Психологическая сущность мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть мышление как психологический феномен, а также получить представление каковы его функции, как формируется оно в различных ситуациях. Описать основные виды мышления. Изучить диагностику мышления. Объектом исследования работы является мышление, предметом – мыслительные и познавательные процессы.
Задачи данной работы:
описать сущность мыслительного процесса;
рассмотреть основные виды и уровни мышления;
изучить диагностику мышления.

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 560.00 Кб (Скачать файл)

Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в "письме". Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2:

"В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону  поворачивать. Начинайте двигаться  от травки. Найдите нужный домик  и зачеркните его".

К задаче 3:

"Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задаче 4:

"Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала  мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик".

К задачам 5-6:

"Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его".

К задачам 7-10:

"Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно  идти, около какого предмета поворачивать  и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".

Оценка результатов:

При оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного домика и номер задачи (см. Приложение №3). В месте пересечения их координат указана оценка. Номер выбранного домика и оценка заносятся в протокол (см. Приложение №2). Все оценки суммируются. Максимальное количество очков — 44.

Интерпретация полученных результатов:

38-44 балла — дети с  детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.

31-38 — дети с незавершенной  ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.

24-31 балл — дети с  четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.

18-24 — для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.

Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышления. [5, с.178]

 

 

 

Заключение

В своей курсовой работе я описала сущность мыслительного процесса, рассмотрела его уровни и особенности, пояснила взаимосвязь мышления с речью, его индивидуальные особенности и классифицировала типы мыслительной деятельности.

Итак, мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Во второй главе своей работы я рассмотрела практические способы диагностирования мыслительной деятельности и описала несколько методик применимых в дошкольных детских учреждениях для детей младшего и старшего возраста.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Проанализировав методики диагностирования и оценивания мышления человека, в том числе мыслительные процессы детей дошкольного  возраста, я поняла всю необходимость их использования. Методики очень эффективны и помогают обнаружить отсталость умственного развития и помочь в преодолении этих препятствий. Любому практическому психологу необходимо знать и внедрять методики и способы в свою деятельность.

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Академический Проект, 2003.
  2. Активные методы в работе школьного психолога / под ред. И.В.Дубровиной. -М., 1991.
  3. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. – СПб.: Детство-пресс., 2011.
  4. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. -М.: Педагогика, 1978.
  5. Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. –Волгоград: Учитель, 2013.
  6. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. - М.: Мир, 1981.
  7. Карандашев В. Н., Лисянская А. С., Крылова Т. А. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы. –Волгоград: Учитель, 2013.
  8. Кеттелл Дж. Интеллектуальные тесты и измерения. М., 1990.
  9. Кондратьева О. В., Кондратьев С. В. Социальная психология. Курс лекций. –Волгоград: Учитель, 2004.
  10. Маклаков А. Г. Общая психология. –СПб.: Питер, 2012.
  11. НемовР.С. Психология. Т.1. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  12. Павлов И.П. Избранные труды. - М.: Наука, 1954.
  13. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  14. Психология. Учебник. / Под ред. Крылова А.А. - М.: Проспект, 2002.
  15. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2003.
  16. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - Спб.: изд-во Питер, 1999
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007.
  18. Столяренко.Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  19. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Наука, 1984.
  20. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.; Томск, 1997.
  21. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1991.

 

 

 

Приложение №1

Приложение к методике «Лабиринт»

Вводные задачи

 

 

Задачи 1-2

а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо

 

а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо

 

Задачи 5-6

 

а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо

 

 

а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо

 

Задачи 9-10

 

 

а) полянка, б) первое письмо, в) второе письмо

 

Ключ к задачам 1-6 (номера домиков)

Ключ к задачам 9-10 (номера домиков)

 

Приложение №2

Протокол к методике "Лабиринт"

Фамилия,

имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

                                         

 

Приложение №3

Шкала оценок

№ домиков

№ задачи

1

2

3

4

5

6

 

7

8

9

10

1

1

0

0

1

1

0

 

0

2

4

0

2

1

0

0

1

1

0

 

0

2

2

0

3

1

0

0

1

1

0

 

0

4

0

2

4

1

0

0

1

1

0

 

2

2

0

0

5

2

0

0

2

4

0

 

0

0

0

0

6

2

0

0

2

3

0

 

0

0

2

0

7

4

0

0

4

2

0

 

2

0

0

2

8

3

0

0

3

2

0

 

0

2

0

4

9

0

2

4

0

0

1

 

2

0

4

2

10

0

2

3

0

0

1

 

0

2

2

2

11

0

3

2

0

0

1

 

0

0

0

4

12

0

4

2

0

0

1

 

0

0

0

2

13

0

1

1

0

0

3

 

4

0

0

4

14

0

1

1

0

0

4

 

2

2

0

6

15

0

1

1

0

0

2

 

2

0

0

2

16

0

1

1

0

0

2

 

2

0

2

2

17

                 

2

2

18

                 

2

4

19

                 

0

0

20

                 

2

0

21

                 

6

0

22

                 

4

0

23

                 

2

2

24

                 

2

0

25

                 

0

0


 

 

 


Информация о работе Психологическая сущность мышления