Психологическая практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 09:42, отчет по практике

Описание работы

Целью педагогической практики было:
- закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
- освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности.
- формирование профессиональной позиции преподавателя психологии.

Файлы: 1 файл

моя практика.docx

— 48.19 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Педагогическая практика проходила  в средней общеобразовательной  школе №41 Свердловского района г. Перми.

Целью педагогической практики было:

- закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;

- освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности.

- формирование профессиональной позиции преподавателя психологии.

    Деятельность в рамках педагогической практики осуществлялась по четырем основным направлениям. Первое направление- диагностика индивидуальных психологических личностных особенностей подростков. Второе направление – методическая деятельность, включала в себя подготовку к дискуссии-беседе. Третье направление – проведение дискуссии с учащимися старших классов. Третье направление – разработка и проведение тренинга.

Основными задачами были :

-исследовать индивидуальные особенности  старшеклассников методом тестирования 

–        проанализировать результаты

  • подготовить дискуссию на тему «Курение и статистика»
  • провести дискуссию на тему «Курение и статистика»
  • разработать тренинг личностного роста для старшеклассников
  • провести тренинг личностного роста для старшеклассников

Основная часть

Диагностика индивидуальных психологических особенностей подростков

Подростковый возраст характеризуется  обостренным чувством тревоги, беспокойством, раздражительностью, диспропорцией  психического и физического развития, агрессивностью. Это период становления  собственного «Я», период поиска моральных  ценностей и принципов, период переживания противоречивых чувств, период протестующего характера, период возникновения множества проблем в межличностных отношениях.Поэтому  для начала  я решила   продиагностировать старшеклассников с помощью методики многофакторного исследования личности Кеттела/Текст опросника (форма C) ( см. Приложение А,Б ), который позволяет выявить индивидуальные, психологические особенности личности.  В настоящее время этот опросник является наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности.

В ходе диагностирования были получены следующие результаты:

Обработка данных производилась при помощи качественного и количественного  анализов. «Сырые» баллы по тесту  Кеттелла были переведены в стены, затем  по каждому фактору было подсчитано среднее значение «см. таблицу 1».

По результатам  можно выделить высокие значения по шкалам: А (общительность), В (интеллект), Е (доминантность), I (чувствительность) «см. схему 1».

Факторы H, L направлены в сторону повышения  баллов – 6.65 и 6.45 «см. схему 1».

Фактор G (нормативное поведение) имеют тенденцию  к снижению баллов – 4.65 «см. схему 1».

Факторы (F, O, M, N, O, Q1, Q2, Q3, Q4) имеют средние  значения «см. схему 1».

Дополнительный  фактор F3 (сензитивность) имеет низкое значение -  3.3 «см. схему 1».

В целом, по опроснику 16-PF Р.Кеттелла  значения отклоняются в сторону высоких стен (см. схему 1). Фактор А имеет тенденцию к высоким значениям (7,25) 9см. схему 1). Это свидетельствует о достаточно богатых внутренних и внешних эмоциональных проявлениях, о мягкости, уступчивости, живости, веселости. Главным можно выделить то, что значение по данному фактору говорит о «природном», генетическом стремлении к общению, к тому, чтобы делиться своими установками, чувствами, взглядами. Важно отметить и хорошую способность к эмпатии, сопереживанию, успешному проигрыванию социальных ролей.

Добродушие, легкость в общении, эмоциональная  выразительность.

- Фактор В - высокое значение (8,65), что говорит о высоком уровне интеллектуального развития, быстром восприятии и усвоении информации (см. схему 1).

- Фактор С – среднее значение (5,55) указывает на эмоциональную устойчивость, способность реально оценить действительность, смирение в отношении нерешенных проблем, хорошая социальная адаптация (см. схему 1).

Фактор Е имеет тенденцию к высоким значениям (7,05) (см. схему 1). Это свидетельствует о доминантности с одной стороны, о пренебрежении к социальными нормами и демократичности – с другой. Это значение говорит о независимости, настойчивости, предпочтении собственных законов и правил.

