Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:43, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть психологическую структуру личности и ее связь с практикой делового общения.
Задачи: изучить психоанализ З. Фрейда, его влияние на развитие психологии личности, концепции психоанализа, в которых ведущую роль занимают социальные факторы.
Актуальность работы заключается в том, что учение Фрейда и его последователей вызывает неослабевающий интерес и в настоящее время, так как исследование бессознательного имеет место в конкретных жизненных ситуациях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 4
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПСИХОАНАЛИЗА, ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ ВЕДУЩУЮ РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ 12
ТЕСТ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Рационализация – рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся в иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях8. Встречается довольно часто в диалоговой фазе делового общения.
Здесь важна не только психологическая направленность на партнера, но умение слушать и убеждать его. Используя приемы нерефлексивного и рефлексивного слушания, можно частично ослабить психическое противодействие партнера определенной тактикой перефразирования и аргументации. В случае затягивания обсуждения проблемы, следует сделать паузу, оставив тем самым открытыми возможности для дальнейшего делового общения.
Таким образом, психоанализ З. Фрейда с основными элементами психики человека «Оно», «Я» и «Сверх-Я» довольно широко раскрывается и в практике делового общения. Однако в его учении присутствует и огромный недостаток: все неврозы сводятся к Эросу.
Откровенный биологизм Фрейда и его стремление вывести всю активность личности из одних лишь сексуальных побуждений встречал возражения и у многих буржуазных психологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма, для которого характерно сочетание классического фрейдизма с существенными отступлениями от него.
Представители нового направления А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и некоторые другие, обосновывали влияние на формирование и поведение человека не только психофизиологических, но и социальных факторов. Опишем основные положения этих учений.
Австрийский врач и психолог Альфред Адлер (1870-1937 гг.) не был ни последователем, ни учеником З. Фрейда. Тем не менее, в 1910 году он стал президентом Психоаналитического общества и соредактором одного из его журналов. Из-за расхождений во взглядах с Фрейдом Адлер подал в отставку с поста президента и покинул Общество вместе с девятью единомышленниками примерно через год.
Несогласие Адлера выражалось в двух направлениях:
Адлер рассматривал сексуальность как выражение личных свойств человека, а не как фундаментальную движущую силу и опровергал утверждение Фрейда о первоочередном значении либидо. Австрийский врач предложил другую фундаментальную движущую силу – стремление к власти, которое возникает из-за чувства неполноценности, переживаемое человеком в раннем детстве. Согласно Адлеру, ранние попытки детей адаптироваться к окружающей среде приводят к тому, что они выбирают превосходство над другими в качестве способа обрести самоуважение и достигнуть успеха.
Власть может принимать как позитивное, так и негативное направление. Позитивное связано с социальным интересом и заботой о благополучии окружающих, оно развивается в конструктивном и здоровом направлении. Негативное – выражение эгоистичного превосходства. Согласно Адлеру, дефект эгоизма сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания.
Большое внимание А. Адлер уделял социальным факторам, потому что, как доказывал психолог, мы развиваемся в социальном окружении, и наши личностные характеристики формируются обществом. Бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей проявляется в межличностных отношениях, в семье, в различных социальных объединениях, т.е. неотделимо от социальных факторов. «Без общества и социальных отношений человек не имел бы языка и был бы вынужден довольствоваться чрезвычайно ограниченным набором мыслей и действий»9.
Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии, научный приемник и друг З. Фрейда.
К. Юнг разделял общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, однако выделял два направления бессознательного:
За единицу анализа второго элемента бессознательного берется понятие архетипы – «наследуемые склонности отвечать миру определенными способами»11. Они являются изначальными образами, воспоминаниями об инстинктивных энергиях коллективного бессознательного.
Постулируя существование разных архетипов, швейцарский психиатр выделяет в психике человека пласты животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального происхождения.
В структурирующем влиянии архетипа на поведение Юнг усматривает проявление либидо – это «психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития, сексуальность есть только одна из таких форм»12.
Либидо путем спонтанного формирования общих установок направляет развитие индивида по пути «индивидуации», т. е. полного выявления неповторимой индивидуальности человека, его полного самоосуществления. Индивидуация является исключительно личностным стремлением, тем не менее, это процесс, развивающийся и через связи с другими людьми.
Социальное взаимодействие – важный фактор в формировании и развитии коллективного бессознательного, которое связано с личностными структурами: персоны, тени и анимы или анимуса. Содержание социального опыта помогает определить специфические образы и символы, связанные с каждой структурой; в то же время эти основные архетипические структуры формируют наши социальные связи и направляют их.
Карен Хорни (1885-1952 гг.) – немецко-американский психолог, создательница одного из вариантов неофрейдизма. Хорни возражала против фрейдовой теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации. В своих работах она подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность.
С точки зрения Хорни, решающим фактором развития личности является социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших потребностей ребёнка:
При неудовлетворении второй потребности родителями (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.) ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций – группа «пограничных» функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.
Неврозы порождаются также и специфическими культурными условиями, в которых живет человек. В характере невротических переживаний человека Карен Хорни усматривала связь с особенностями, присущими данной культуре и времени. Она рассматривала взаимосвязь с точки зрения того, какие психологические затруднения структура культуры ставит перед человеком. Неврозы она считала ценой, которую приходится платить человечеству за развитие цивилизации.
Эрих Фромм (1900-1980 гг.) – немецко-американский психолог и философ, создатель гуманистического психоанализа.
Как и другие представители неофрейдизма, Фромм отвергает биологизм Фрейда и пытается понять человека в зависимости от социальных условий его существования, при этом анализируя еще экономическую, социальную и политическую структуру общества.
Исходным тезисом Фромма является положение об особенностях человеческого существования, качественно отличного от существования животных. В процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом, в то же время, развив способность мышления, предвидения и воображения. Самосознание порождает чувство одиночества, изоляции и неприкаянности. Чтобы избавиться от этих чувств, человек стремится снова соединиться с природой и с себе подобными.
Что касается социального влияния, то характер человека меняется вместе с изменением общества, культуры. Фромм различал следующие типы: накопительский, рецептивный, рыночный, эксплуативный. Все они разновидности непродуктивного характера. Только создание нового общества в будущем приведет к продуктивному характеру.
Рассмотрим «концепцию рыночного социального характера», которая, в описании Фромма, выглядит как психологическая модель современного рынка, где человек сводится к товару. Принцип оценивания тот же, что и для рынка товаров. Ценностью является меновая стоимость, для которой цена использования необходимое, но не достаточное условие. Успех во многом зависит от того, насколько хорошо человек оценивает себя, насколько хорошо он подает свою личность, насколько хороша его «упаковка», весел ли он, крепок, настойчив, надежен, честолюбив, кроме того, каково его происхождение, знает ли он нужных людей.
Рыночный характер Фромм называет также отчужденным характером, потому что люди с таким характером отчуждены от своего труда, от самих себя, от других людей и от природы. Порожденный обществом, в котором господствует частная собственность, этот характер выражает такой способ существования человека, который Фромм назвал обладанием. Ориентация на обладание проявляется в собственнических чувствах и установках, которые пронизывают жизнь человека во всех ее проявлениях – в обучении, в формах отношений между людьми, в том числе родителей и детей, мужа и жены, пациента и врача и т. д.13 Таким образом, зависимость человека от социокультурных факторов во многом объясняется воздействием рыночного механизма.
Как видно, многие положения психоанализа 3. Фрейда и его последователей, являющиеся результатом глубокого изучения ими сферы бессознательного, психофизиологических и социальных форм ее проявлений, способствуют формированию более адекватных представлений о психике людей, побудительных мотивов их поведения и деятельности, характерных особенностей их личностей и межличностного общения.14
Тест
Соотнести основные положения психоаналитических концепция и их авторов:
Обоснование выбора:
С точки зрения Адлера, воспитание в детях упорства и самостоятельности, терпения, отсутствие бессмысленного принуждения, унижения, насмешек, наказаний способствует укреплению у человека веры в свои силы. За счет этого происходит бессознательное стремление к власти, которое выражается в превосходстве над другими в качестве способа обрести самоуважение и достигнуть успеха.
Юнг подразделяет бессознательное на личное и коллективное. Коллективное бессознательное, являющееся результатом опыта, общего для всех людей, включает и материал наших дочеловеческих и животных предков. Содержание социального опыта помогает определить специфические образы и символы, связанные со структурой коллективного бессознательного; в то же время эти основные архетипические структуры формируют наши социальные связи и направляют их.
Рассматривая
человеческую личность как результат
динамического противодействия
между врожденными
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
До Фрейда и других ведущих западных теоретиков личность не рассматривали как что-то индивидуальное. Считалось, что психические расстройства являются результатом необъяснимой «потусторонней одержимости». Описанные в контрольной работе учения позволили по-новому взглянуть на личность и психологию человека.
Одна
из величайших заслуг Фрейда заключается
в том, что он твердо стоял на следующей
позиции: психическими проявлениями управляют
определенные правила и причинно-
Информация о работе Психологическая структура личности и практика делового общения