Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 09:42, отчет по практике
Целью педагогической практики было:
- закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
- освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности.
- формирование профессиональной позиции преподавателя психологии.
Педагогическая практика проходила в средней общеобразовательной школе №41 Свердловского района г. Перми.
Целью педагогической практики было:
- закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
- освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности.
- формирование профессиональной позиции преподавателя психологии.
Деятельность в рамках педагогической практики осуществлялась по четырем основным направлениям. Первое направление- диагностика индивидуальных психологических личностных особенностей подростков. Второе направление – методическая деятельность, включала в себя подготовку к дискуссии-беседе. Третье направление – проведение дискуссии с учащимися старших классов. Третье направление – разработка и проведение тренинга.
Основными задачами были :
-исследовать индивидуальные
– проанализировать результаты
Основная часть
Диагностика индивидуальных психологических особенностей подростков
Подростковый возраст
В ходе диагностирования были получены следующие результаты:
Обработка
данных производилась при помощи
качественного и
По результатам можно выделить высокие значения по шкалам: А (общительность), В (интеллект), Е (доминантность), I (чувствительность) «см. схему 1».
Факторы H, L направлены в сторону повышения баллов – 6.65 и 6.45 «см. схему 1».
Фактор G (нормативное поведение) имеют тенденцию к снижению баллов – 4.65 «см. схему 1».
Факторы (F, O, M, N, O, Q1, Q2, Q3, Q4) имеют средние значения «см. схему 1».
Дополнительный фактор F3 (сензитивность) имеет низкое значение - 3.3 «см. схему 1».
В целом, по опроснику 16-PF Р.Кеттелла значения отклоняются в сторону высоких стен (см. схему 1). Фактор А имеет тенденцию к высоким значениям (7,25) 9см. схему 1). Это свидетельствует о достаточно богатых внутренних и внешних эмоциональных проявлениях, о мягкости, уступчивости, живости, веселости. Главным можно выделить то, что значение по данному фактору говорит о «природном», генетическом стремлении к общению, к тому, чтобы делиться своими установками, чувствами, взглядами. Важно отметить и хорошую способность к эмпатии, сопереживанию, успешному проигрыванию социальных ролей.
Добродушие, легкость в общении, эмоциональная выразительность.
- Фактор В - высокое значение (8,65), что говорит о высоком уровне интеллектуального развития, быстром восприятии и усвоении информации (см. схему 1).
- Фактор С – среднее значение (5,55) указывает на эмоциональную устойчивость, способность реально оценить действительность, смирение в отношении нерешенных проблем, хорошая социальная адаптация (см. схему 1).
Фактор Е имеет тенденцию к высоким значениям (7,05) (см. схему 1). Это свидетельствует о доминантности с одной стороны, о пренебрежении к социальными нормами и демократичности – с другой. Это значение говорит о независимости, настойчивости, предпочтении собственных законов и правил.
Высокое значение по фактору I показывают чувствительность, сензитивность, мягкосердечность (см. схему 1). Высокое значение по этому фактору говорит о нежности, сверхосторожности, стремлении к покровительству, проявлении и поиске помощи и симпатии, а также о высокой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, пониманию, терпимости к себе и окружающим. Кроме того, значение по данному фактору имеют высокую корреляционную связь (0.54) на уровне значимости 0.01.
Факторы H и L имеют тенденцию к высоким значениям (см. схему 1).
Фактор Н показывает, что подростки обладают высокими уровнями общительности, спонтанности, эмоциональности, отсутствием ранимости в контактах и способностью успешно преодолевать экстремальные ситуации (см. схему 1). Раскрепощенность, активность помогают им справляться с психологическими нагрузками.
Фактор L (6,45) отражает недоверчивость, скептичность, обдуманность действий и повышенный интерес к своей внутренней жизни (см. схему 1). Предпочтение отдается индивидуальной деятельности, характерно постоянное сомнение.
Фактор G направлен в сторону снижения баллов (4,65) (см. схему 1). Это фактор морально-этических тенденций, следование нормам, прививаемым в детстве на бессознательном уровне. Высокие и низкие значения по данному фактору препятствуют личностному росту, средние значения (5 и 6) являются оптимальными для саморазвития. Среднее значение с тенденцией к высоким баллам свидетельствует о склонности к планированию и морализированию, а также соблюдению моральных норм, правил. Этот фактор доказывает наличие ответственности, сознательности, обязательности у подростка выраженное чувстве долга, требовательность к себе и окружающим.
Факторы F, O, M, N, Q1, Q2, Q3, Q4 имеют средние значения (см. схему 1).
Фактор F фенотипический фактор общительности (5,5) (см. схему 1). По средним значениям, полученным по данному фактору, можно предположить у подростков наличие жизнерадостности, энергичности, разговорчивости, экспрессивности. В тоже время наблюдается склонность к интроспекции, рассудительность, серьезность, молчаливость, «трезвость» и осторожность в суждениях.
Фактор O (5,5) свидетельствует об умеренном уровне тревожности у испытуемых на момент обследования, их уверенности в себе, спокойствии, благодушии (см. схему 1).
