Психологическая структура личности и практика делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть психологическую структуру личности и ее связь с практикой делового общения.
Задачи: изучить психоанализ З. Фрейда, его влияние на развитие психологии личности, концепции психоанализа, в которых ведущую роль занимают социальные факторы.
Актуальность работы заключается в том, что учение Фрейда и его последователей вызывает неослабевающий интерес и в настоящее время, так как исследование бессознательного имеет место в конкретных жизненных ситуациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 4
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПСИХОАНАЛИЗА, ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ ВЕДУЩУЮ РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ 12
ТЕСТ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

Деловое общение - Психоанализ З. Фрейда.docx

— 102.79 Кб (Скачать файл)

 

            МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ   И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ


 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

                    по дисциплине             Деловое общение

 

                    на тему Вариант 7 «Психологическая структура личности и

практика  делового общения»

 

 

 

 

 

 

Студент Кошкарева Анастасия Владимировна

 

факультет финансово-кредитный

курс 3  группа 201311

зач. книжка № 08ФФБ03391

 

Преподаватель Гладышев Владимир Иванович

 

 

 

 

 

Челябинск – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

  1. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ                                                                       4
  2. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПСИХОАНАЛИЗА, ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ ВЕДУЩУЮ РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ                                  12
  3. ТЕСТ                                                                                                              18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                         21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основные  подходы к анализу психики личности были разработаны в 30-60-е годы XX в. В настоящее время в психологии существует множество теорий личности.

Первооткрывателем в мир психологии человека стал З. Фрейд. Он разработал идею о многоуровневой структуре человеческой психики: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Углубившись дальше в свою концепцию, Фрейд большое  внимание уделял влечениям, связанных с Эросом, т.е. проявления либидо. Именно из-за этой идеи теория психоанализа была раскритикована и модифицирована в других направлениях. Представители неофрейдизма К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм концентрировали свое внимание больше на социальных факторах, но каждый выбирал свою движущую силу.

Цель  контрольной работы – рассмотреть психологическую структуру личности и ее связь с практикой делового общения.

Задачи: изучить психоанализ З. Фрейда, его влияние на развитие психологии личности, концепции психоанализа, в которых ведущую роль занимают социальные факторы.

Актуальность  работы заключается в том, что учение Фрейда и его последователей вызывает неослабевающий интерес и в настоящее время, так как исследование бессознательного имеет место в конкретных жизненных ситуациях.

 

  1. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Психоанализ – одно из важнейших направлений современной психологии. Данное учение позволило по-новому взглянуть на природу личности человека, его сознания и значительно глубже понять происходящие в психике процессы.

Психоанализ – (от греч. рsyche – душа и analysis – решение) направление в психологии, основанное австрийским психологом, психиатром и невропатологом Зигмундом Фрейдом (1856-1939 гг.). Вначале это был врачебный метод исследования, введенный психиатром для диагностики и излечения истерии, затем он был переработан в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.

Применение  гипноза в данной области позволило Фрейду понять причины действий людей. Выяснилось, что на поведение индивида оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики.

Рациональное мышление – это то, что человек сознает и о чем мыслит в данный момент. Бессознательные, иррациональные элементы его психики, разного рода психические импульсы и влечения более весомы, они направлены на удовлетворение инстинктов человека, которые проявляются как бессознательные психические импульсы, заключающие в себе определенную силу и энергию. В первую очередь это инстинкт самосохранения и половой инстинкт.

Углубившись дальше в свое открытие, З. Фрейд выделил три основных элемента психики человека «Оно», «Я» и «Сверх-Я», которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия.

 

 

 

Бессознательное «Оно»

Первое  обозначение звучало как «Ubw» (Ид) от начальных букв немецкого слова «Unbewust» – бессознательное. Позднее в работе «Я и Оно» эта система получила обозначение «Оно».

Бессознательное – это «совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета»1, т.е. утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения, невозможен целенаправленный контроль над совершаемыми действиями и оценка их результата.

«Оно» представляют как «кипящий котел», где «варятся» эмоциональные переживания, эмоции, влечения. Все ингредиенты объединяют в 5 комплексов:

    • сновидения – устранение нарушающих сон психических раздражителей путем галлюцинаторного удовлетворения;
    • ошибочные действия – оговорки, обмолвки, описки, ошибки, забывание, затеривание, запрятывание;
    • неосознанные действия – постоянные автоматизировавшиеся действия;
    • влечения – некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели;
    • патологические явления – бред, галлюцинации.