Высокое значение по фактору I показывают чувствительность, сензитивность, мягкосердечность (см. схему 1). Высокое значение по этому фактору говорит о нежности, сверхосторожности, стремлении к покровительству, проявлении и поиске помощи и симпатии, а также о высокой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, пониманию, терпимости к себе и окружающим. Кроме того, значение по данному фактору имеют высокую корреляционную связь (0.54) на уровне значимости 0.01.

Факторы H и L имеют тенденцию к высоким  значениям (см. схему 1).

Фактор  Н показывает, что подростки обладают высокими уровнями общительности, спонтанности, эмоциональности, отсутствием ранимости в контактах и способностью успешно преодолевать экстремальные ситуации (см. схему 1). Раскрепощенность, активность помогают им справляться с психологическими нагрузками.

Фактор L (6,45) отражает недоверчивость, скептичность, обдуманность действий и повышенный интерес к своей внутренней жизни (см. схему 1). Предпочтение отдается индивидуальной деятельности, характерно постоянное сомнение.

Фактор G направлен в сторону снижения баллов (4,65) (см. схему 1). Это фактор морально-этических тенденций, следование нормам, прививаемым в детстве на бессознательном уровне. Высокие и низкие значения по данному фактору препятствуют личностному росту, средние значения (5 и 6) являются оптимальными для саморазвития. Среднее значение с тенденцией к высоким баллам свидетельствует о склонности к планированию и морализированию, а также соблюдению моральных норм, правил. Этот фактор доказывает наличие ответственности, сознательности, обязательности у подростка выраженное чувстве долга, требовательность к себе и окружающим.

Факторы F, O, M, N, Q1, Q2, Q3, Q4  имеют средние  значения (см. схему 1).

Фактор F фенотипический фактор общительности (5,5) (см. схему 1). По средним значениям, полученным по данному фактору, можно предположить у подростков наличие жизнерадостности, энергичности, разговорчивости, экспрессивности. В тоже время наблюдается склонность к интроспекции, рассудительность, серьезность, молчаливость, «трезвость» и осторожность в суждениях.

Фактор O (5,5) свидетельствует об умеренном  уровне тревожности у испытуемых на момент обследования, их уверенности  в себе, спокойствии, благодушии (см. схему 1).

Фактор  М (6,1) высокое значение – говорит  о творческом воображении. Можно  сделать вывод, что подростки ценят внутренний мир человека, фантазии, воображение, эстетически чувствительны. Важным качеством является погружение во внутренний мир, его ценность по сравнению с практическими вопросами (см. схему 1).

Фактор N говорит их проницательности, умении контролировать свои эмоции, стремлении объективно оценивать себя и окружающих (см. схему 1).

Фактор Q1 (5,35) –подростки склонны к либеральности, анализу событий, явлений. Это люди мыслящие, интересующиеся новыми событиями, связанными с людьми, стремящиеся вникнуть в сущность идей, сомневающиеся по поводу фундаментальных проблем. Свободно мыслящие и терпимые к несообразностям жизни (см. схему 1).    

Фактор Q2 (6,55) – показывает тенденцию к  независимости, самостоятельности, находчивости (см. схему 1).

Фактор Q3  (5,5) определяет у подростков внутреннюю недисциплинированность, конфликтность представлений о себе. В то же время среднее значение по данному фактору говорит о наличие самолюбия, волевого контроля и контроля эмоций, целенаправленности, способности действовать по осознанному плану (см.схему 1). Также важно отметить, что поведение социально приемлемое и «помехоустойчивое» (интересы устойчивые и при наличии отвлекающих моментов).

Фактор Q4 (5,6) свидетельствует о среднем  уровне психической напряженности, энергичности, активности (см. схему 1).

Дополнительные (вторичные) факторы F1, F2, F3, F4:

F1 - приспособленность  в отличие от тревоги (6,64) –  значение направлено в сторону  повышения баллов показывает:  1. умеренный уровень тревожности; 2. неудовлетворенность достигнутым; 3. способность и желание достичь того, что кажется важным.

