состояние
ребенка на данный момент: если ребенок
находится в состоянии
– уровень сопротивления ребенка групповой работе. Если ребенок активно отрицает произошедшее насилие или испытывает глубокие чувства вины и стыда, к работе в группе он не готов, сначала рекомендуется провести индивидуальную терапию.
В любом случае необходимо провести две или три индивидуальные встречи с каждым ребенком, чтобы подготовить его к групповой работе: снизить тревожность, ознакомить с целью занятий, поговорить про конфиденциальность и недопустимость насмешек в группе по поводу случившегося с ребенком.
Необходимо провести работу и со взрослыми: проинформировать их о целях и задачах групповой работы, обговорить вопрос конфиденциальности и заключить контракт, в котором родитель дает согласие на участие ребенка в групповой работе.
Детям, пережившим насилие, особенно младшим, показаны однополые терапевтические группы.
Для работы с детьми, пережившими
насилие, особенно сексуальное, имеет
значение пол ведущего, поэтому с
девочками рекомендуется
Группы должны быть закрытыми.
Последние 20–30 минут
каждого занятия детям
Окончание групповой терапии должно восприниматься детьми как значительное достижение, которое необходимо отметить в виде общего праздника, на котором отмечаются успехи детей.
Насилие - это проблема, которую нельзя не замечать. Любое насилие разрушительно для развития личности. Насилие - действие, посредством которого добиваются неограниченной власти над человеком, полного контроля поведения, мыслей, чувств другого человека. Способами достижения подобной власти и контроля являются унижение, оскорбление, угрозы, запугивание.
Решение задач, как правило, выполняются специалистами социальной работы, совместно с сотрудниками различных сфер: социального комплекса, правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т.п.
Защита от насилия может проходить как в условиях стационарного наблюдения, так и с помощью нестационарных учреждений. Работа нестационарных учреждений сочетает, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам. В последние годы в нашей стране активно развивается система центров социальной помощи и других учреждений социального обслуживания.