Особое внимание Фрейд уделяет влечениям, которые составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические элементы внутренних раздражений организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются лишь на две группы:

    • Эрос, который обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению, во что бы то ни стало, к продолжению рода;
    • Танатос – влечения к смерти, возвращение организма человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи.

Сама психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом и Танатосом, но пока человеческий организм жив, преобладает первое направление, в основе которого лежит энергия либидо.

«Сверх-Я»

Вначале эта  система выступала в роле цензуры, которая выполняла две функции:

    • вытеснение в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и желания;
    • оказывала сопротивление активному бессознательному, стремящемуся прорваться в сознание.

С 1920-х  г. основатель психоанализа ввел новое  понятие «Сверх-Я» (англ. super-ego).

Данная  структура содержит систему идеалов, норм и запретов, внезапные появления совести, строгости и презрения к себе. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения «добра» и «зла». Борьба между этими структурами порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений – замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями.

Формирование «Сверх-Я» Фрейд связывает с особым психическим механизмом – идентификацией, что означает «ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому как образцу на основании эмоциональной связи с ним»2.

Например, отождествление ребенка с отцом в период переживания Эдипова комплекса. В дальнейшем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п.

То есть, опыт раннего детства оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости.

«Я»

Третьей составляющей психической структуры  личности Фрейд называет предсознательное «Я», которая выступает в роли посредника между двумя выше описанными системами.  

В предсознательном основой является принцип реальности, который вновь фильтрует мысли человека и преобразовывает их в вербальную (словесную) форму, и только после этого происходит переход в сознание.

Не прошедшие испытание принципом реальности психические элементы, такие как асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения, вытесняются в систему «Оно».

По своему содержанию рассматриваемый элемент психической структуры включает в себя процессы мышления и памяти, которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира, т.е. с помощью принципа реальности.

Рассмотренная концепция психической структуры личности З. Фрейда, состоящая из трех систем «Я», «Оно» и «Сверх-Я», изображается в виде следующей схемы (рис. 1).

 
Рисунок 1 – Модель психической структуры личности

в концепции 3. Фрейда

 

Из схемы  видно, что бессознательное взаимодействует  одновременно с двумя другими  системами, однако самостоятельно проникнуть в сознание не может. Системы «Я» и «Сверх-Я» представлены в сознании не значительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре личности протекает на предсознательном и бессознательном уровнях.

Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если «Я» будет не способно восстановить между ними равновесие3.

В идеале сильное «Я» должно определять требования «Оно» и преодолевать давление со стороны «Сверх-Я». Однако  чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям «Оно» – к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями (раздражением, тревогой и отчаянием).

Фрустрации  побуждают «Я» снимать напряжение с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты: подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, реактивное обучение, проекция и рационализация.

 

Теперь  проанализируем  изученный материал применительно к практике делового общения.

В ситуациях делового общения, так или иначе, происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер – мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты, а также эффекты ореола, идентификации и стереотипизации4. Это происходит из-за влияния Эдипова комплекса, так как во всех жизненных ситуациях личность заимствует свою психическую энергию от Эроса.

Психические феномены «Сверх-Я» действую через совесть. Например, при необходимости сделать выбор между нравственностью и личной выгодой, взвешиваются оба решения данного вопроса и с помощью цензуры «Сверх-Я» принимается верное решение.

За счет психических процессов в предсознательном «Я»:

    • происходит психическая ориентация в конкретной ситуации делового общения, определяются пространственно-временные рамки общения и реальные условия коммуникации партнеров;
    • обеспечение диалоговой информационной фазой в общении партнеров, включая механизмы персептивной фильтрации, которые отбирают из сознательного и бессознательного информацию, наиболее существенную для партнеров.

Что касается механизмов психологической защиты, то для делового общения наиболее значимы сублимация, проекция и рационализация.

Сублимация – подсознательная замена одной, запретной или практически не достижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность5. В деловом общении такое замещение целей встречается довольно часто в диалоговой и согласительной фазах.

 В диалоговой фазе необходимо избегать категоричных суждений и выделить сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их. При принятии совместного решения в согласительной фазе главными являются смягчение и возможное устранение противоречий между отобранными вариантами решения проблемы, поиск компромисса или хотя бы условного согласия между партнерами. При этом происходит взаимное блокирование определенных психических побуждений партнеров, взамен которых появляются новые, приносящие удовлетворение большей своей результативностью6.

Проекция – приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера7. Проявляется в контактной фазе делового общения в виде улыбки, небольшого наклона головы в сторону партнера, понимающего взгляда. Благодаря проекции можно нейтрализовать возможные негативные эмоции партнера, побуждая его к общению.

Информация о работе Психологическая структура личности и практика делового общения