F2 – интроверсия  в отличие от экстраверсии (6,63) – тенденция к повышенным значениям  указывает на социальную контактность, успешное установление и поддержание  межличностных связей.

F3 – хрупкая  эмоциональность в отличие от  реактивной уравновешенности (3,3) свидетельствует  о наличие чувствительности к  нюансам жизни, вежливость, спокойствие,  артистические склонности и мягкость.

F4 – подчиненность  в отличие от независимости  (6,025) – умеренный уровень выраженности  фактора. Золотая середина между  конформностью и независимостью. С одной стороны, испытуемые  нуждаются в поддержке, с другой  стороны, наблюдается проявление  инициативы, стремление оказывать  поддержку людям.

Таблица 1- Средние значения по тесту Р.Кеттелла (16PF-опросник)

 

Название параметра

Среднее значение

А

Общительность

7.25

B

Интеллект

8.65

C

Эмоциональная устойчивость

5.55

E

Доминантность

7.05

F

Экспрессивность

5.55

G

Нормативное поведение

4.65

H

Социальная смелость

6.65

I

Чувствительность

8.4

L

Подозрительность

6.45

M

Практичность

6.1

N

Дипломатичность

6.15

O

Уверенность в себе

5.5

Q1

Радикализм

5.35

Q2

Конформизм

6.55

Q3

Самоконтроль

5.5

Q4

Эго-напряженность

5.6

F1

Тревожность

6.64

F2

Экстраверсия

6.63

F3

Эмоциональность

3.33

F4

Независимость

6.025


 

График 1- Распределение результатов по тесту Р.Кеттелла

 

 

 

Самостоятельная подготовка и проведение дискуссии с учащимися  летней группы на тему: ” Курение и статистика”.

Дискуссия, как форма воспитательной работы.

Педагогической теорией  и практикой выработано множество форм организации воспитательного процесса. Все формы отличаются друг от друга, имеют свои специфические особенности, правила подготовки и проведения. Одной из наиболее распространённой формой воспитательной работы является – дискуссия. Дискуссия, т.е. разговор по заранее составленному плану с использованием специально разработанных вопросов.

Психолого-педагогическое обоснование  выбора темы.

Профилактика курения - тема достаточно актуальная, не только в школах среди подростков, но и во всем мире. Основы пропаганды здорового образа жизни должны закладываться с юношеского возраста, а именно в стенах школы. По данным опросов школьников, курение – серьёзная проблема подростков: подавляющее большинство школьников курили хотя бы один раз в жизни, к старшим классам значим процент курящих ежедневно. Задачей ранней профилактики является правильная расстановка акцента при подаче материала. Основным направлением профилактической работы должно быть обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте и как важно избегать вредных привычек, и в частности курения. Такая постановка вопроса создаёт основу для формирования здорового образа жизни в целом. Основным направлением профилактической работы должно быть обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте и как важно избегать вредных привычек, и в частности курения.

Подготовка мероприятия, его цели.

Раздать задания по изготовлению наглядной агитации (изображение на плакатах рисунков и текстов по выбранной теме). Поручить подготовку бланков контрактов о прекращении курения, подготовить небольшое выступление по одному из разделов темы и т. д.

Мероприятие провести в  форме дискуссии, обсуждая с учениками известные им методы отказа от курения. Чтобы обсуждение имело конкретную направленность, можно сказать, что обсуждение методов отказа от курения будет полезно и тем, кто сам хочет отказаться от курения, и тем, кто хочет помочь бросить курить другим.

Цель дискуссии: познакомить учащихся с наиболее доступными методами отказа от курения, которые они могли бы применять самостоятельно. Таким образом, можно выделить следующие этапы и их задачи:

1. Подготовительный этап  – создание эмоционального настроя  и готовности участвовать в  работе.

Информация о работе Психологическая практика