Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 21:06, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть мышление как психологический феномен, а также получить представление каковы его функции, как формируется оно в различных ситуациях. Описать основные виды мышления. Изучить диагностику мышления. Объектом исследования работы является мышление, предметом – мыслительные и познавательные процессы.
Задачи данной работы:
описать сущность мыслительного процесса;
рассмотреть основные виды и уровни мышления;
изучить диагностику мышления.
Диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся психологическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий по сегодняшние дни психологической деятельности с помощью научно контролируемых методов.
Существует множество методик по диагностированию мышления. Например, такие как:
Методика «Противоположности»;
Методика «Ответные ассоциации»;
Тест «Название 60 слов»;
Методика «Установление последовательности событий»;
Тест Эббингауза (заполнение пропущенных в тексте слов);
Методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз»;
Методика «Сравнение понятий»;
Тест «Сложные аналогии»;
Тест «Простые аналогии»;
Тест «Существенные признаки»;
Методика «Исключение слов»;
Тест «Классификация предметов».
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Методика «Противоположности» ассоциативного эксперимента предназначена для выявления произвольности и дифференцированности ассоциаций испытуемых. В отличие от так называемого свободного варианта, т.е. такого, при котором предлагается отвечать любым, первым пришедшим на ум словом, в этой методике ассоциации регламентированы условиями. Длительно продолжающийся опыт должен выявить устойчивость произвольного направления ассоциаций.
Для проведения опыта нужен бланк со словами.
Выбор этих слов, каждое из которых, представляет в сущности задачу, не так уж прост, и лучше пользоваться проверенными вариантами.
Отвечать можно устно или письменно. Учитывается время выполнения по секундомеру.
Инструкция очень проста: «Вот ряд слов. К каждому слову нужно придумать слово противоположного значения». Экспериментатор вместе с испытуемым разбирает пару примеров.
При оценке результатов обращают внимание на соответствие речевой реакции условиям задания. Так, иногда вместо антонимов называют синонимы, либо вообще слова, не связанные со словами-раздражителями, атактические речевые реакции. Существенное значение имеет величина латентного периода: явное удлинение его при абстрактном характере слова-раздражителя свидетельствует о некоторой недостаточности уровня обобщения. Анализируется дифференцированность и точность ответных реакций, возможность подобрать к одному слову несколько антонимов. Характерный признак обеднения словарного запаса при интеллектуальной недостаточности - образование антонима прибавлением к заданному слову частицы «не» (красивый - не красивый , скупой – не скупой, победа – не победа). По увеличению латентного периода и ухудшению качества ответных реакций к концу исследования можно судить о повышенной истощаемости обследуемого.
Методика «Установление последовательности событий» предназначена для выявления сообразительности, умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Предложена А. Н. Бернштейном.
Для проведения опыта необходимы серии сюжетных картинок (в количестве 3-6 картин), на которых изображены этапы какого-либо события.
Существуют серии, соответствующие по содержанию детскому возрасту, а также серии для взрослых.
Оригиналы этих серий выполнены красками, но можно пользоваться и их фотокопиями.
Испытуемому показывают пачку перемешанных карточек и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда положите первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда - вторую, третью..., а сюда последнюю».
После того как испытуемый разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе, как он разложил (например: 5, 4, 1, 2, 3), и лишь после этого просит испытуемого рассказать по порядку о том, что получилось. Если он разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых помочь больному установить противоречие в его рассуждениях, выявить допущенные ошибки.
Если вторая попытка безуспешна, тогда экспериментатор сам показывает испытуемому последовательность событий и, перемешав снова все карточки, предлагает ему разложить их снова - в третий раз или составить рассказ, отражающий последовательность событий.
Интеллектуальное недоразвитие, затрудненность осмысления, свойственные олигофренам и больным с органическими заболеваниями мозга, проявляются в том, что больные, справляясь с легкими сериями, не могут ориентироваться в более трудных; в одной и той же серии они, как правило, ошибаются на одной более трудной картине.
Отчетливо выявляются с помощью данной методики некоторые формы инертности психических процессов больных: разложив в первый раз картинки неправильно, больные в дальнейшем несколько раз подряд повторяют ту же ошибочную версию последовательности. Такая «склонность к застреваниям» наблюдается при некоторых органических заболеваниях мозга в детском, а также в старческом возрасте.
При истолковании результатов исследования следует обращать внимание на то, как больной реагирует на наводящие вопросы и критические возражения экспериментатора, «подхватывает» ли он эту помощь или не понимает ее.
Значительный интерес представляют особенности устной речи больных, выявляющиеся во время объяснения последовательности событий.