Фактор М (6,1) высокое значение – говорит о творческом воображении. Можно сделать вывод, что подростки ценят внутренний мир человека, фантазии, воображение, эстетически чувствительны. Важным качеством является погружение во внутренний мир, его ценность по сравнению с практическими вопросами (см. схему 1).
Фактор N говорит их проницательности, умении контролировать свои эмоции, стремлении объективно оценивать себя и окружающих (см. схему 1).
Фактор Q1 (5,35) –подростки склонны к либеральности, анализу событий, явлений. Это люди мыслящие, интересующиеся новыми событиями, связанными с людьми, стремящиеся вникнуть в сущность идей, сомневающиеся по поводу фундаментальных проблем. Свободно мыслящие и терпимые к несообразностям жизни (см. схему 1).
Фактор Q2 (6,55) – показывает тенденцию к независимости, самостоятельности, находчивости (см. схему 1).
Фактор Q3 (5,5) определяет у подростков внутреннюю недисциплинированность, конфликтность представлений о себе. В то же время среднее значение по данному фактору говорит о наличие самолюбия, волевого контроля и контроля эмоций, целенаправленности, способности действовать по осознанному плану (см.схему 1). Также важно отметить, что поведение социально приемлемое и «помехоустойчивое» (интересы устойчивые и при наличии отвлекающих моментов).
Фактор Q4 (5,6) свидетельствует о среднем уровне психической напряженности, энергичности, активности (см. схему 1).
Дополнительные (вторичные) факторы F1, F2, F3, F4:
F1 - приспособленность в отличие от тревоги (6,64) – значение направлено в сторону повышения баллов показывает: 1. умеренный уровень тревожности; 2. неудовлетворенность достигнутым; 3. способность и желание достичь того, что кажется важным.
F2 – интроверсия
в отличие от экстраверсии (6,63)
– тенденция к повышенным
F3 – хрупкая
эмоциональность в отличие от
реактивной уравновешенности (3,3) свидетельствует
о наличие чувствительности к
нюансам жизни, вежливость, спокойствие,
артистические склонности и
F4 – подчиненность
в отличие от независимости
(6,025) – умеренный уровень
Таблица 1- Средние значения по тесту Р.Кеттелла (16PF-опросник)
№ |
Название параметра |
Среднее значение |
А |
Общительность |
7.25 |
B |
Интеллект |
8.65 |
C |
Эмоциональная устойчивость |
5.55 |
E |
Доминантность |
7.05 |
F |
Экспрессивность |
5.55 |
G |
Нормативное поведение |
4.65 |
H |
Социальная смелость |
6.65 |
I |
Чувствительность |
8.4 |
L |
Подозрительность |
6.45 |
M |
Практичность |
6.1 |
N |
Дипломатичность |
6.15 |
O |
Уверенность в себе |
5.5 |
Q1 |
Радикализм |
5.35 |
Q2 |
Конформизм |
6.55 |
Q3 |
Самоконтроль |
5.5 |
Q4 |
Эго-напряженность |
5.6 |
F1 |
Тревожность |
6.64 |
F2 |
Экстраверсия |
6.63 |
F3 |
Эмоциональность |
3.33 |
F4 |
Независимость |
6.025 |
График 1- Распределение результатов по тесту Р.Кеттелла
Самостоятельная подготовка и проведение дискуссии с учащимися летней группы на тему: ” Курение и статистика”.
Дискуссия, как форма воспитательной работы.
Педагогической теорией и практикой выработано множество форм организации воспитательного процесса. Все формы отличаются друг от друга, имеют свои специфические особенности, правила подготовки и проведения. Одной из наиболее распространённой формой воспитательной работы является – дискуссия. Дискуссия, т.е. разговор по заранее составленному плану с использованием специально разработанных вопросов.
Психолого-педагогическое обоснование выбора темы.
Профилактика курения - тема достаточно актуальная, не только в школах среди подростков, но и во всем мире. Основы пропаганды здорового образа жизни должны закладываться с юношеского возраста, а именно в стенах школы. По данным опросов школьников, курение – серьёзная проблема подростков: подавляющее большинство школьников курили хотя бы один раз в жизни, к старшим классам значим процент курящих ежедневно. Задачей ранней профилактики является правильная расстановка акцента при подаче материала. Основным направлением профилактической работы должно быть обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте и как важно избегать вредных привычек, и в частности курения. Такая постановка вопроса создаёт основу для формирования здорового образа жизни в целом. Основным направлением профилактической работы должно быть обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте и как важно избегать вредных привычек, и в частности курения.
Подготовка мероприятия, его цели.
Раздать задания по изготовлению наглядной агитации (изображение на плакатах рисунков и текстов по выбранной теме). Поручить подготовку бланков контрактов о прекращении курения, подготовить небольшое выступление по одному из разделов темы и т. д.
Мероприятие провести в форме дискуссии, обсуждая с учениками известные им методы отказа от курения. Чтобы обсуждение имело конкретную направленность, можно сказать, что обсуждение методов отказа от курения будет полезно и тем, кто сам хочет отказаться от курения, и тем, кто хочет помочь бросить курить другим.
Цель дискуссии: познакомить учащихся с наиболее доступными методами отказа от курения, которые они могли бы применять самостоятельно. Таким образом, можно выделить следующие этапы и их задачи:
1. Подготовительный этап
– создание эмоционального