Затруднения в установлении сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения.
Способов диагностики мышления очень много, они все разнообразны и интересны, и необходимы для диагностирования и развития мышления и знаний людей.
Из трех видов мышления: словесно-логического,
образно-логического и
Именно
этих двух видов мышления касаются описываемые
психодиагностические методики. Как образное,
так и действенное мышление имеют несколько
аспектов, которые в той или иной степени
проявляются при решении разных задач.
В этой связи для диагностики образно-логического
и наглядно-действенного мышления детей
предложено по три разные методики по
одной на каждый из существенных аспектов
каждого вида мышления.
Поскольку
уровень интеллектуального развития младших
и старших дошкольников различен, то в
данный комплекс методик включены разные
варианты для детей различного возраста:
от 1 до 4 лет и от 4 до 5 лет. Там, где возрастная
диагностика мышления методически разделена,
имеются специальные оговорки, ограничивающие
сферу применения описываемых методик
определенным возрастом детей.
Методика №1 «Нелепицы»
(Методика для
диагностирования образно-
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития: 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов —средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.[5, с.95]
Методика №2 «Обведи контур»
(Методика для оценивания
наглядно-действенного мышления)
Детям показывают рисунки
и объясняют, что задание заключается
в том, чтобы с помощью карандаша или ручки
как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине
этого же рисунка тот контур, который представлен
в его левой части. Все линии необходимо
стараться делать прямыми и точно соединить
углы фигур. Желательно также, чтобы контуры
фигур были воспроизведены в тех же самых
местах, где они изображены на рисунках
— образцах в левой части. Оцениваться
в итоге выполнения задания будут аккуратность,
точность и скорость работы.
Оценки результатов даются в баллах в
зависимости от скорости, качества и точности
выполнения данного задания:
10 баллов — ребенок затратил на выполнение
всего задания меньше чем 90 секунд, причем
все линии на рисунке прямые и точно соединяют
углы фигур. Все линии следуют точно по
заданным контурам.
8-9 баллов — на выполнение задания ушло
от 90 до 105 секунд. При этом имеет место
хотя бы один из следующих недостатков:
одна или две линии не являются вполне
прямыми; в двух или в трех случаях начертанные
линии не вполне правильно соединяют углы
фигур; от двух до четырех линий выходят
за пределы контура; от четырех до пяти
углов соединены неточно.
6-7 баллов — на выполнение всего задания
в целом ушло от 105 до 120 секунд. При этом
дополнительно обнаружен хотя бы один
из следующих недочетов: три или четыре
линии непрямые; от четырех до шести углов
соединены не вполне точно; от пяти до
шести линий выходят за пределы контура;
от шести до семи углов соединены не вполне
точно.
4-5 баллов — на выполнение задания затрачено
от 120 до 135 секунд. Имеется хотя бы один
из следующих недочетов: пять или шесть
линий не являются вполне прямыми; от семи
до десяти углов соединены не вполне правильно;
есть семь или восемь линий, которые не
являются вполне прямыми; имеется от восьми
до десяти углов, которые соединены, не
вполне точно.
2-3 балла — на выполнение задания ушло
от 135 до 150 секунд. Отмечен хотя бы один
из следующих недостатков: от семи до десяти
линий непрямые; от одиннадцати до двадцати
углов соединены не вполне правильно;
от девяти до восемнадцати линий выходят
за пределы контура; от одиннадцати до
семнадцати углов соединены не вполне
правильно.
0-1 балл — на выполнение задания ушло более
150 сек. Почти все линии, за исключением
одной или двух, не являются прямыми; почти
все углы, за исключением одного или двух,
соединены неправильно.
Выводы об уровне развития ребенка дошкольного
возраста следующие:
10 баллов - очень
высокий результат; 8-9 баллов –
высокий результат; 4-7 баллов –
средний результат; 2-3 балла –
низкий; 0-1 балл – очень низкий. [5, с.164]
Методика №3 «Лабиринт»
(Методика для
оценивания наглядно-
Материал представляет собой изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также "писем", условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой (см. Приложение №1)
Вводные задачи состоят из двух задач — задачи "А" и задачи "Б". Решение каждой из задач проверяется экспериментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и домики в конце них; на всех остальных каждый участок дорожки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На "письмах" к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В "письмах" к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти. В "письмах" к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ломаная линия), и необходимые ориентиры.
Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 — характер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 — сочетания ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7-10 — одновременно ориентиры и направления поворотов.
Инструкция:
Детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10.
Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.
"Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли".
Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:
"Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону".